Выступление короля Сальмана Бен Абдель Азиза в саудовском Консультативном совете

23 декабря 2015 г., следуя уже сложившейся в эпоху его предшественников традиции, король Сальман бен Абдель Азиз выступил с тронной речью на открытии четвертой сессии шестого созыва саудовского Консультативного совета. Это было первое выступление правящего монарха в национальном протопарламенте, и оно сопровождалось важной подробностью, — впервые в истории этого органа власти (как впервые в истории саудовских общественно-политических мероприятий) женщины-депутаты находились в основном зале заседаний Совета и вместе со своими коллегами-мужчинами слушали королевскую речь. Прямое нарушение действующего шариатского запрета, санкционирующего обязательное гендерное разделение? В этом не приходится сомневаться. Было ли это нарушение допущено по волеизъявлению монарха? В этом также не приходится сомневаться. Будет ли это начинание перенесено на проведение других общественно-политических мероприятий? Что ж, для этого возникла принципиально важная предпосылка.

Однако о чем говорил правящий монарх?

Его устное выступление не было продолжительным, — и это также уже сложившаяся традиция. В этом выступлении он подчеркивал, что «саудовский гражданин – первоочередная цель развития страны», что означало, что правящий истеблишмент и в дальнейшем будет уделять «особое внимание вопросам здравоохранения, образования, жилищного строительства, трудоустройства, развитию транспорта». Касаясь же вопросов внешней политики, Сальман бен Абдель Азиз подчеркивал, что операция «Буря решимости» была призвана «спасти Йемен от совершившей антиправительственный переворот группировки, действующей по указаниям региональных сил, стремящихся превратить Йемен в очаг межрелигиозной конфронтации». По его словам, идентичная ситуация сложилась и в Сирии, где «нашли благодатную почву террористические группировки, чем способствовала политика сирийского режима, погубившего сотни тысяч и заставившего покинуть родину миллионы сирийцев». Наконец, монарх обращался и к экономике, заявляя в своем выступлении о том, что «несмотря на мировые экономические пертурбации, темпы развития и роста саудовской экономики остаются высокими».

Розданный депутатам Консультативного совета письменный текст тронной речь были значительно более пространен.

Сальман бен Абдель Азиз подчеркивал, в первую очередь, что развитие Саудовской Аравии отталкивается от «религиозных констант и традиционных общественных ценностей, что позволяет охранять права граждан и стимулировать их на выполнение их долга» перед государством. Для того, чтобы и в дальнейшем реализовывать программы «национального развития», правительство «приступает к перестройке Совета министров и реформированию министерств». Суть осуществляемых административных реформ заключается в «передаче полномочий министерств» в ведение «Совета по делам политики и безопасности», возглавляемого наследником престола принцем Мухаммедом бен Наефом, и «Совета по делам экономики и развития», возглавляемого наследником наследника престола принцем Мухаммедом бен Сальманом. Как заявлял монарх, «под контролем этих двух Советом, под контролем Совета министров будут осуществляться последующие шаги», цель которых состоит в «укреплении и улучшении деятельности государственного аппарата».

Саудовский монарх не мог не касаться вопроса цен на нефть, посвятив ему один из разделов письменного варианта своей речи. По его словам, «рост цен на нефть в прежние годы позволил государству получить значительные финансовые доходы, благодаря которым были осуществлены многие проекты развития и инфраструктуры, а также пополнен валютный запас». Все это способствовало тому, что Саудовская Аравия «смогла преодолеть последствия последующего снижения цен на нефть так, что в Королевстве и далее продолжался процесс созидания и реализации планов и проектов развития». Саудовская экономика «находится в состоянии роста», что связано, в первую очередь, с «мудрым курсом государства, контролирующего финансовую ситуацию, и его деятельностью в сфере поддержания баланса в доходах и расходах, что позволило продолжить осуществление уже начатых проектов развития», включая, в частности, строительство новых железных дорог, связывающих различные регионы страны. Государство же, по словам монарха, будет и далее «действовать в интересах обеспечения стабильности мирового рынка нефти, проводя взвешенную политику учета потребностей производителей и потребителей». Оно и далее будет продолжать курс на «разведку запасов нефти и газа, а также других природных богатств».

Как говорил король, саудовский государственный долг «ниже, чем его аналоги в других странах мира». Саудовское государство «диверсифицирует источники доходов и сокращает опору на нефть в ее качестве основного источника финансовых поступлений». Начавшаяся в 2015 г. реализация «десятого плана экономического развития» направлена на «повышение уровня валового национального продукта, развитие человеческого потенциала, повышение расходов на инфраструктурные проекты и привлечение дополнительных капиталовложений, включая и зарубежные». Вновь созданный в стране «Национальный центр оценки работы государственных органов» станет, по словам монарха, органом, «улучшающим работу министерств и государственных учреждений».

