О военной ситуации в Сирии (12 – 19 декабря 2015 г.)

В течение недели продолжала активно работать российская авиация из состава авиагруппы, базирующейся на авиабазе «Хмеймим». По данным Минобороны РФ, интенсивность ее полетов составила до 60 боевых вылетов в сутки. По данным зарубежных СМИ, удары наносились по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-нусра» в провинциях Алеппо, Хомс, Дейр эз-Зор, Латакия, Дамаск, Хама, Идлиб, Ракка, Хасеке.

Так, в провинции Дамаск авиаудары наносились по позициям группировки «Джейш аль-Ислам» в Думе и Харасте, откуда 13 декабря были выпущены до 30 реактивных снарядов по жилым кварталам в Дамаске, находящимся под контролем правительственных сил. Из сообщений джихадистов в социальных сетях, в результате авиаударов уничтожены до 40 боевиков.

В провинции Алеппо авиаудары наносились по позициям ИГ в районах Хан Туман, Хенефис, Айн аль-Джамайяла, Аиша.

Массированные удары наносились по целям террористов в северной части провинции Латакия близ границы с Турцией.

В течение недели продолжались активные боевые действия в большинстве сирийских провинций, причем в ряде мест – с переменным успехом для сирийских войск.

      В провинции Алеппо бои велись на юге, севере и востоке провинции, а также в ее административном центре.

В восточной части провинции Алеппо 12 декабря в районе населенных пунктов Насралла и Расм аль-Абуд правительственные силы отразили атаку боевиков ИГ на свои позиции. При отражении атаки уничтожены десятки боевиков. 17 декабря штурмом взяты деревни Наджара и Аль-Джаберия. При этом уничтожены десятки боевиков.

 

В южной части провинции Алеппо в ожесточенных боях с правительственными силами группировка «Джейш аль-фатх» потеряла убитыми свыше 60 боевиков. Там боевикам противостоят части 4-й механизированной дивизии.

К 13 декабря там в ходе продолжающегося наступления сирийских войск у джихадистов были отбиты 6 деревень. В боях уничтожены до 40 боевиков.

К 14 декабря сирийские войска и формирования ливанского движения «Хизбалла» отбили у джихадистов новые территории в южной части провинции, освободив при этом несколько деревень, и в частности, Карази и Таль Баджер. Там же проправительственные силы завязали бои против боевиков «Джейш аль-фатх» за город Аз-Зерба.

К 15 декабря сирийские войска отбили у противника ряд территорий в районах городов Хан Туман и Аз-Зерба. В деревне Абу Рувейл захвачено большое количество оружия, предназначавшегося боевикам, в том числе 4 миномета турецкого производства.

В административном центре провинции 13 декабря уничтожены 6 командных пунктов джихадистов и до 20 находившихся в них боевиков. 15 декабря сирийские войска вели бои с формированиями «Джабхат ан-нусра» за кварталы Шейх Лутфи, Ханано, Карм ат-Таххан, Аль-Джазмати. 16 декабря отражена контратака боевиков на позиции сирийской армии в квартале Аз-Зазра в западной части города. 17 декабря велись бои за кварталы Аль-Маасарания, Шейх Лутфи и Бустан аль-Баша.

На севере провинции Алеппо 14 декабря освобождена деревня Аин аль-Байда, что в 125 км к северу от провинциального центра. Там вновь хорошо проявили себя танки Т-90, поставленные сирийской армии. Они успешно противостоят огню ПТРК TOW, поставленных Сирийской свободной армии (ССА).

15 декабря возобновила в полном объеме функционирование авиабаза «Кувейрес», разблокированная месяцем ранее. По данным сирийского государственного телевидения, с авиабазы начались полеты самолетов и вертолетов. До этого она в течение двух с половиной лет находилась в осаде. Ее защитники ежедневно отражали атаки боевиков ИГ.

Наблюдатели отмечают, что решающую роль в достижении успеха правительственных сил в провинции Алеппо сыграли как сирийские военные, и в частности, 4-я механизированная дивизия (мд), так и  формирования ливанского движения «Хизбалла». Показательно, что в боях шииты из этого движения воюют бок о бок с сирийскими суннитами – выходцами из провинции Алеппо, которыми укомплектована входящая в 4-ю мд 154-я пехотная бригада.

     В северной части провинции Латакия правительственные силы продолжали продвижение с боями к границе с Турцией. 14 декабря подразделения 103-й пехотной бригады выбили боевиков с позиций у населенных пунктов Тартия и Кафр Далба.

К 16 декабря установлен контроль над горами Аль-Нуба близ границы с Турцией.

По данным сирийских военных, за 68 дней наступательной операции в Латакии установлен контроль над 56 объектами – деревнями, городами, господствующими высотами. Только за сутки 18 декабря установлен контроль над высотами 652, 687.5, 526, 662.8, 427, 754.5, а также деревнями Джабаль аль-Асвад аль-Кабир и Аттира. В боях уничтожены до 30 джихадистов.

