Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11 -17 января 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Ираном. 16 января МАГАТЭ опубликовало доклад, в котором подтверждается, что Тегеран выполнил все необходимые подготовительные шаги для начала имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного в июле 2015 г. в Вене между ИРИ и «шестеркой» международных посредников. Доклад также подтвердил, что Иран начнет применять Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях МАГАТЭ, что, в свою очередь, вместе с другими обязательствами Тегерана «усиливает возможности агентства по контролю за деятельностью в ядерной сфере и верификации ее мирного характера». Международное агентство сообщило об установлении круглосуточного контроля за всем ядерным циклом в Иране.

Публикация доклада МАГАТЭ стала началом практической реализации соглашения по иранскому атому, что, в первую очередь, означает снятие с ИРИ международных и односторонних санкций, связанных с ядерной программой Тегерана. Так, 16 января президент США Б. Обама подписал указ об отмене ряда американских санкций в отношении Ирана. Совет Евросоюза также официально объявил о снятии санкций с ИРИ, связанных с атомом. Совет Безопасности ООН получил уведомление МАГАТЭ о выполнении Ираном условий ядерной сделки, что позволяет отменить все резолюции с санкциями, принятые этим международным органом с 2006 по 2010 гг. В то же время в соответствии с резолюцией СБ ООН 2231 от 20 июля 2015 г. в отношении ИРИ будет продолжать действовать ряд ограничений, рассчитанных на срок до 10 лет. В случае выявления нарушения Ираном условий сделки, прежний режим санкций автоматически возобновится в течение 30 дней.

Минфин США сообщил об отмене санкций в отношении Ирана в области торговли рядом товаров, в том числе сталью, золотом, углем и автомобилями. В то же время ведомство отметило, что отмена запрета касается только иностранных компаний и частных лиц, планирующих вести дела с ИРИ. Американских юридических и физических лиц это пока не касается. Аналогичные ограничения отменены в отношении банковского сектора Ирана и ряда других видов услуг. Зарубежным филиалам американских компаний разрешено работать в Иране. Отменен ряд санкций, запрещавших зарубежным компаниям сотрудничать с ИРИ в области добычи нефти. США удалят из перечня иранских физических и юридических лиц, подпадающих под американские санкции, более 400 имен и названий. В то же время в «черном списке» останутся 200 человек и компаний, связанных с Ираном. ИРИ в результате отмены американских санкций получит доступ к замороженным ранее активам на сумму 32,6 млрд долларов. В целом же США отменили пока только «второстепенные санкции», которые касались зарубежных филиалов американских компаний и иностранных фирм. Внутреннее эмбарго США на торговлю с Ираном продолжает действовать. Кроме того, многие банковские авуары и собственность правительства Ирана в США пока останутся замороженными. Американским гражданам по-прежнему запрещено осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. Соединенные Штаты продолжат «перехватывать поставки оружия из Ирана, а также препятствовать получению страной запрещенных технологий, связанных с баллистическими ракетами», а также намерены и впредь использовать политику санкций в отношении Ирана, чтобы заставить его изменить свое поведение в некоторых областях, в том числе отказаться от поддержки экстремистских группировок на Ближнем Востоке. В Вашингтоне заявили, что договоренность «касается ядерной сферы и не решает проблем в других областях, где поведение Ирана остается неприемлемым». Вашингтон не видит перспектив возобновления дипломатических отношений с Тегераном в ближайшее время. 17 января США ввели санкции в отношении ряда лиц и организаций, причастных к иранской программе по созданию баллистических ракет. Б. Обама подчеркнул, что санкции в отношении ИРИ по ракетной проблеме будут усиливаться.

Президент Ирана Х. Роухани назвал ядерное соглашение и отмену санкций «поворотным моментом», открывшим «золотую страницу» в истории страны. Х. Роухани считает, что Иран должен в полной мере использовать возможности, которые открываются с отменой санкций. С началом реализации соглашения по иранской ядерной программе «народ Ирана получает возможность реализовать свое неотъемлемое право на мирную ядерную деятельность на основе национальных интересов», заявили в Тегеране.

