Неожиданный визит премьер-министра Индии Нарендра Моди в Пакистан – можно ли ожидать в ближайшее время существенного улучшения индийско-пакистанских отношений?

Действительно, для большинства и политиков, и экспертов по Южной Азии прилет индийского премьер-министра Нарендра Моди в Лахор и его встреча с премьер-министром Пакистана Наваз Шарифом была полной неожиданностью[1]. Хотя подобная встреча на высшем уровне в определенной степени была подготовлена всем предшествующим развитием событий после прихода к власти в Индии Нарендра Моди в мае 2014 г.

Отметим некоторые из них, которые стали своего рода вехами на пути к обоюдному решению прочно сесть за стол переговоров и сделать попытку детально обсудить возможные пути решения основных проблем отношений между двумя странами, включая главную – Кашмирскую. Во-первых, уже 26 мая 2014 г. Наваз Шариф был приглашен на церемонию приведения к присяге Нарендра Моди как главы государства, а на следующий день провел с ним переговоры в течение более, чем одного часа, где основной темой стали вопросы борьбы с терроризмом (хотя непосредственно Кашмирская проблема не была затронута)[2].

Во-вторых, несмотря на прекращение в августе 2014 г. ведения регулярных переговоров между двумя странами на уровне заместителей министров двух стран (из-за встречи накануне очередного раунда переговоров посла Пакистана в Индии Абдулы Басита с руководителями радикальной партии «Харрият», действующей в штате Джамму и Кашмир)[3], все же в ноябре того же года в Непале на саммите стран СААРК оба лидера обменялись длительным (внешне весьма дружеским) рукопожатием в течение 40 секунд(!), что заметили все политические наблюдатели, хотя двусторонняя встреча на полях этого саммита так и не состоялась.

В-третьих, после сравнительно длительного перерыва, в Уфе в ходе саммита ШОС (где оба государства практически получили статус полноправных участников) такая двусторонняя встреча лидеров двух государств все же состоялась; в ходе ее были вновь обсуждены вопросы борьбы с терроризмом в регионе, а также возможности расширения экономического сотрудничества[4].

В-четвертых, на полях саммита в Париже по климату главы двух стран провели краткую беседу (даже несмотря на разразившийся в Индии небольшой шпионский скандал, нити которого вели, по мнению делийской полиции, в пакистанское посольство), о содержании которой (беседы) так и не стало известным зарубежным СМИ[5].

Наконец, нельзя здесь не сказать об участии министра иностранных дел Индии Сушмы Сварадж в прошедшей в Исламабаде 5-й региональной конференции «Сердце Азии – Стамбульский процесс» и ее выступлении, в котором прямо содержалось предложение о возобновлении всеобъемлющего двустороннего диалога. Причем глава индийского внешнеполитического ведомства отметила необходимость комплексного подхода к решению уже известных проблем пакистано-индийских отношений — Кашмирская, раздел вод р. Инд и Сэр Крик, ледник Сиачин, поиск новых точек перехода границы для ведения торговли, создание бóльших возможностей для поездок пакистанских мусульман в Индию и индусов из Индии в Пакистан с целью отправления религиозно-культовых обрядов в обеих странах, расширение гуманитарных связей и др.[6]. По некоторым данным, перед своим отъездом из Исламабада она во время неформальной встречи с дочерью пакистанского премьер-министра Марьям попросила ее передать матери Наваз Шарифа, что «сдержала свое обещание и внесла своей вклад в дело налаживания мирных отношений между Индией и Пакистаном»[7].

Таким образом, полностью неожиданным визит премьер-министра Индии в Пакистан назвать нельзя, он был подготовлен названными выше (равно, как и другими) внешнеполитическими действиями обеих сторон. Обращает в данном случае на себя внимание то, что ранее, с бóльшей степенью осторожности к ведению переговорного процесса подходила Индия, требуя, в частности, от Пакистана прекратить подрывную деятельность в отношении Индии и убрать базы подготовки террористов с территории Пакистана. Здесь же, Нарендра Моди, завершив официальный визит в Кабул (где он открыл здание афганского парламента, построенного на финансовые средства Индии), позвонил Наваз Шарифу, поздравил его с Днем рождения (ему исполнилось 66 лет) и договорился о непродолжительной встрече в Лахоре (Моди пробыл там менее 3-х часов, кроме переговоров со своим пакистанским коллегой побывал также на свадьбе его внучки).

Надо заметить, что в Пакистане основные оппозиционные партии (в первую очередь Пакистанская народная партия и Движение за справедливость) высказались весьма одобрительно по поводу встречи двух премьер-министров в Лахоре; ярый оппонент Наваз Шарифа, лидер Движения за справедливость Имран Хан подчеркнул, что визит Моди в Пакистан даже в таком кратком формате будет, несомненно, способствовать развитию двусторонних отношений. Примерно такими же словами выразил свою точку зрения на встречу глав двух государств сопредседатель ПНП Билавал Бхутто Зардари (сын трагически погибшей 27-го декабря 2007 г. премьер-министра Беназир Бхутто и бывшего президента Пакистана Асифа Али Зардари). Аналогичную позицию заняли и некоторые другие политические партии – Пакистанская мусульманская лига (Кайди-Азам), «Авами нэшнл парти» и др. Но при этом такая религиозная партия как «Джамаат-и-Ислами» выступила резко против подобных визитов индийского лидера в Пакистан, быстро организовала многочисленные митинги в стране с лозунгами «Дружба с Индией – предательство кашмирцев»[8].