К завершению недели ситуация в Латакии, похоже, осложнилась. По неподтвержденным официально данным, там боевикам после ожесточенных боев удалось вновь восстановить контроль над горами Аль-Нуба (высоты до 800 метров), с которых контролируется автотрасса Латакия – Алеппо (она не используется с 2012 года), а также оплот джихадистов г.Сальма. Наблюдатели утверждают, что это произошло во многом из-за того, что позиции противоборствующих сторон там настолько близки друг к другу, что это исключило возможность использования российской авиации.

 

      В северной части провинции Хомс по состоянию на 13 декабря  правительственные силы вели бои с джихадистами из «Джабхат ан-нусра» в районе города Эзеддин. В восточной части провинции сирийские войска вели наступление на позиции ИГ на западе и юге древней Пальмиры (Тадмор).

К 15 декабря в северной части провинции боевые действия велись против формирований «Джабхат ан-нусра» за деревню Тейр Мала и город Талбиса. На востоке провинции продолжались бои с формированиями ИГ за Пальмиру и г.Ас-Сухна. Джихадисты из ИГ продолжали удерживать захваченный ранее г.Махин несмотря на ежедневные авиаудары российской и сирийской авиации. Более того, они пытались развить свой успех в направлении г.Садад, но их наступление было остановлено правительственными силами.

Сам город Хомс практически полностью контролируется правительственными силами. Боевики неделю назад начали покидать квартал Ваер, последний, находившийся под их контролем. Тем не менее значительные территории провинции контролируются джихадистами – северная часть – боевиками «Джабхат ан-нусра», восточная – ИГ.

19 декабря сирийские войска развернули операцию по восстановлению контроля над городом Махин, который перешел под контроль боевиков ИГ две недели назад. Между тем боевики ИГ попытались атаковать город Садад с преимущественно христианским населением. Эта атака была отбита правительственными силами. Там уничтожены до 20 боевиков.

       В провинции Дамаск эпицентрами боевых действий оставались  Восточная Гута и Дума, а также районы, прилегающие к автодороге Дамаск — Хомс. К 15 декабря правительственные силы установили полный контроль над городом Мардж ас-Султан. Одноименная авиабаза была занята месяцем ранее. В Восточной Гуте шли ожесточенные бои за район Аль-Мардж, где  джихадисты постоянно переходили в контратаки.

      В провинции Дераа 14 декабря в ходе боев за город Дераа аль-Баляд подразделения 15-й пехотной бригады продвигались к пограничному переходу на границе с Иорданией. За сутки были освобождены 6 кварталов. Там проправительственным противостоят боевики «бригад Южного фронта» ССА.

16 декабря продолжились бои за административный центр провинции. Проправительственные силы взяли штурмом позиции джихадистов в квартале Аль-Аббасия. Бои шли также в предместьях Дераа аль-Махата и Дераа аль-Баляд.

      В северной части провинции Хама 14 декабря проправительственные силы отразили атаки боевиков «Джейш аль-фатх» на их позиции в районах населенных пунктов Аль-Бовейда, Аль-Масасна, Аль-Махрука, Зур и Аз-Залакия. При этом уничтожены до 100 боевиков.

По состоянию на 15 декабря сирийские войска с боями продвигались к деревне Ктейша близ г.Саламия, что к востоку от провинциального центра. Там правительственным силам противостоят формирования ИГ.

В административном центре провинции Дейр эз-Зор 13 декабря правительственные силы атаковали позиции ИГ в квартале Аль-Уммаль. В результате атаки уничтожены до 20 боевиков.

17 декабря правительственные силы атаковали позиции боевиков ИГ у деревни Аль-Джафр. Там уничтожены десятки боевиков.

      В провинции Идлиб 16 декабря правительственные силы штурмом взяли позиции джихадистов в районах деревни Абу Макки и к северу от города Хан Шейхун. Там уничтожены до 20 боевиков.

На северо-востоке провинции Эс-Сувейда джихадисты из ИГ попытались 18 декабря предпринять массированную атаку на позиции правительственных войск близ деревни Таала. Сирийские военные узнали о подготовке атаки заранее, и встретили наступающих интенсивным огнем артиллерии. Под огнем артиллерии, оказавшись вне укрытий, атакующие понесли большие потери.

В провинции Хасеке 16 декабря в районе населенного пункта Камышлы отмечено боестолкновение между кудскими формированиями и проправительственными силами. Это – достаточно редкое явление, так как и те, и другие обычно взаимодействуют в борьбе против общего врага – ИГ. Как отмечалось в коммюнике службы внутренней безопасности курдов, инцидент произошел после того, как один из бойцов Сил национальной обороны (СНО) в состоянии алкогольного опьянения открыл огонь по курдским полицейским. В ответ курды арестовали стрелка, а также еще 9 бойцов СНО.