Многие страны мира, в том числе Россия и Китай, приветствовали начало имплементации СВПД, а некоторые государства сообщили о снятии санкций с Ирана, связанных с его ядерной программой. В то же время премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху считает, что Иран «не отказался от своих амбиций по обладанию ядерным оружием». Индексы бирж в аравийских монархиях резко упали после объявления об отмене санкций в отношении Ирана.

В Сирии правительственные силы при поддержке авиации ВКС России вели наступление на боевиков экстремистских группировок и формирования вооруженной оппозиции в районе Дамаска, в провинциях Латакия, Алеппо, Хомс, Хама и Дераа, «медленно, но последовательно» освобождая «всё больше новых территорий, захватывая те или иные критические точки, имеющие или оперативное, или тактическое значение». В то же время на минувшей неделе боевики «Исламского государства» (ИГ) атаковали позиции сирийской армии в районе Пальмиры и в городе Дейр-эз-Зор на северо-востоке страны. По информации Генштаба ВС РФ, за сто дней операции ВКС России в САР, боевики ИГ потеряли контроль над 217 поселениями. ВКС РФ своими ударами по объектам террористов в Сирии лишили их возможности оперативно пополнять запасы топлива и боеприпасов. Свыше 10,5 тыс. бойцов оппозиции вместе с сирийской армией воюют против ИГ, а информация о каждой пятой цели ВКС РФ в Сирии поступает от патриотически настроенной сирийской оппозиции, сообщили в российском генштабе. Авиация США и их западных союзников продолжает наносить удары по объектам и позициям боевиков ИГ на северо-востоке Сирии. США признали, что ИГ контролирует 98 км сирийско-турецкой границы. Глава правительства Израиля Б. Нетаньяху констатировал успешность взаимодействия российских и израильских военных в рамках созданного механизма координации по ситуации в Сирии.

На прошедшей неделе российские военные начали этап гуманитарной операции в Сирии. ООН оказывает гуманитарную помощь жителям осажденных городов Сирии: конвои с гуманитарной помощью направились в осажденные города Мадая, Аль-Фоа и Кафр-Ая. По данным ООН, в населенных пунктах, окруженных сирийской армией, или боевиками, проживают до 450 тыс. человек.

Продолжается подготовка к межсирийским переговорам по урегулированию конфликта в стране. Официальный Дамаск подтвердил свою готовность участвовать в этих переговорах. Представители же оппозиции выдвигают различные предварительные условия для участия в диалоге. Часть оппозиционеров сомневается в возможности начать переговоры с режимом Асада. В МИД РФ считают, что без составления списка сирийской оппозиции трудно говорить о начале политического процесса. США и РФ работают над составлением списка террористов в Сирии. При этом Россия подтвердила, что экстремистские группировки «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» не могут быть в списке оппозиции, «это террористы». Главы дипломатических ведомств РФ и США С. Лавров и Дж. Керри 14 января согласились с тем, что «возглавляемые ООН переговоры по Сирии должны начаться, как и запланировано, 25 января в Женеве без предварительных условий».

Президент России В. Путин подтвердил, что Москва «не готова к ситуации, чтобы Сирия пошла по пути Ливии и Ирака, поэтому следует делать все, чтобы поддержать законные власти этой страны». Основной задачей в Сирии В. Путин назвал конституционную реформу. По мнению российского лидера, несмотря на то, что президент САР Б. Асад «совершил немало ошибок в ходе развития конфликта в Сирии, кризис приобрел такой масштаб не по его вине». «Большую роль в развитии данной ситуации сыграла поддержка извне. Асад борется с теми, кто пришел в его страну с оружием!»