Любопытно отметить, что высшее военное руководство в лице  Рахила Шарифа (начальник объединенных штабов сухопутных войск) и министра обороны Хаваджа Асифа полностью высказались в поддержку визита Нарендра Моди в Пакистан, хотя, скорее всего, улучшение отношений с Индией в некоторой степени ослабляет роль армии в политической жизни Пакистана. Возможно, здесь определенную, приятную для военных роль сыграло недавнее назначение на должность советника премьер-министра по вопросам национальной безопасности отставного генерала Насира Хана Джанджуа, который заменил на этом посту Сартаджа Азиза (оставившего за собой пост лишь советника по внешней политике – практически министр иностранных дел Пакистана; хотя формально эту должность занимает премьер-министр страны Наваз Шариф)[9].

В Индии основная оппозиционная партия Индийский национальный конгресс (ИНК) высказалась резко против «залета» премьер-министра Нарендра Моди в Пакистан, назвав такие его «непродуманные шаги» созданием серьезной угрозы для национальной безопасности Индии, — об этом заявил представитель Конгресса (фактически пресс-секретарь ИНК) Маниш Тивари[10]. Нам представляется, что здесь имеет место большая досада на то, что лавры победителя в налаживании индийско-пакистанских отношений с индийской стороны достанутся не руководителям ИНК (будь то Соня Ганди или Рахул Ганди), а лидеру Бхаратия Джаната парти (партии, вечно оппозиционной Конгрессу) Нарендре Моди.

В первом десятилетии XXI в. бывший премьер-министр Индии Манмохан Сингх (занимал этот пост в 2004-2014 гг.) немало сделал для того, чтобы наладить дружеские отношения с Пакистаном, особенно после того, как в самом начале нынешнего века обе страны практически оказались на грани очередной, четвертой по счету войны. Именно ему принадлежит сакраментальная фраза, высказанная на одном из публичных мероприятий в 2007 г., что он добьется в улучшении индо-пакистанских отношениях такого уровня, что будет «завтракать в Амритсаре, обедать в Лахоре, а ужинать в Кабуле»[11]. Но это удалось сделать не ему, а Нарендре Моди, разве что распорядок дня был несколько иным (ужин состоялся в Дели, а завтрак был в Кабуле).

Неудачи Манмохан Сингха в улучшении отношений с Пакистаном многие индийские политологи связывали с его неумением вести тонкую дипломатическую игру, в частности, вместо того, чтобы напрямую и в большей степени контактировать с пакистанским руководством, с тогдашним президентом генералом Первезом Мушаррафом, индийский лидер больше сетовал перед мировой общественностью на коварность пакистанцев, засылающих террористов в Индию[12]. В результате, теракт в Мумбаи в ноябре 2008 г., когда мощные взрывы в двух пятизвездочных отелях унесли жизни почти 200 и были ранены около 500 человек (в организации которых были обвинены подготовленные на территории Пакистана террористы) надолго поставил крест на улучшении двусторонних отношений.

Естественно, что и пакистанские, и индийские бизнесмены полностью поддержали приезд Нарендры Моди в Лахор, в надежде на существенное расширение экономических взаимоотношений между двумя странами. Тем более, что именно из пакистанского Панджаба исходит лоббирование экономических интересов двух стран, где главный министр этой провинции Шахбаз Шариф (младший брат нынешнего премьера Наваза Шарифа) уже не один год выступает за многостороннее развитие пакистано-индийских отношений[13]. Пока что, двусторонний товарооборот уже на протяжении нескольких последних лет колеблется,  по официальным данным, на уровне 2.5 — 2.7 млрд долл., в то время как по оценке министерства внутренних дел Пакистана контрабандная торговля превышает, например, 10 млрд долл. и постоянно растет (для сравнения отметим также, что товарооборот Индии с Китаем превышает 70 млрд долл.)[14]. Три года назад пакистанские эксперты предсказывали рост товарооборота Пакистана с Индией к 2015 г. до 7 млрд долл., пока что эти прогнозы не сбылись[15], но не исключено, что улучшение отношений между двумя странами будет реально способствовать заметному росту торговли. Однако определенными препятствием здесь станет противодействие мелких пакистанских сельхозпроизводителей, которые испытывают серьезную конкуренцию со стороны индийского экспорта в Пакистан продукции овощеводства и специй и будут всячески противодействовать ввозу такого рода товаров, занимающих заметное место в пакистанском импорте.

