Алжир готовится к изменению Конституции

Президент АНДР Абдельазиз Бутефлика спустя четыре года вновь вернулся к идее пересмотра Конституции. Среди наиболее «громких» его обещаний, сделанных сразу после наступления 2016 года – ограничение на пребывание на этом посту. И в случае принятия этих предложений повторение примера самого действующего главы государства с его четырьмя президентскими сроками будет уже невозможным.

Кроме того, предлагается на законодательном уровне закрепить права широкой автономии для берберов и в частности, сделать их язык т-амазиг вторым государственным.

Необходимо напомнить, что, по сути, речь идет о возвращении лидеров страны к ситуации 2011 г., когда под давлением массовых общественных выступлений руководство АНДР было вынуждено пойти на обещание реформ.

Однако его представители выполнили свои обещания лишь частично. Они ограничились частичной легализацией новых политических партий, предоставлением расширенных социальных льгот для различных категорий населения, увеличив зарплаты и пособия, тогда как обязательства ограничить количество президентских сроков «повисли в воздухе».

В результате А. Бутефлика смог в четвертый раз переизбраться на пост главы государства вопреки своим же собственным обещаниям.

И, разумеется, его возвращение к заявлениям о пересмотре Конституции является стремлением высших представителей власти страны «амортизировать» ухудшение социально-экономической ситуации, грозящее резким усилением протестной активности.

Следует заметить, что те социальные гарантии, которые были предоставлены в начале 2011 г., за это время были «съедены» инфляцией и девальвацией алжирского динара. Более того – в плане материальном ситуация для населения стала еще хуже, учитывая тот факт, что с запуском в январе 2016 г. нового Финансового закона его доходы дополнительно сократились.

Резкое удорожание жизни, включая продукты питания, топливо, коммунальные и прочие услуги сильно увеличивают шансы на «народный взрыв». Комплексный эффект от девальвации динара, удорожания товаров и т.д. фактически ведут к резкому расширению социальной базы недовольства. А продолжающееся снижение нефтяных цен ведет страну к практически неизбежной катастрофе.

Уже сейчас становится ясно, что положения антикризисного бюджета 2016 г. являются абсолютно нереалистичными, исходя из того, что он был сверстан из расчета стоимости барреля нефти в 50 долларов.

Снижение цены до 30 долларов «за бочку» ведет к недополучению уже секвестированного алжирского бюджета еще на 1,1 млрд долларов ежемесячно.

Учитывая тот факт, что руководство страны «срезало» большинство инфраструктурных проектов и пытается искусственно ограничить импорт в АНДР иностранных товаров, чтобы уменьшить отток капиталов, все эти и прочие подобные им антикризисные меры уже не будут иметь ожидаемого властями влияния, поскольку сэкономить явно не удастся. Напротив, ему придется «сжигать» все уменьшающиеся финансовые резервы, что не может не вызывать беспокойства со стороны общественности и бизнеса.

Однако в сложившейся ситуации эффект от новых обещаний изменить Конституцию будет близким к нулевому. Это заметно даже по реакции прежних марионеточных политических лидеров, которые сейчас разделились в своих оценках. Одни ожидают «изменений к лучшему», тогда как другие открыто выражают властям недовольство и пытаются поймать их на «уловках».

В любом случае, для Бутефлики как действующего президента уже все ясно. Учитывая его состояние здоровья, будет большим достижением, если он «дотянет» до конца свой нынешний срок в качестве даже ограниченно дееспособного главы государства.

Следует заметить, что по понятным причинам в сложившейся ситуации даже внутри самого правящего лагеря его не называли следующим президентом. Следовательно, при предлагаемом пересмотре Конституции он ничего не теряет. А новый глава государства, как опасаются многие рядовые алжирцы, способен повторить его путь и снова изменить «под себя» Основной закон.

Важно заметить, что, судя по всему, появление очередных обещаний Бутефлики стало продуктом согласия всех ключевых представителей правящего режима. Например, в этом его поддержали не только основные лидеры проправительственных партий страны, но и военные.

Так, от имени армии в поддержку таких действий открыто высказался начальник штаба вооруженных сил АНДР генерал Ахмед Гаид Салах. Это является дополнительной демонстрацией единства по столь важному вопросу, как изменения Основного закона страны и реформ государственного управления.

Кроме того, здесь же и содержится скрытая завуалированная угроза тем, кто попытается не согласиться с данными изменениями или усмотрит в них слабость правящего режима АНДР и попытается использовать их для попыток дестабилизации.

И, наконец, открытое вмешательство военных в сугубо гражданский вопрос свидетельствует о том, что в условиях обострения нынешнего кризиса руководители армии повышают свои ставки в управлении и демонстрируют твердую готовность и решимость отстаивать свои корпоративные интересы.

Гораздо сложнее вопрос относительно «широкой автономии» для берберов. Сами представители берберских народностей не спешат выражать ликование по поводу обещаний Бутефлики. Они указывают, что этот вопрос уже неоднократно ставился на повестку дня в кризисные моменты, когда их лояльность находилась под большим вопросом. Однако реально положение национальных меньшинств в стране так и не изменилось к лучшему.

Напротив, в плане культурно-образовательном представители берберов по-прежнему ощущают давление властей АНДР и соответствующее стремление арабизировать их. В частности, они указывают, что на протяжении правления Бутефлики количество школ с преподаванием на берберском языке заметно сократилось.

И, наконец, к этому необходимо добавить их серьезное недовольство относительно проведения антитеррористических операций силовиками в Кабилии, когда при этом зачастую гибнут местные жители и стабильно негативным положением на севере Сахары в вилайе Гардая, где последние три года не прекращаются вооруженные столкновения между представителями арабов и берберов-мозабитов.

Соответственно, они опасаются того, что власти в очередной раз продекларировали обещания, которые они всерьез не намерены выполнять.

Что же касается самих алжирских лидеров, то в лице берберов они совершенно справедливо видят опасность, которую им явно не удается устранить декларацией реформ. Тем более, что «гарантии предоставления берберскому языку статуса второго государственного» неизбежно потребует заметного увеличения расходов на образование, что в нынешних кризисных условиях вряд ли будет возможно.

И даже в том случае, если власти АНДР реализуют обещанное ими на практике, для абсолютного большинства представителей алжирского населения, в отличие от 2011 г. не получившего компенсации за стремительно дорожающую жизнь, это уже ничего не меняет.

Вопрос теперь лишь сроках начала массовых протестов и вариантов, кто ими может воспользоваться в одной из важнейших стран региона.

52.24MB | MySQL:103 | 0,486sec