Россия и Иордания обсуждают возможность установления режима прекращения огня в южной части Сирии и перспективы передачи власти в САР, сообщил 13 января иорданский король Абдалла II. Президент В. Путин и король Абдалла II 14 января в телефонном разговоре условились интенсифицировать работу, в том числе по координации совместных антитеррористических усилий. «Обсуждались вопросы урегулирования сирийского кризиса. Лидеры, в частности, высказались в поддержку усилий ООН по проведению в Женеве в конце января межсирийских переговоров». В. Путин отметил важность подготовки иорданской стороной единого перечня террористических организаций».

12 января в Турции в Стамбуле в результате теракта, совершенного террористом-смертником погибли 10 человек, граждан Германии, 15 человек получили ранения. Турецкие власти заявили, что террорист принадлежал к ИГ. В ответ полиция провела контртеррористические рейды в пяти городах страны, в том числе в Анкаре. Кроме того, турецкая артиллерия нанесла около 500 ударов по боевикам «Исламского государства» в Сирии и Ираке.

Власти Турции 15 января задержали 24 представителя академических кругов страны за подписание обращения, в котором осуждаются военные действия правительства против курдских вооруженных отрядов. Всего под обращением «Мы не будем частью этого преступления» подписались 1128 турецких и зарубежных ученых. Документ требует прекратить «резню и бойню» в юго-восточных регионах Турции, где армия и силы безопасности проводят войсковые операции против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана и связанных с ней организаций, и вернуться за стол переговоров. Президент Турции Р. Т. Эрдоган резко раскритиковал инициативу академиков, назвав её антитурецкой по сути. 17 января турецкие власти освободили задержанных ученых.

12 января Ассамблея народных представителей (парламент) Туниса вынесла вотум доверия новому правительству страны во главе с Х. эс-Сидом. Все предложенные премьер-министром кандидатуры были приняты большинством голосов депутатов парламента. Перестановки коснулись в общей сложности 13 министерских постов. Новый кабинет министров состоит из 30 министров.

После выхода ряда депутатов из светской партии «Нидаа Тунис», которая в октябре 2014 г. одержала победу на парламентских выборах в стране, большинство мест в тунисском парламенте перешло к исламистской партии «Ан-Нахда». Таким образом, в настоящее время у партии «Ан-Нахда» 69 мест в парламенте, у «Нидаа Тунис» — 65.

Президент Египта А. Ф. ас-Сиси 12 января подписал указ о продлении режима чрезвычайного положения на севере Синайского полуострова на три месяца в связи с нестабильной обстановкой в этом регионе.

14 января Египет продлил на год свое участие в военной операции в Йемене, проводимой арабской коалицией под руководством Саудовской Аравии. АРЕ задействуют в йеменской операции только свои ВВС и ВМС.

Парламент АРЕ 17 января одобрил большинством голосов закон о борьбе с терроризмом, принятый в 2015 г. указом президента Египта

Тем временем возобновление межйеменских переговоров перенесено на неопределенное время в связи с разногласиями между сторонами относительно выполнения резолюции Совета Безопасности ООН, предписывающей прекращение огня и возобновление мирного политического процесса. Сообщается, что авиация арабской коалиции продолжает наносить удары по районам, контролируемым повстанцами-хоуситами и поддерживающими их сторонниками бывшего президента Йемена А. А. Салеха.

Пакистан заявил, что не будет направлять «свои войска для поддержки действий возглавляемой Саудовской Аравией антитеррористической коалиции. Речь может идти только об обмене разведывательной информацией в рамках усилий по борьбе с терроризмом».

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Египта

 

 

Руководство Египта во главе с президентом А. Ф. ас-Сиси проводит активную внешнюю политику, исходя из национальных интересов страны и стремления укрепить лидирующие позиции АРЕ в арабском мире, на Ближнем Востоке и в Африке. Каир при этом взаимодействует, причем в ряде случаев плодотворно, с различными региональными и мировыми «центрами силы». Египет для решения своих сложных внутренних проблем заинтересован в поддержании стабильности в регионе и нормальных отношениях с соседними странами.