Вполне возможно, что еще одной причиной решения Моди встретиться с Навазом Шарифом стали прошедшие накануне переговоры индийского лидера с президентом Афганистана Ашрафом Гани, в ходе которых обе стороны выразили желание существенно расширить афгано-индийские связи, в первую очередь в экономической области[16]. Здесь уже не раз индийская сторона высказывала желание расширить сферу действия Соглашения о транзитной торговле с Афганистаном с точки зрения большего подключения Индии к этому процессу. Кабул, со своей стороны, также всячески приветствовал расширение торговых связей с Индией, которые реально могут осуществляться лишь через территорию Пакистана[17].

Не следует исключать и то, что возможная проработка неожиданного визита индийского премьер-министра в Пакистан была сделана еще в Москве, в ходе переговоров с Путиным, с целью попытаться создать своего рода «пояс безопасности» для России, куда входили бы Афганистан, Индия и Пакистан, учитывая некоторое расширение влияния Исламского государства вблизи границ с Россией, в частности, в Афганистане. Об этом говорит и необычное предложение Москвы афганским талибам (высказанное спецпредставителем президента РФ по Афганистану Замиром Кабуловым) объединиться с талибами в сфере обмена информацией в борьбе со сторонниками «Исламского государства» в Афганистане. Естественно, что такое предложение было сразу же отвергнуто талибами, и одновременно вызвало серьезную обеспокоенность действиями России со стороны официального Кабула[18].

С нашей точки зрения пока что не следует ожидать в ближайшем будущем значительного улучшения двусторонних отношений между Индией и Пакистаном, хотя произошедшая встреча на высшем уровне, пусть даже в таком неформальном формате придаст, несомненно, заметный позитивный импульс их развитию. Пока что стороны договорились провести в середине января 2016 г. встречу на уровне заместителей министров иностранных дел, которые обсудят практически все проблемы двусторонних отношений, наметят возможные пути сотрудничества в целом ряде областей (торгово-экономическая, туризм, включая религиозный, наркотрафик, гуманитарные связи и др.), а также определят примерную дату переговоров на уровне советников по вопросам национальной безопасности.

image001

Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф (слева) встречает премьер-министра Индии Нарендра Моди в аэропорту г. Лахор.

 

  1. Irfan Haider. Modi returns to India after surprise Pakistan visit. // Dawn. 26.12.2015.
  2. Nawaz-Modi meeting. Business Recorder (Karachi). 29.05.2014; Narendra Modi talks tough on 26/11 trial, terrorism with Nawaz Sharif. // The Times of India. 28.05.2014.
  3. Choose between government and separatists: Jaitley to Pakistan. // Indian Express. 25.08.2014.
  4. Декларация саммита ШОС: старые враги становятся новыми партнерами. // Информационный портал «Новости дня». https://news.mail.ru/politics/22624573/?frommail=1. 10.07.2015.
  5. Suhasini Haidar, Kallol Bhattacherjee. As Modi, Sharif meet, Delhi Police link spy ring to Pakistan High Commission. // The Hindu. 1.12.2015.
  6. Baqir Sajjad Syed. ‘Heart of Asia’ aims to promote amity among neighbours. // Dawn. 9.12.2015.
  7. Asha’ar Rehman. Analysis: One wedding and two prime ministers. // Dawn. 27.12.2015.
  8. Pakistan Opposition parties welcome Narendra Modi’s visit. // The Hindu. 27.12.2015;

‘Nawaz-Modi meet should end Indian aggressiveness’ // Dawn. 27.12.2015.

  1. ‘Pakistan Army helped revive talks with India’ // Daily Times. 27.12.2015.
  2. Irfan Haider. Modi returns to India after surprise Pakistan visit. // Dawn. 26.12.2015.
  3. Цит. по: 9 years later, Modi lives Manmohan’s Af-Pak dream. // The Times of India. 26.12.2015.
  4. Ibid.;

Smita Gupta. Why Manmohan could not make the trip to Pakistan? // The Hindu. 27.12.2015.

  1. Shabbir Sarwar. A ‘new Modi’ fast repairing his image! Business community terms Nawaz-Modi meet ‘very positive’. // Daily Times. 27.12.2015.
  2. Economic Survey 2014-15. Government of India, Ministry of Finance, Statistical Appendix, 2015, pp. А100, А107.
  3. Business Recorder (Karachi). 14.04. 2012
  4. Modi sees Pakistan as bridge to Afghanistan. // Dawn. 27.12.2015.
  5. PM Modi meets Ghani to discuss security, bilateral cooperation. // The Times of India. 25.12.2015.
  6. Замир Кабулов: У нас есть общие интересы с талибами, но мы будем сотрудничать с афганскими властями // Информационный портал «Все об Афганистане». http://afghanistan.ru/doc/92986.html. 23.12.2015;

Талибы отвернулись от сотрудничества с Россией в борьбе с ИГ // Информационный сайт Lenta.Ru. https://news.mail.ru/politics/24395184/?frommail=1. 26.12.2015;

Афганские депутаты выразили озабоченность возможными контактами России и «Талибана». // Информационный портал «Все об Афганистане». http://afghanistan.ru/doc/93064.html. 26.12.2015.

52.32MB | MySQL:108 | 0,567sec