Ситуация в Ливане: ноябрь 2015 года

Ситуация в Ливане в ноябре 2015 года оставалась нестабильной и характеризовалась следующими основными моментами: повышением террористической угрозы, попытками разрешения президентского кризиса, обозначившими компромисс между ведущими политическими силами страны, негативными последствиями гражданской войны в соседней Сирии. Президентский кризис, связанный с амбициями различных христианских партий и группировок, осенью с.г. оказывал также негативное влияние на работу парламента и правительства, парализовал действия кабинета министров, мешая ему решать жизненно важные для страны экономические и социальные проблемы. Отсюда становится понятным желание ливанской политической элиты и рядовых граждан страны «увидеть свет в конце тоннеля».

В ливанской прессе в конце ноября появился ряд   статей, свидетельствующих о поиск компромисса в преодолении президентского кризиса между различными политическими силами Ливана.  В  связи с неприемлемостью для ливанской политической элиты кандидатур как М.Ауна, так и С.Джаджаа появилась компромиссная фигура Сулеймана Франжье. Пятидесятилетний Сулейман Франжье-младший является внуком бывшего президента страны Сулеймана Франжье (1970-1976 годы). Происходит из семьи традиционной маронитской аристократии (заимов). Домен семьи Франжье располагается в районе Згорта в Горном Ливане. С.Франжье был известен крутым нравом и располагал целой частной армией вооруженных сторонников. В 1957 году прямо в церкви он совершил вендетту в отношении семьи одного из своих соперников, уничтожив нескольких человек. В результате С.Франжье-старший вынужден был скрываться в Сирии, где пользовался покровительством со стороны молодого начальника разведки ВВС Хафеза Асада. В 1962 году дело удалось замять, и Сулейман Франжье вернулся в Ливан. В 1970 году с небольшим перевесом голосов он был избран президентом. При этом здание парламента было окружено двумя тысячами его вооруженных боевиков. В 1975 году в Ливане разгорелась гражданская война. С.Франжье не был причастен к разжиганию конфликта, однако показал полную беспомощность в урегулировании кризиса. Уходя с президентского поста, он успел пригласить сирийскую армию для защиты маронитов в Ливане в 1976 году. Это положило начало тридцатилетнему вооруженному сирийскому присутствию в Ливане. Уже через четыре года большинство правохристианских группировок, «поменяв фронт», воевали против Асада. Однако партия Франжье «Марада» оказалась верна сирийскому союзнику. В 1983 году Франжье-старший принял участие в формировании просирийского Фронта национального спасения Ливана.

Его внук возглавил маронитов Згорты в начале 1990-х годов. В 1992 году Сулейман Франжье-младший стал самым молодым депутатом ливанского парламента. Занимал министерские посты: министра местного самоуправления в 1992-1995 годах, сельского хозяйства и жилищного строительства в 1998-2000 годах, министра здравоохранения в 2003-2004 годах, министра внутренних дел весной 2004 года. С самого начала гражданской войны в Сирии он поддержал правительство Асада. В одном из интервью 2012 года он заявил, что «Башар Асад и его сторонники выиграют войну».  При этом С.Франжье всегда настаивал на «позитивном нейтралитете Ливана в отличие от негативного нейтралитета, когда правительство Ливана закрывает глаза на контрабанду оружия террористам в братской Сирии».

27 ноября с.г. Сулейман Франжье впервые официально заявил о  том, что выставит свою кандидатуру на президентских выборах. Этому предшествовал ряд закулисных встреч между различными ливанскими политиками. Прежде всего, встреча в Париже между самим Франжье и лидером движения «Мустакбаль» Саадом Харири. С.Харири дал добро на кандидатуру Франжье. В его глазах данный политик является просирийским, но не проиранским и не выполняющим однозначно роль исполнителя приказов «Хизбаллы». Во-вторых, встреча в Бейруте между министром внутренних дел Ливана Нухадом Машнуком, одним из советников Набиха Берри и представителем Самира Джаджаа Мелхемом Риаши. Н.Машнук пользуется репутацией «голубя» в лагере сторонников Харири. И всегда был промоутером договоренностей с «Хизбаллой». По-видимому, речь шла о достижении соглашения по разделению властей, при котором Франжье становится президентом, а Саад Харири получает пост премьер-министра.  Еще одни переговоры по данной проблеме прошли между лидером движения «Хизбалла» Хасаном Насраллой и министром иностранным дел Джебраном Басилем, зятем М.Ауна.

