Финансовый закон 2016 г. в Алжире: сохранят ли власти внутреннюю стабильность?

Утвержденный 4 декабря парламентом АНДР финансовый закон на 2016 год отражает глубину экономического кризиса, в которую попал Алжир в связи с падением мировых цен на нефть.

Разработанный чиновниками алжирского Минфина, он представляет собой пакет антикризисных мер, направленных на снижение негативного эффекта от резкого уменьшения притока денежных средств в казну страны.

Так, по мнению его главы Абдеррахмана Бенхалфа, АНДР в 2016 г. в результате уменьшения стоимости на мировом рынке может не дополучить дополнительно 26 млрд долларов.

Для Алжира, сталкивающегося со все более заметными кризисными проявлениями, это является серьезным ударом. Необходимо заметить, что власти АНДР к концу декабря 2015 г. ожидают снижения золотовалютных резервов страны до 150 – 151 млрд долларов от докризисного уровня в 200 млрд долларов.

Их уменьшение за 16 месяцев (с сентября 2014 г.) на 50 млрд долларов создает тревожные ожидания как у алжирского руководства, так и у рядовых граждан. Особенно с учетом прогнозов относительно увеличения нефтедобычи в Иране и особенно в Ираке, в результате чего, по мнению ряда экспертов энергетической отрасли, низкая стоимость «черного золота» может сохраняться в течение продолжительного времени.

В этих условиях перед Алжиром в ближайшие годы встает перспектива полностью потратить накопленные в «тучные» годы ресурсы и стать фактическим банкротом.

Соответственно, принятый финансовый закон представляют собой не просто набор экономических мер, а жесткое урезание государственных расходов и повышение прямых и косвенных налогов, благодаря чему Абдеррахман Бенхалфа рассчитывает сохранить 20 млрд долларов. В результате падение золотовалютных резервов в 2016 г. должно быть не столь критичным – около 30 млрд долларов и в распоряжении властей АНДР к 2017 г. должно остаться до 120 – 121 млрд долларов.

Однако произойти это должно прежде всего за счет населения. Важно, что урезание государственных расходов фактически не коснулось обороны. Несмотря на то, что страна в результате закупок последних лет обладает, вероятно, самыми мощными в техническом плане вооруженными силами в Африке и одними из самых сильных в арабо-мусульманском мире, алжирские власти не намерены снижать военные траты.

Необходимо особо заметить, что к настоящему времени Алжир закрыл практически все свои потребности по боевой технике, но это обстоятельство не стало реальным весомым поводом для уменьшения оборонных расходов, которые достигают отметки в 16 млрд долларов ежегодно и явно являются избыточными по нынешним кризисным меркам.

Вероятно, одна из главных причин подобного положения дел – не просто опасения ряда ключевых представителей правящего алжирского режима о «происках врагов» (Марокко, Израиля, стран Запада, в первую очередь Франции), доходящие, по оценкам ряда зарубежных экспертов до уровня «паранойи», сколько стремление президентского клана Абдельазиза Бутефлики сохранить смычку с руководством вооруженных сил (в первую очередь, с начальником штаба генералом Ахмедом Гаидом Салахом).

Соответственно, экономия государственных средств затронет целый ряд инфраструктурных проектов, хотя, согласно заявлениям окружения главы государства, она не коснется главных из них. В частности, алжирское руководство намерено реализовать планы по созданию и модернизации железнодорожного сообщения с рядом отдаленных и мало освоенных районов на юге, юго-востоке и юго-западе страны.

Тем не менее, стратегия транспортного развития Алжира подверглась заметной «ревизии». А это несет в себе заметные угрозы для стабильности страны.

Так, например, будут приостановлены проекты транспортного развития задыхающихся в «пробках» крупных городов. В частности, эта касается целого ряда запланированных трамвайных линий, линий легкого метро (электрички) и метрополитена.

Экономия коснется и проектов жилищного развития и газификации некоторых районов страны, что неизбежно вызовет усиление «коммунального» кризиса и протестных настроений все более заметно увеличивающегося населения.

Но самый сильный удар будет нанесен по социальной сфере. Согласно одобренному финансовому закону страны, будут отменены 70 процентов прежних государственных субсидий для малоимущих слоев населения, в том числе на электричество и газ, в результате чего стоимость последнего может вырасти в 2.5 раза. В результате число алжирцев, находящихся за чертой бедности, может подняться с нынешних 20 до 50 и более процентов.

Следует особо заметить, что они уже сейчас в среднем тратят более 20 процентов своих доходов на оплату коммунальных услуг. А в результате осуществления на практике положений финансового закона 2016 г. эти расходы могут перевалить треть объемов их заработков и дойти до 40 процентов.

Причем «свободных» денег, которые можно было бы отложить на «черный день», у среднестатического алжирца практически не остается ввиду общего роста дороговизны продуктов и промышленных товаров, вызванного в том числе дальнейшим снижением курса национальной валюты и сохранением сильной зависимости от привозной продукции.

При этом правительственные меры «экономии» вызовут неизбежный дополнительный скачок цен. Одна из них – увеличение топливного налога с 7 до 17 процентов, за которым последует пропорциональный рост стоимости и всех прочих товаров и услуг.

Кроме того, ожидаемая приватизация некоторых государственных активов, в том числе в ряде случаев городского транспорта, компании Sonelgaz, отвечающей за снабжение электричеством и газом внутри страны, а также дальнейшее увеличение налогов на частный бизнес способно нанести решающий удар по карману простых алжирцев.

К этому необходимо добавить и прочие меры Министерства финансов, способные вызвать серьезный дефицит ряда товаров, привозимых из-за рубежа. Так, для того, чтобы уменьшить отток капиталов за рубеж, алжирские власти ограничивают закупки иностранной продукции и поставки ее на свой рынок.

Учитывая отсутствие в большинстве случаев национальной альтернативы, это способно вызвать серьезное недовольство населения.

Если же к этому добавить то, что алжирский режим стремится сэкономить за счет него, то уже в 2016 г., после внедрения на практике положений нового финансового закона он рискует в результате получить самые серьезные с момента «арабской весны» в начале 2011 г. протестные выступления.

Необходимо напомнить, что тогда властям АНДР удалось  погасить протесты населения с одной стороны, обещаниями комплексных политических реформ (в том числе изменения Конституции и демократизации общественной жизни в стране), а с другой стороны – введением различных субсидий и общим увеличением социальных расходов.

Следует напомнить, что первую часть обещаний представители правящего алжирского режима выполнили лишь частично.

В результате же введения нынешних мер экономии, накладывающихся на девальвацию алжирского динара, рост дороговизны жизни, снижение доходов населения и сокращение рабочих мест правящий режим сильно рискует своими же действиями  резко дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в условиях, когда действующий лидер страны все больше демонстрирует элементарную недееспособность в плане выполнения возложенных на него функций.

Важно заметить, что цена вопроса отмены социальных субсидий в плане материальном реально составляет 6.5 – 7 млрд долларов ежегодно и их сохранение не являлось критичным для казны. Во всяком случае, серьезное потенциальное поле для антикризисных мер представляют гипертрофированные расходы на оборону и чиновничий аппарат. Однако их отмена может стать роковой для правящего режима.

Соответственно, предстоящий для Алжира 2016 год может стать если не новой рубежной датой для начала процесса смены правящего режима, то отправной точкой для длительной дестабилизации страны, которая неизбежно отразится и на его соседях, в том числе европейских странах и Марокко.

52.3MB | MySQL:103 | 0,553sec