Контроль за Камышлы осуществляют совместно курды и проправительственные силы. Конфликты между двумя сторонами возникают главным образом из-за стремления сирийских властей призывать «под знамена» сирийской армии курдскую молодежь.

Сирийские курды еще в 2013 году провозгласили автономию на территориях, находящихся под их контролем, и в частности, в провинции Хасеке. Это обстоятельство – если Дамаск действительно хочет удержать курдские территории в той или иной степени зависимости от Центра – неизбежно предполагает будущую федерализацию Сирии, и режим Б.Асада должен понять, что это соответствует его интересам.

В течение недели продолжали нести потери иранские советники, воюющие на стороне правительственных сил. 13 декабря иранские СМИ сообщили о гибели в Сирии высокопоставленного иранского советника, бригадного генерала Хосейна Фадаи (боевой псевдоним – Зольфакар). В иранском Корпусе Стражей исламской революции он командовал бригадой.

Прошедшая неделя оказалась насыщенной на интересные заявления лиц, так или иначе находящихся в либо в лагере противников Дамаска, либо среди его сторонников.

Как заявил 14 декабря представитель турецкой оппозиционной Народно-республиканской партии Эрен Эрдем, боевики ИГ получили через Турцию все компоненты, необходимые для производства зарина – отравляющего вещества нервно-паралитического действия.

Главарь группировки «Джабхат ан-нусра» Абу Мухаммед аль-Джулани в интервью одному из эмиратских телеканалов заявил 14 декабря, что главная цель Анкары в Сирии – создать так называемую зону безопасности на севере САР. По его оценке, турецкие действия против курдов в Сирии могут привести только к одному – усилению позиций ИГ на севере этой страны.

17 декабря представитель ССА категорически опроверг заявления некоторых российских официальных лиц о том, что ряд формирований ССА якобы пользуется российской поддержкой с воздуха. Как заявил для АФП член политбюро Северного альянса (он объединяет несколько группировок оппозиции, включая ССА) Ассаад Хана, «российские представители пытаются внести раскол в ряды ССА, распространяя слухи о сотрудничестве некоторых ее формирований с Россией». «Заявления о взаимодействии с Россией – это ложь. Его просто нет», — заявил представитель 13-й дивизии ССА Ахмад Сауд. Это формирование пользуется поддержкой США. Эту же точку зрения поддержал «начальник генштаба ССА» генерал Ахмад Берри.

Верховная комиссия сирийской оппозиции, призванная подготовить возможные переговоры с режимом Б.Асада, назвала 17 декабря Рияда Хиджаба – бывшего премьер-министра Сирии, перешедшего на сторону оппозиции – своим генеральным координатором на этих переговорах. За 50-летнего суннита проголосовали 24 участника Верховной комиссии, собравшейся в Эр-Рияде. Его соперник Ахмад Джарба, ранее возглавлявший оппозиционную коалицию, получил 8 голосов.

Р.Хиджаб перешел на сторону оппозиции в августе 2012 года после двух месяцев нахождения на посту премьера. Скрывшись в Иордании, он мотивировал свой поступок тем, что потерял надежду на то, что «коррумпированный и жестокий режим может измениться». Он стал самым высокопоставленным представителем Дамаска, порвавшим с режимом.

Р.Хиджаб – выходец из номенклатуры партии Баас, уроженец провинции Дейр эз-Зор.

Понятно, что такая кандидатура представителя оппозиции на переговорах вряд ли устроит Дамаск.

Тем временем правящий в Сирии режим постепенно выходит из международной изоляции. Как сообщила 18 декабря германская газета «Бильд», служба внешней разведки этой страны BND восстановила сотрудничество с сирийскими спецслужбами. Цели подобного взаимодействия – «обмен информацией о террористах» и «поддержание канала связи» с сирийскими властями, в том числе на случай, если будет подбит один из германских самолетов, участвующих в операции международной коалиции.

18 декабря ливанские СМИ подтвердили ранее передававшуюся информацию от ССА, согласно которой американцы намерены создать в провинции Хасеке свою авиабазу. Речь идет об аэродроме Абу Хаджар, который контролируется курдскими формированиями из «Подразделений защиты курдского народа». Аэродром Абу Хаджар не использовался по назначению с 2010 года. Протяженность его взлетно-посадочной полосы составляет 2,5 км, что позволяет принимать истребители. Американские военные уже два месяца ведут работы по ее реконструкции. Там уже отмечалась посадка американских вертолетов.

В целом, становится все больше очевидным, что без создания в Сирии самой широкой коалиции сил, которые враждебны ИГ и «Аль-Каиде», решить проблемы этой страны одним только политическим процессом вряд ли удастся. В любом случае потребуется военная победа над джихадистами.

52.23MB | MySQL:103 | 0,493sec