Как отмечал король Сальман бен Абдель Азиз и в письменном тексте своего выступления в Консультативном совете, «важнейшими направлениями деятельности государства останутся сфера здравоохранения» и «образования». Речь идет не только о сохранении высокой доли государственного финансирования уже существующих и вновь создаваемых больницах и клиниках, но и об «открытии новых медицинских факультетов и отправке за счет государства студентов-медиков на учебу в зарубежные высшие медицинские учебные учреждения». Саудовское государство будет и далее расходовать значительные бюджетные средства на создание новых высших учебных заведений, специализирующихся на точных и прикладных науках, как и на отправке студентов, специализирующихся в этой сфере, за рубеж. Новые поколения образованных саудовцев будут в дальнейшем выходить на рынок труда, опираясь на возможности вновь созданного «Департамента трудоустройства», призванного координировать «работу государственных органов и предприятий частного сектора» в интересах их трудоустройства.

Но в письменном тексте выступления короля Сальмана бен Абдель Азиза речь шла и о социальных проблемах. Важнейшей из них было сохранение «национального единства». Важнейшим методом реализации этой задачи, как и прежде, назывался ислам. В силу того, как подчеркивал монарх, что «исламский шариат не допускает раскола, не дозволяет покушаться на национальное единство», содействуя «равенству прав и обязанностей всех граждан», постольку значение религии будет и дальнейшем велико. Более того, ислам станет и важнейшим орудием «отражения призывов к злу и смуте». В этом контексте саудовское государство, как отмечал монарх, «ставит перед собой задачу поддержания безопасности – основы стабильности и процветания народа».

Обращаясь к внешней политике, король выделял вопросы, связанные с созданием «исламской военной коалиции», ситуацией в сфере палестинского вопроса, положением в Йемене и Сирии.

Создание «исламской военной коалиции» определялось Сальманом бен Абдель Азизом как прямое следствие «международного характера терроризма», как и тем, что «королевство пострадало от действий гадины терроризма». Эта «коалиция», как он подчеркивал, станет «инструментом координации действий дружеских миролюбивых государств и международных институтов в сфере борьбы с терроризмом и поддержания мира и международной безопасности». Ради решения этой задачи Саудовская Аравия «не будет жалеть сил и средств».

Следуя саудовской традиции, Сальман бен Абдель Азиз утверждал в своем выступлении в Консультативном совете, что его страна «защитник интересов арабов и мусульман в международных инстанциях». Естественно, что это относилось, в первую очередь, к «обретению палестинским народом его законных прав», связанных с «созданием независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме». Монарх заявлял об осуждении «действий израильских оккупационных войск» в отношении мечети Аль-Акса, «строительства израильских поселений» на оккупированных территориях, как и требовал их ликвидации. Он требовал от «международного сообщества принять необходимые меры, направленные на защиту палестинского народа от действий израильских агрессоров», что, по его словам, «провоцирует всех арабов и мусульман».

Действуя, как замечал монарх, все также ради «защиты интересов арабов и мусульман», Саудовская Аравия и «ряд арабских и мусульманских государств осуществили операцию “Буря решимости” по просьбе законного правительства Йемена». Эта операция была направлена и «на защиту безопасности Саудовской Аравии», которой угрожает «отсутствие стабильности в Йемене». По словам короля, «Саудовская Аравия с момента начала кризиса в Йемене стремится его решить политическими методами, опираясь на «“Инициативу стран Залива”, итоги встреч внутрийеменского национального диалога и резолюцию Совета Безопасности № 2216».

В свою очередь, саудовская политика в отношении Сирии в письменном тексте речи короля в Консультативном совете характеризовалась следующими обстоятельствами: «С самого начала кризиса в Сирии королевство заняло четкую позицию. Она исходила из необходимости сохранения Сирии в качестве единой страны, объединяющей все этноконфессиональные группы ее населения». Далее Сальман бен Абдель Азиз заявлял: «Мы призываем к политическому решению, которое позволит создать переходное правительство, состоящее из сил умеренной оппозиции. Это правительство обеспечит единство сирийцев, выведет иностранные войска и покончит с террористическими организациями». Наконец, он подчеркивал: «Ради безопасности, стабильности и справедливости в Сирии королевство организовало встречу представителей всех сил и оттенков сирийской оппозиции. Это было сделано для того, чтобы гарантировать единство сирийской территории на основе положений Декларации Женева-1».

Наконец, проблема будущего Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Король приветствовал проведение в Эр-Рияде XXXVI саммита ССАГЗ, считая, что его решения «будут содействовать осуществлению надежд и чаяний народов государств Совета сотрудничества».

52.21MB | MySQL:103 | 0,620sec