На сегодняшний день наиболее активно египетская дипломатия действует на Ближнем Востоке и арабском мире. АРЕ по своему геополитическому положению не может оставаться сторонним наблюдателем происходящих здесь событий и стремится по мере возможностей оказывать воздействие на их развитие, укреплять позиции страны в регионе, ослабшие после революционных событий 2011 г. Вместе с тем, отсутствие у египтян достаточно эффективных экономических, военных и политических рычагов влияния, наличие влиятельных соперников, сильная зависимость Египта от иностранной финансовой, экономической и военной помощи не позволяют Каиру стать реальным лидером арабского мира.

В Каире считают, что Египет и Саудовская Аравия являются «полюсами арабской региональной системы международных отношений» и именно «на них лежит большая часть ответственности за реализацию арабской солидарности». Саудовцы же полагают, что «безопасность арабского региона зависит от мира и стабильности в Египте». После свержения в 2013 г. президента-исламиста М. Мурси отношения между АРЕ и КСА значительно окрепли и расширились. Эр-Рияд «безусловно и однозначно» встал на сторону новой власти в Каире, оказал ей политическую поддержку и солидную финансовую и экономическую помощь, которая имеет для Египта очень важное значение в условиях продолжающегося в стране социально-экономического кризиса. В июле 2015 г. АРЕ и КСА подписали «Каирскую декларацию», предусматривающую развитие двустороннего экономического, военного, политического культурного и информационного сотрудничества. Египет поддержал многие саудовские политические и военные инициативы. Так, в марте 2015 г. АРЕ присоединилась к арабской коалиции, ведущей войну в Йемене против шиитских повстанцев-хоуситов, направив к берегам Йемена корабли своих ВМС. В декабре 2015 г. Каир одобрил саудовскую идею создания исламской антитеррористической коалиции во главе с КСА, однако египтяне не намерены принимать участия в боевых операциях провозглашенного альянса. Египет выступил на стороне КСА в нынешнем конфликте между Эр-Риядом и Тегераном. Вместе с тем, отметим, что руководство АРЕ, выступающее с амбициозными заявлениями о возрождении региональной и международной роли Каира, вряд ли будет жестко идти в фарватере саудовской политики, во всем следовать «подсказкам» из Эр-Рияда. Так, позиции АРЕ и КСА не во всем совпадают в отношении конфликта в Сирии: Каир не является столь категоричным противником сирийского президента Б. Асада, как Эр-Рияд.

Египет внимательно следит за развитием ситуации в Ливии и серьезно обеспокоен нынешним положением дел в соседней стране, где после свержения режима М. Каддафи активно действуют радикальные вооруженные исламистские группировки, что в Каире считают опасным дестабилизирующим фактором, представляющим реальную опасность для АРЕ. Египет поддерживает межливийские договоренности о создании правительства национального единства и политический процесс в Ливии под эгидой ООН.

Принципиально важным, ключевым для национальной безопасности АРЕ является вопрос распределения вод Нила. В этом контексте Каир пытается урегулировать спор с Эфиопией по поводу строительства в этой стране плотины «Возрождение», причем президент А. Ф. ас-Сиси подчеркивает важность решения проблемы путем диалога. В марте 2015 г. главы Египта, Эфиопии и Судана подписали декларацию о принципах совместного использования вод Нила, требующую, по словам А. Ф. ас-Сиси, дополнительных соглашений по конкретным «подвешенным вопросам». В декабре 2015 г. три страны подписали первое из таких соглашений, по которому две французские инженерно-консалтинговые компании в течение 8-12 месяцев проведу экспертизу проекта эфиопской плотины, а их выводы будут приняты всеми сторонами.

Каир традиционно проявляет повышенный интерес к своему южному соседу Судану, стремится сохранить и по возможности улучшить отношения с Хартумом, добиться прекращения контрабанды оружия через суданскую территорию на Синай и в сектор Газа.

Радикальное палестинское движение ХАМАС в Каире рассматривают как палестинскую ветвь запрещенных в АРЕ «Братьев-мусульман», обвиняют во вмешательстве во внутренние дела Египта и оказании поддержки террористам, действующим на Синайском полуострове.

