О влиянии сирийского конфликта на ситуацию в Иордании

Гражданская война в Сирии оказала дестабилизирующее влияние на ситуацию во всем регионе Ближнего Востока. Она активизировала курдский фактор, в результате чего турецкая элита, обеспокоенная перспективой создания независимого курдского государства на севере Сирии вступила в конфронтацию со всеми сопредельными странами региона. Перманентный политический кризис в Ливане также во многом связан с сирийским конфликтом. Кроме того, присутствие полутора миллионов сирийских беженцев существенно подрывает ливанскую экономику. Ухудшение ситуации в  Ираке, связанное с образованием террористической группировки «Исламское государство» и взятие ею под контроль значительных территорий в провинциях Найнава и Анбар также во многом связано с сирийским кризисом. Экстремисты из ИГ просто заполнили вакуум, сложившийся в провинции Ракка после ухода оттуда правительственных войск. Не смогла остаться в стороне от сирийского кризиса и Иордания. Продолжающаяся в соседней стране гражданская война грозит подорвать хрупкую экономическую и политическую стабильность в Хашимитском королевстве.

В настоящее время на иорданской территории находится около полутора миллионов сирийских беженцев, половина из которых – дети. Только 629 тысяч из них официально зарегистрированы как беженцы. Значительную часть сирийцев, прибывших в Иорданию, составляют выходцы из провинции Дераа, то есть представители одних и тех же бедуинских племен. Неслучайно 80% сирийцев, прибывших в Иорданию живут у родственников или снимают жилье, и только 20% проживают в лагерях для беженцев. Несмотря на это присутствие полутора миллионов сирийцев стало тяжелым испытанием для страны, собственное население которой составляет всего 6 миллионов человек. Присутствие сирийцев создает излишнюю конкуренцию на местном рынке труда.  Сирийцы готовы работать за меньшую плату, чем коренные иорданцы, что ведет к социальной напряженности в стране, и без того страдающей от нехватки рабочих мест. Обострились и другие извечные проблемы Иордании: нехватка воды и энергетических ресурсов. В настоящее время страна на 94% удовлетворяет свои энергетические потребности за счет поставок из-за рубежа.  Однако поставки газа из Ирака не ведутся с 2003 года. Увеличение экспорта газа из Египта также находится под вопросом в связи с деятельностью экстремистов на Синайском полуострове. В связи с экономическими  трудностями королевства ООН выделила Амману 2,88 миллиарда долларов, которые должны были быть освоены к 2015 году в рамках Плана «Ответ Иордании» (Jordan Response Plan). Однако к настоящему времени поступило только 35% денег из этой суммы. Неслучайно поэтому, что приток беженцев вызывает все большее беспокойство среди иорданцев. По данным социологического опроса, проведенного в конце 2014 года, 79% граждан страны выступают за закрытие ее границ.

Одной из тревог иорданцев является возможное изменение демографического баланса в стране. Значительную часть населения Иордании составляют палестинцы. Оценки доли их численности в населении страны варьируются. Король Абдалла в своей книге «Наш последний наилучший шанс» определяет долю палестинцев в 43%. В  то же время некоторые палестинские ученые считают, что палестинское население Иордании составляет около 60%. Как бы там ни было, палестинское присутствие в 1960-1970-е годы принесло стране большие проблемы, Достаточно вспомнить события 1970 года, когда ООП попыталась превратить Иорданию в палестинскую республику, свергнув королевскую династию. Вот почему все планы по созданию Иорданско-Палестинской Федерации представляются откровенной утопией. Дальнейшее нарушение баланса сил в стране для правящей династии смерти подобно. Позднее королевству удалось в значительной степени «переварить» палестинцев, однако прибытие новой волны беженцев, на этот раз из Сирии способно разрушить сложившийся баланс.

Еще одной тревожной тенденцией является рост влияния джихадистских организаций в Иордании, также спровоцированный сирийской гражданской войной. Радикализация иорданских исламистов наблюдается с 1990-х годов. Особую популярность джихадисты имеют в лагерях палестинских беженцев, а также среди бедуинского населения городов Салт и Зарка на севере страны. Именно отсюда вышел получивший печальную известность Абу Мусаб аз-Заркауи, основатель «Аль-Каиды в Месопотамии», прославившийся кровавым террором в Ираке в 2003-2006 годах. Иорданские джихадисты играли значительную роль в основании сирийской экстремистской группировки «Джабхат ан-нусра». Мобилизацию иорданских джихадистов в  ряды сирийских экстремистских группировок проводили Мустафа Салех Абдель Латиф (Абу Анас ас-Сахаба) и Айяд ат-Тубаси (Абу Джулайбиб). Численность иорданских джихадистов, воюющих на стороне «Джабхат ан-нусры» и «Исламского государства» оценивается в 2 тысячи человек. Их значительное присутствие ощущается в Дераа, Западной и Восточной Гуте и Идлибе. Среди иорданских кадров «Джабхат ан-нусры» выделяются некто Мутазз ас-Сухна, полевой командир в Идлибе, выдающий себя за «генерала иорданской армии», Абу Микадад аль-Урдуни и Абу Умар аль-Урдуни, воюющие в провинции Дераа. Достаточно много иорданцев среди «идеологов» и шариатских судей «Джабхат ан-нусры». Срели них можно выделить Абу Мухаммеда аль-Атауи, Абу Сайяфа и Абу Катаду. Однако наиболее «выдающимся» среди популяризаторов джихадистской и салафитской идеологии нужно признать Абу Мухаммеда аль-Макдиси.

Иорданское правительство чрезвычайно обеспокоено распространением джихадистской идеологии среди иорданских салафитов, понимая, что моджахеды, вернувшиеся из Сирии, будут представлять реальную угрозу для стабильности в самой Иордании. В апреле 2014 года имел место случай, дающий характерное представление о ситуации. Отряды «Джабхат ан-нусры» с территории Иордании совершили вылазку в Сирию, но при попытке зайти назад были подвергнуты бомбардировке со стороны иорданских ВВС. Правительство Иордании поддерживает регулярные контакты  с представителями вооруженной оппозиции, но это этнически и идейно близкие представители «Южного фронт»а, наиболее умеренного из сирийских вооруженных формирований, состоящего в основном из суннитов провинции Дераа. Амман внимательно наблюдает за событиями в Сирии, поддерживая связи как с противниками, так и со сторонниками правительства Башара Асада. Так, недавно в иорданской столице вел переговоры руководитель сирийских спецслужб Али Мамлюк. Ранее иорданская разведка выступала посредником в контактах ряда силовиков правительства Асада с израильскими спецслужбами.

Несомненно, что иорданская элита отдает себе отчет в масштабе угроз, которые несет в себе военно-политический конфликт в Сирии. Стремление минимизировать их побуждает Амман занять прагматичную и здравомыслящую позицию в отношении сирийского урегулирования.

52.26MB | MySQL:103 | 0,534sec