Реакция государств ССАГЗ на обострение саудовско-иранских отношений

Решение Саудовской Аравии о разрыве дипломатических отношений с Ираном, принятое 2 января 2016 г. в знак протеста против нападения на саудовское посольство в Тегеране и саудовское консульство в Мешхеде поставило партнеров Саудовской Аравии по Совету сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) в трудное положение. Существует общая позиция, которая была выражена главами государств-членов на саммите, прошедшем в Эр-Рияде в декабре 2015 г. Она исходит из того, что Иран вмешивается во внутренние дела государств региона, поддерживает там антиправительственные экстремистские организации и своей агрессивной политикой дестабилизирует региональную ситуацию. Несмотря на то, что государства ССАГЗ солидарны с этой точкой зрения, отношения каждого из членов этого регионального объединения с Ираном имеет свою специфику, что и нашло проявление в их реакции на происшедшие события.

Не случайно, что наиболее жестко прореагировал Бахрейн. Он на следующий же день, после объявления Саудовской Аравии о своем решении, также пошел на разрыв дипломатических отношений с Ираном в знак солидарности с Саудовской Аравией. Бахрейнское руководство возложило вину «целиком и полностью» на Иран, который, с его точки зрения, постоянно вмешивается во внутренние дела соседних арабских стран. Бахрейн не устает обвинять Иран в подстрекательской деятельности и поддержке выступлений шиитских оппозиционных сил.

Бахрейн в октябре 2015 г. отозвал своего посла из Тегерана и объявил персоной «нон-грата» иранского временного поверенного в Бахрейне из-за «провокационной деятельности» Ирана, который, как было заявлено в ноте протеста бахрейнского Министерства иностранных дел, «наводнил Бахрейн складами контрабандного оружия и взрывчатки, создал сеть экстремистских группировок, планирующих антиправительственные заговоры». Таким образом, дипломатический демарш саудовского королевства был встречен в Бахрейне с воодушевлением и получил полную поддержку.

5 января сего года бахрейнское Министерство связи и транспорта объявило о прекращении полетов бахрейнской авиакомпании в Иран. Было также принято решение прекратить какие-либо поездки из Бахрейна в Иран и из Ирана в Бахрейн.

Кувейт принял решение отозвать своего посла из Тегерана. Кроме того, Министерство иностранных дел этой страны направило послу Ирана в Кувейте ноту протеста, в которой были осуждены действия иранской стороны в отношении дипломатических представительств Саудовской Аравии, а также ее вмешательства во внутренние дела соседнего суверенного государства.

Заместитель министра иностранных Кувейта Халед аль-Джаралла в своем заявлении подчеркнул, что «Кувейт стоит на стороне Саудовской Аравии и поддерживает любые ее шаги, направленные на защиту ее национальной безопасности». Отношения Кувейта с Ираном не находятся на высоком уровне, в то же время, они не носят враждебного характера. Ограниченность контактов между двумя странами объясняется тем, что Кувейт считает необходимым согласовывать свою политику с Саудовской Аравией, выступающей в качестве лидера ССАГЗ.  Кувейт в этих условиях не претендует на свой отличный курс в отношении Ирана, с которым его не связывают особые отношения.

Помимо выражения солидарности с саудовской позицией, Х.аль-Джаралла заявил о необходимости для Ирана «придерживаться международных соглашений, касающихся защиты дипломатических представительств, расположенных на его территории». Он назвал «вопиющим нарушением международного права» нападения, совершенные иранскими демонстрантами на посольство Саудовской Аравии в Тегеране и генеральное консульство саудовского королевства в Мешхеде, подчеркнув, что они подверглись «варварскому разграблению и поджогу».

Еще одной страной, которая предприняла дипломатические шаги в знак солидарности с Саудовской Аравией стали ОАЭ. Они понизили уровень своего дипломатического представительства до временного поверенного, отозвав своего посла из Тегерана для консультаций. Отношения ОАЭ и Ирана носят двойственный характер: с одной стороны, существует нерешенная территориальная проблема в отношении трех островов в Персидском заливе – Абу Муса, Большой и Малый Томб, что осложняет эмиратско-иранское политическое взаимодействие. С другой стороны, между двумя странами успешно развиваются экономические отношения, в первую очередь, это касается, в первую очередь, эмирата Дубай, который в условиях международных санкций, введенных в отношении Ирана из-за его ядерных претензий, получил ощутимую выгоду, став транзитным пунктом для торговых операций Ирана. Разрыв отношений с Ираном не выгоден ОАЭ с экономической точки зрения. Однако, эта страна может пойти на принятие жестких мер в отношении Ирана, если будет принято соответствующее решение на предстоящем заседании Министерского совета ССАГЗ.

Оман связан с Ираном давними отношениями. Его политические и экономические связи с этой страной являются прочными и устойчивыми. Несмотря на это обстоятельство, Министерство иностранных дел Омана выступило с заявлением, в котором выразило «глубокое сожаление по поводу происшедших событий – нападения иранских демонстрантов на саудовское посольство в Тегеране и генеральное консульство Саудовской Аравии в Мешхеде и их разграбление». В заявлении эти действия были названы «грубым нарушением Венского соглашения о дипломатических отношениях и других международных документов, которые предписывают принимающей стране защищать дипломатические миссии». В заявлении оманского Министерства иностранных дел говорилось также о необходимости выработать основы взаимодействия между государствами, исключающими возможность вмешательства в их внутренние дела.

Катар не выступил со специальным заявлением по поводу разрыва отношений между Саудовской Аравией и Ираном. На страницах катарских газет появились сообщения о происшедших событиях и поддержке, оказанной со стороны стран ССАГЗ Саудовской Аравии. Катар связывают с Ираном тесные экономические отношения. Вполне вероятно, что это обстоятельство стало причиной пассивного отношения со стороны катарского руководства на обострение ирано-саудовских отношений.

Общая реакция государств-членов ССАГЗ нашла отражение в их совместном заявлении, в котором было выражено осуждение агрессивным действиям Ирана в отношении дипломатических представительств Саудовской Аравии. В заявлении говорилось также о том, что государства ССАГЗ поддержали действия саудовского руководства и приняли решение провести экстренное заседание министров иностранных дел в Эр-Рияде под председательством саудовского министра иностранных дел А.аль-Джубейра для того, чтобы обсудить случившийся инцидент.

Не стоит ожидать, что предстоящее совещание примет какие-либо жесткие меры со стороны Совета сотрудничества. Скорее всего, оно ограничиться тем, что даст негативную оценку действиям Тегерана и выразит поддержку Саудовской Аравии.

52.27MB | MySQL:103 | 0,630sec