Египет является сторонником скорейшего возобновления палестино-израильского диалога. АРЕ не желает обострения отношений с Израилем, а тем более нового вооруженного конфликта с ним. В целом Египет можно считать образцом прагматичного подхода к Израилю. Вместе с тем существующее недоверие между двумя государствами, накладывает негативный отпечаток на египетско-израильские отношения.

Каир выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, сохранение единства и территориальной целостности этой страны.

АРЕ с настороженностью относится к ядерным амбициям Ирана. Египетское руководство обвиняет ИРИ во вмешательстве во внутренние дела Египта и других арабских стран. Недружественными остаются отношения Египта с Турцией. В Анкаре не признают легитимность режима президента А. Ф. ас-Сиси. В то же время АРЕ заняла позицию невмешательства в конфликт между Турцией и Россией.

Египет активно действует на африканском направлении. Президент А. Ф. ас-Сиси заявил, что желает «сохранять и развивать политику панафриканизма».

Вашингтон негативно отнесся к смене власти в АРЕ в 2013 г., приостановив поставки крупных партий оружия и ежегодную финансовую помощь. Каир подверг резкой критике это решение. Однако после избрания А. Ф. ас-Сиси президентом АРЕ в 2014 г. египетско-американские отношения стали постепенно налаживаться. Египет поддержал создание антитеррористической коалиции во главе с США для борьбы с «Исламским государством». Президенты А. Ф. ас-Сиси и Б. Обама подчеркнули необходимость развивать отношения стратегического партнерства между двумя странами, продолжать «тесное военное и разведывательное сотрудничество». В 2015 г. возобновились американские военные поставки в АРЕ, а Б. Обама запросил у Конгресса США выделение Египту ежегодной финансовой помощи в размере 1,3 млрд долларов. В августе 2015 г. АРЕ и США впервые с 2009 г. возобновили стратегический диалог. В то же время Вашингтон продолжает критиковать египетские власти за нарушения прав человека в стране.

Динамично развиваются египетско-китайские отношения, имеющие характер «всеобъемлющего стратегического партнерства». По итогам визита А. Ф. ас-Сиси в КНР в ноябре 2014 г. две страны подписали пакет соглашений о сотрудничестве в сферах политики, экономики, торговли, инвестиций, военно-технической и культурно-гуманитарной областях, а также в межрегиональной кооперации.

В последние годы динамично развивается многоплановое сотрудничество АРЕ с европейскими странами, особенно с Францией. Каир и Париж подписали соглашения о поставках Египту крупных партий различного вооружения, в том числе двух вертолетоносцев типа «Мистраль», ранее предназначавшиеся для России. В 2014-2015 гг. президент А. Ф. ас-Сиси посетил с визитами Францию, Италию, Ватикан, Германию и Венгрию. Регулярными становятся трехсторонние встречи лидеров Египта, Греции и Кипра, на которых обсуждаются вопросы безопасности в Восточном Средиземноморье, сотрудничество в сфере добычи природного газа в Средиземном море, экономики, торговли, энергетики и туризма.

Поступательно развиваются многоплановые российско-египетские отношения. В феврале 2015 г. АРЕ с визитом посетил президент РФ В. Путин, а президент А. Ф. ас-Сиси неоднократно бывал в России. Египет поддерживает действия российских ВКС против террористических группировок в Сирии. В Каире заявляют, что улучшение отношений с РФ не направлено против какой-либо другой страны. Отметим и то, что Москва не заменит Вашингтон в качестве ключевого военно-политического партнера Египта.

Как видится президент А. Ф. ас-Сиси и его команда в сфере внешней политики продолжат курс на балансирование между ведущими мировыми державами, будут прагматично действовать на Ближнем Востоке и Африке, концентрируя свои усилии на получении возможно большей финансовой помощи от аравийских монархий и бесперебойном доступе Египта к нильской воде в необходимом для страны количестве.

52.25MB | MySQL:103 | 0,394sec