Военно-техническое сотрудничество Китая и Пакистана

Официальный Пекин и Исламабад на протяжении нескольких последних десятилетий активно сотрудничают в военно-техническом плане и имеют опыт успешных совместных проектов, к числу которых следует отнести одномоторный истребитель JF-17 «Молния», эсминцы F-22P (тип «Зульфигар»), танки «Халид» (он же МВТ-2000), учебно-тренировочные самолеты К-8 «Каракорум». По информации китайских СМИ с 2007 г. китайские и пакистанские оборонно-промышленные предприятия работают над модернизацией одномоторного истребителя JF-17 «Молния» (производственное обозначение в КНР FC-1 «Злой дракон»). В первоначальной версии данный самолет оснащен авиационной пушкой ГШ-23-2, основу ракетно-бомбового вооружения составляют ракеты ближнего радиуса действия типа воздух-воздух «Гром-5Е2», ракеты среднего радиуса действия типа воздух-воздух SD-10A, противокорабельные ракеты  КД-83 (пр-ва РФ) или С-402АКГ, С-802А (пр-ва КНР).

В рамках первого этапа модернизации данного самолета китайские инженеры предложили добавить устройство для дозаправки самолета в воздухе, а также модернизировать комплекс бортового радиоэлектронного оборудования для успешного взаимодействия с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) ZDK-003 (пакистанская версия китайского «Кунцзин-200»). Один такой самолет позволяет координировать действия до восьми эскадрилий истребителей при организации обороны воздушных рубежей. Всего в ВВС Пакистана принято на вооружение три самолета ДРЛОиУ ZDK-003, истребителей JF-17 «Молния» – более 120 единиц.

Подрядчики из Поднебесной неоднократно предлагали Исламабаду комплектовать истребитель китайским турбореактивным двигателем WS-13, который отличается привлекательной ценой, однако после нескольких инцидентов пакистанские военные отказались от «лестных» предложений и настояли на комплектовании только российским двигателем РД-93 (является модификацией проверенного временем РД-33). Следует отметить, что китайские двигатели обладают меньшим ресурсом, сниженной тягой при высоких температурах, также для них характерны отказы датчиков даже в горизонтальном полете. Таким образом, недостаточная квалификация китайских специалистов позволяет обеспечить устойчивый спрос на российские двигатели, что даст возможность российскому ВПК сохранить квалифицированные кадры и продолжить работы над двигателями следующих поколений.

Следует отметить невысокую стоимость (15–20 млн долл. США) китайского JF-17 «Молния», это выгодно для государства с ограниченным военным бюджетом, которым является Пакистан. По мнению китайских и американских специалистов, для обеспечения полноценной обороны воздушных границ и осуществления постоянного патрулирования ВВС Пакистана необходимо около 250–300 самолетов данного типа. По информации китайских СМИ ВВС Пакистана планируют закупить 250 модифицированных самолетов JF-17 «Молния».

С учетом вышесказанного ни один европейский и американский одномоторный истребитель не может составить конкуренцию JF-17 «Молния», более того, этот истребитель может составить конкуренцию и советским машинам типа Миг-23, находящимся на вооружении некоторых стран Ближнего Востока и Африки.

Известно, что ряд стран Юго-Восточной Азии и Африки рассматривают варианты приобретения подержанных JF-17 за 10 млн долл. США. В январе 2016 г. стало известно о первом контракте на поставку истребителя JF-17 «Молния» в третью страну. В ноябре 2015 г. командующий ВВС Шри-Ланки Калитха Гунатиллеке посетил в рамках официального визита в Пакистан завод в пригороде Исламабада по производству истребителей JF-17 «Молния». По результатам визита был подписан контракт на приобретение 8 истребителей, а также соглашение о направлении группы пилотов и техников для обучения. Поставка самолетов ожидается в 2017 г. Подобной акт военно-технического сотрудничества Исламабада и Коломбо вызвал серьезную обеспокоенность в Нью-Дели, индийское правительство направило официальную ноту с предупреждением о возможной отмене выделения займа островному государству в размере 400 млн долл. США.

Следует отметить, что ВВС Шри-Ланки к настоящему моменту располагают самолетами китайского производства: 7 истребителей J-7, девять транспортных самолетов «Юнь-12»; также заказано в КНР два пассажирских самолета МА-60. Учебно-тренировочные полеты обеспечивают 5 самолетов К-8 (китайско-пакистанская разработка) и 1 JJ-7.

Вторым по объему покупателем JF-17 «Молния» являются ВВС Нигерии, которые по информации китайских СМИ разместили заказ на 3 машины. Стоимость контракта в 25 млн долл. США указывает на то, что это будут истребители из парка ВВС Пакистана после проведения некоторой модернизации. Нигерийские пилоты и техники уже знакомы с китайской авиационной техникой на примере истребителей J-7NG и учебно-тренировочных JJ-7

Единственным самолетом, кроме китайско-пакистанской разработки, который представляет интерес для официального Исламабада, является американский одномоторный F-16C/D в модификации «Блок 50/52». Пакистанские военные имеют опыт эксплуатации данных самолетов с 1981 г. По сравнению с китайским самолетом F-16 имеет больший боевой радиус и способен брать большую полезную нагрузку, что несомненно «играет на руку» американским поставщикам, однако затраты на приобретение и последующие затраты на обслуживание американских истребителей слишком высоки для оборонного бюджета Пакистана, который в 2015 г. составил около 6 млрд долл. США.

С 2014 г. представители американской корпорации «Локхид Мартин» ведут переговоры с пакистанской стороной о поставке от 8 до 10 современных истребителей в указанной выше модификации. В современных условиях жесткой конкуренции на мировом рынке вооружений идеальным для «Локхид Мартин» будет контракт на поставку 20 истребителей для ВВС Пакистана, что позволит загрузить сборочную линию в США на год.

При этом Вашингтон опасается, что официальный Исламабад может передать американскую технику китайским инженерам, что однозначно повлечет «утечку чувствительных» для США технологий. С другой стороны, Пентагон сможет, во-первых, получить информацию об эксплуатации американской техники в условиях «постоянных встреч» с российскими Су-30, находящимися на вооружении ВВС Индии, и, во-вторых, сдержать рост китайского влияния на военное руководство Пакистана.

Следует отметить, что в 2015 г. Вашингтон и Исламабад успешно реализовали контракт на поставку 15 ударных вертолетов AH-1Z «Гадюка» для нужд Сухопутных войск Пакистана, что существенно затормозило процесс продвижения китайского ударного вертолета WZ-10, а последнему серьезную конкуренцию составляет российский Ми-35. Примечательно, что российская машина, по мнению пакистанских военных, более предпочтительна по критериям надежности, живучести, дальности и скорости полета, номенклатуре применяемого вооружения.

С учетом вышесказанного представляется возможным утверждать, что КНР и Пакистан будут продолжать работу по модернизации истребителя JF-17 «Молния» и при согласованной позиции смогут «добывать» иностранные военные технологии без ущерба для репутации официального Исламабада. Кроме того, первые успешные поставки указанного истребителя могут «открыть» китайскому ВПК новые рынки сбыта продукции, что в современных условиях представляется достаточно сложным, поскольку США и РФ являются безоговорочными лидерами по поставкам вооружений и военной техники в мире.

52.24MB | MySQL:103 | 0,473sec