Значительной проблемой для Ливана в ноябре 2015 года стали участившиеся террористические акты.  Крупнейший теракт в Ливане в ноябре 2015 года произошел 13-го числа в шиитском квартале Бейрута Бурдж аль-Бараджне. В результате двух взрывов, произведенных террористами-смертниками, погибло 43 человека и 239 оказались ранены. Ответственность за теракты взяла на себя террористическая организация «Исламское государство». Понятно, что данный террористический акт является своего рода местью шиитам Ливана за участие движения «Хизбалла» в гражданской войне в Сирии на стороне правительства Башара Асада. Ранее, 3 ноября с.г. другая террористическая группировка «Джабхат ан-нусра» назначила «награды за головы» своих главных врагов: 3,5 миллиона долларов за президента Сирии Башара Асада и 2 миллиона долларов за лидера движения «Хизбалла» шейха Хасана Насраллу.

Проявления терроризма в Ливане не ограничивались Бейрутом. Два теракта произошли в начале ноябре в проблемном ливанском регионе Арсаль на границе с Сирией. Напомним, что с сентября 2014 года в этом регионе проходит антитеррористическая операция, направленная на ликвидацию ливанских джихадистов, связанных с сирийской террористической группировкой «Джабхат ан-нусра». Напомним, что в ходе антитеррористической операции ливанских вооруженных сил в сентябре 2014 года джихадистами были захвачены в заложники 29 ливанских военнослужащих. Часть из них была освобождена 1 декабря с.г. 6 ноября был произведен подрыв начиненной взрывчаткой автомашины около штаб-квартиры Ассоциации мусульманских улемов Каламуна, салафитской организации, тесно связанной с «Джабхат ан-нусрой». В результате погибло 7 человек. 9 ноября во время патрулирования в одной из военных машин в Арсале сработало взрывное устройство. Пять ливанских военнослужащих получили легкие ранения.

17 ноября с.г. прошел официальный визит министра иностранных дел Ливана Джебрана Басиля в Российскую Федерацию. На пресс-конференции в Москве Д.Басиль заявил, что Ливан может обратиться за военной помощью к Москве в борьбе с терроризмом. «Россия и Ливан осознают, что это суверенное решение, которое должно быть принято Ливаном. Ливан может такое обращение подать», — сказал Басиль. На встрече Д.Басиля с министром иностранных дел России С.В.Лавровым обсуждались также вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере, учитывая приближающиеся тендеры по разработке шельфовых месторождений Ливана на Средиземном море. Значительное внимание было уделено также сотрудничеству в сфере культуры и образования.

9 ноября в Бейруте было объявлено о поступлении безвозмездной американской военной помощи, предназначенной Ливану. Помощь включает в себя 50 ракет «воздух-земля» класса Hellfire и 560 артиллерийских снарядов на общую сумму 8,6 миллионов долларов. На вручении помощи представителям ливанской армии выступил посол США в Бейруте Дэвид Хейл, подчеркнувший заинтересованность Вашингтона в сохранении стабильности в Ливане, являющемся «единственной демократией на Ближнем Востоке». Военная помощь Ливану была оказана американцами в рамках программы содействия ближневосточных государствам в борьбе против террористической группировки «Исламское государство».

Перерывы в работе ливанского парламента, вызванные бойкотом заседаний со стороны депутатов ряда фракций, оказывают губительное воздействие на экономику страны. Об этом заявил 4 ноября министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук. Министр подчеркнул, что непринятие парламентом ряда законов может вызвать падение стабильности национальной валюты – ливанского фунта. «Ливанский фунт сталкивается с самой серьезной угрозой в течение 22 лет, если парламенту не удастся до конца года принять ряд законов», — отметил Н.Машнук в интервью газете «Аль-Ахбар».  В случае, если ливанские законодатели не примут ряд актов до 31 декабря, страна может столкнуться с серьезными международными ограничениями на банковские и финансовые трансакции, что в свою очередь вызовет неполучение займа МВФ в размере 8,6 миллиарда долларов. К числу необходимых к принятию правовых актов относятся закон о противодействии отмыванию денег, поправки в налоговое законодательство и закон о зарубежных фондовых трансфертах.

По-прежнему острой оставалась в ноябре проблема сирийских беженцев. В настоящее время на территории Ливана находится 1,5 миллиона беженцев и перемещенных лиц из Сирии. 26 ноября проблеме беженцев на заседании кабинета ливанского правительства уделил внимание премьер-министр Таммам Салам. По его словам, потери, которые несет Ливан от продолжающейся гражданской войны в соседней Сирии, выросли с 7 миллиардов долларов в 2014 году до 16 миллиардов в 2015 году. С развернутыми докладами по проблеме сирийских беженцев выступили министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль, министр внутренних дел Нухад Машнук, министр социальной защиты Рашид Дербас и министр труда Седжаан Каззи. По их словам, к настоящему времени Ливан получил лишь 975 миллионов долларов из 2,5 миллиардов, выделенных стране во время Кувейтской конференции ЛАГ в марте с.г. Этих средств явно недостаточно для того, чтобы покрыть издержки страны по размещению и обустройству сирийских изгнанников.

62.87MB | MySQL:102 | 0,526sec