Энергетическое и военно-техническое сотрудничество Пекина, Тегерана и Исламабада

По подсчетам китайских экономистов за 13 лет действия западных санкций Иран не получил от 390 до 650 млрд евро прибыли от реализации углеводородного сырья и других товаров. В условиях отмены санкций и выхода Исламской Республики на мировой рынок углеводородов особую актуальность для Китая приобретает сотрудничество с Тегераном по вопросам поставок природного газа по «трубопроводу Мира» из г. Асалуйе, через порт Бандар Аббас в Пакистан до порта Гвадар (ведется строительство терминала сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью 200 млн долл. США), далее в центральный газораспределительный центр в городе Хоздар, в порт Карачи, Навабаш и на север в г. Мултан. Общая стоимость подобного разветвленного газопровода составляет, по разным оценкам, от 1,5 до 2,0 млрд долл. США, а общая протяженность трубопроводной системы составит около 2 000 км.

Согласно проектной документации ежедневно по данному газопроводу будет перекачиваться 21,5 млн куб. метров природного газа. По замыслу китайских стратегов, подобный газопровод должен обеспечить бесперебойное снабжение газом электростанций в Пакистане, что необходимо для реализации проекта «Китайско-пакистанского экономического коридора». В рамках данного проекта предполагается построить железную и автомобильную дороги через территорию Пакистана в направлении с юга на север. Кроме транспортного коридора, будет создана целая серия «зон экономического развития», предполагающая функционирование совместных китайско-пакистанских предприятий при льготном режиме налогообложения и нулевой ставкой таможенных платежей.

Следует отметить, что ключевую роль в этой схеме отведена порту Гвадар; этот приморский город в Пакистане включен в план «Нить жемчуга», в соответствии с которым официальный Пекин создает в дружественных странах сеть полноценных военно-морских баз, предназначенных для обеспечения деятельности ВМС НОАК в акватории Индийского моря, Красного моря, Персидского залива. В 2015 году официальный Пекин и Исламабад подписали договор о передаче китайской стороне в аренду 2 281 га в г. Гвадар сроком на 49 лет. На этой площади китайские компании создадут «зону свободной торговли» и в течение 10 лет импорт и экспорт товаров будет осуществлять без уплаты таможенных пошли в бюджет Пакистана.

Следует отметить, что в преддверии визита председателя КНР Си Цзиньпина в страны Ближнего Востока «Иранская судостроительная океанская промышленная компания» сообщила о размещении заказа стоимостью 120 млрд долл. США на строительство партии судов в четырех странах: КНР, РФ, Южной Корее и Германии. Известно, что китайские судостроители будут выполнять контракт на 30 контейнеровозов вместимостью по 18 000 контейнеров каждый. Китайские судостроители могут получить заказ еще на 10 сухогрузов. Заказ на танкеры для перевозки СПГ распределен между китайскими, корейскими и немецкими подрядчиками. Так, на судостроительном заводе в г.Яньтай будет выполняться изготовление секций танкеров-газовозов; их сборка, термоизоляция емкостей и установка оборудования немецкого производства будет производиться в Южной Корее. Для перевозки сырой нефти на судостроительном заводе (ССЗ) «Лунсюэ» в г.Гуанчжоу заказано 10 танкеров водоизмещением от 100 до 200 тыс.тонн.

В условиях нарастающей напряженности в регионе Тегеран нуждается в современных вооруженных силах, которые смогут обеспечить безопасность и стабильное экономическое развитие страны. Самым проверенным союзником ИРИ в деле развития ВС является Пекин. Представляется возможным выделить следующие направления взаимодействия китайских и иранских военных.

В течение последних 25 лет ВПК КНР активно взаимодействовал с иранскими военными в области поставки противокорабельных ракет (ПКР). Первым опытом подобного рода стали ПКР С-701/704 (дальность обстрела 40 км), которые в ВМС ИРИ получили обозначение «Кассар». Известно, что ракеты С-701/704 успешно применялись ливанской «Хизбаллой» против ВМС Израиля. Следующим этапом стали поставки ракет С-801/802 (дальность обстрела 120 км), известные в Иране под обозначением «Ноор». Данными ракетами вооружены ракетные катера и фрегаты ВМС Ирана.

В секторе ракетного вооружения Сухопутных войск ИРИ китайский ВПК также сыграл важную роль. В начале военно-технического сотрудничества китайские ракетчики передали иранским коллегам ракеты от зенитно-ракетного комплекса «Хунци-2», которые получили обозначение «Тондар-69» и имели дальность полета 129 км. В Пакистане эти ракеты известны под обозначением М-7. Вторым образцом ракетного вооружения стали китайские ракеты «Дунфэн-11», на их основе были созданы ракеты «Фатх-110», они же пакистанские М-11 (дальность полета, по разным оценкам, от 200 до 300 км), на основе китайских «Дунфэн-15 и 15Б» были созданы более современные «Фатх-313», «Шахиин-1/Самэнь». По оценкам западных специалистов, официальный Пекин продолжает военно-техническое сотрудничество с Тегераном и уже передал несколько экземпляров современных крылатых ракет «Длинный меч-10» (китайское обозначение CJ-10/DH-10), которые можно запускать как с мобильных пусковых установок, так и с самолетов.

Китайские специалисты оказывают инженерно-конструкторскую поддержку Ирану в модернизации бронетехники. Известно, что совместными усилиями проведена модернизация танков «Тип-59» (современное обозначение «Сафир-74») – заменены прицельные системы, а также установлена система динамической защиты. Вероятно, на основе китайского танка «Тип-99А» создается иранский «Зульфигар-3». Для нужд артиллерии на основе самоходной артиллерийской установки «Тип-88» созданы два варианта «Гром-1» (калибр 122-мм) и «Гром-2» (калибр155-мм.).

В настоящее время китайские и иранские военные ведут переговоры о поставках в Иран ракетных катеров «Тип-022», истребителей JF-17 (китайско-пакистанская разработка), J-10.

По информации китайских СМИ, Китай и Иран активно сотрудничают и в области строительства дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) водоизмещением 500 и 1000 тонн. Подобные ДЭПЛ необходимы ВМС ИРИ для действий как в акватории Каспийского моря, так и в Персидском заливе, где безраздельно господствуют ВМС США. Планируется оснащать подобные ДЭПЛ воздухонезависимыми энергетическими установками по типу «двигателя Стирлинга», что позволит серьезно увеличить продолжительность пребывания лодки в подводном положении и перемещаться с подводной скоростью четыре узла на дальность от 700 до 1200 морских миль, т.е. осуществлять патрулирование вдоль всей морской границы государства. Для удешевления строительства и обеспечения должного уровня качества работы будут проводиться на ССЗ в г.Карачи.

С учетом вышесказанного представляется возможным сделать вывод, что треугольник «Китай-Пакистан-Иран» является примером дружественного союза, целью руководителей трех стран, очевидно, является обеспечение безопасности, что требует развития экономики в целом и создания надежных ВС.

62.83MB | MySQL:102 | 0,636sec