О визите главы МИД Исламской Республики Афганистан С.Раббани в Пекин (25–28 января 2016 г.) и некоторые дополнения по визиту Си Цзиньпина в три ключевых государства Ближнего Востока (19–23 января 2016 г.)

В период с 25 по 28 января 2016 г. состоялся визит министра иностранных дел Исламской Республики Афганистан (ИРА) Салахуддина Раббани в КНР, в ходе которого обсуждались вопросы экономического, культурного сотрудничества Кабула и Пекина, а также ход мирных переговоров с движением «Талибан». Известно, что министр иностранных дел КНР Ван И довел до сведения С. Раббани информацию, что председатель КНР Си Цзиньпин в ходе визита в Исламскую Республику Иран (ИРИ) заручился «союзнической» поддержкой в решении вопросов безопасности и стабильности на Ближнем Востоке (БВ) и в Афганистане.

Следует отметить, что во время визита Си Цзиньпина в три ключевые страны ближневосточного региона с рабочей поездкой в Кабуле находился специальный представитель МИД КНР Дэн Сицзюнь, который принимал участие в четырехсторонней встрече  (КНР, Афганистан, Пакистан, США) по вопросу продолжения переговоров официального Кабула и представителей движения «Талибан». Очередной раунд переговоров пройдет 4 февраля 2016 г. в Исламабаде. Известно, что официальный Пекин через контакты в Исламабаде финансово поддерживает «Талибан» в обмен на «услуги» движения – блокирование деятельности уйгурских сепаратистов, передача американского трофейного вооружения и военной техники и т.д.

По мнению научного сотрудника НИИ вопросов Южной Азии Фуданьского университета (г.Шанхай, КНР) Ду Юкана, руководитель внешнеполитического ведомства Афганистана Салахутдин Раббани решил воспользоваться посредническими услугами официального Пекина, который придерживается принципа «Афганцы руководят, у афганцев все для этого есть».

Официальный Кабул понимает, что мирные переговоры и восстановление экономики, промышленности Афганистана отвечает политическим и социально-экономическим интересам Поднебесной и соседнего Пакистана. Прежде всего, примирение сторон позволит снизить затраты на обеспечение общественной безопасности и перенаправить финансовые потоки на социальные программы.

Кроме того, мир и спокойствие в Афганистане являются залогом реализации стратегического плана председателя КНР «Новый Шелковый путь». При стабильной ситуации по территории Афганистана будет проложена железная дорога, которая на несколько тысяч километров сократит расстояние между восточными провинциями КНР и потребителями китайской продукции в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Европы.

Необходимо отметить, что в китайской финансовой поддержке в афганском мирном процессе также заинтересованы в официальном Исламабаде, поскольку северные регионы страны периодически «лихорадит» из-за боев в Афганистане, а ведь северные провинции Пакистана играют ключевую роль в реализации плана по созданию «Китайско-Пакистанского экономического коридора».

Конечно, пакистанское руководство не хочет потерять «рычаги контроля» над ситуацией в Афганистане и потому, вероятно, ведет собственную игру и пока официальный Пекин позволяет своему региональному союзнику решать определенные вопросы самостоятельно. Следует отметить, что подобное поведение Исламабада нервирует официальный Вашингтон, а это, в определенной мере, льстит самолюбию китайских мастеров внешней политики.

По результатам переговоров Ван И и С. Раббани стороны пришли к следующим договоренностям.

Во-первых, усилить дипломатические контакты на высшем уровне и регулярно проводить встречи первых лиц государств на многосторонних площадках.

Во-вторых, официальный Пекин будет оказывать всемерную поддержку правительству Афганистана по таким направлениям, как строительство жилья, подготовка кадров, что будет способствовать улучшению условий жизни местного населения.

В-третьих, руководство КНР поддерживает инициативы Кабула по установлению и укреплению отношений с соседними государствами, а также приветствует решение афганского руководства об участии в реализации проекта «Один пояс, один путь». Обе стороны в ближайшее время намерены подписать соответствующие документы.

В-четвертых, официальный Пекин будет оказывать содействие правоохранительным органам Афганистана в борьбе с террористическими организациями и движениями.

В-пятых, китайское руководство будет оказывать содействие в скорейшем принятии Афганистана в ШОС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и другие важные региональные проекты.

В-шестых, китайская сторона окажет содействие афганским партнерам в деле воссоздания национальной системы образования посредством строительства школ, а также через выделение грантов и стипендий для студентов.

Примечательно, что визит высокопоставленного афганского дипломата в Поднебесную прошел чрез два дня после возвращения председателя КНР из ближневосточного турне.

В ходе визита руководителя китайского государства в Саудовскую Аравию, Египет и Иран, во-первых, были подписаны соглашения о предоставлении всем трем странам займов по 20 млрд долл. США на программы развития торговли и бизнеса. Во-вторых, для Эр-Рияда, Каира и Тегерана будет выделено по 300 млн долл. США на программы подготовки сотрудников правоохранительных органов. В-третьих, официальный Пекин выделяет 10 000 стипендий для студентов из трех указанных стран.

По решению Си Цзиньпина для продвижения процесса индустриализации в таких странах, как Катар и ОАЭ китайские финансовые организации выделят ближневосточным партнерам до 35 млрд долл. США, а всего для развития промышленного производства в странах БВ официальный Пекин выделит дополнительно кредитов на сумму 55 млрд долл. США.

Также в ходе своего ближневосточного турне председатель КНР затронул «палестинскую проблематику» и отметил, что защита законных интересов граждан Палестинского государства является общим долгом международного сообщества и «палестинский вопрос» является центральным моментом обеспечения мира и стабильности на БВ. Официальный Пекин поддерживает мирный процесс в регионе и призывает стороны оставаться в границах, установленных в 1967 г., поскольку это позволяет сдержать рост напряженности в регионе. Для поддержки экономики Палестины в 2016 г. китайские банки выделят 50 млн юаней в качестве безвозмездной экономической помощи. Большая часть этих средств должна быть направлена на проекты по строительству солнечных электростанций.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным предположить, что у официального Пекина выработана схема действий на ближневосточном и азиатском направлениях, которая учитывает обстановку в Иране и Сирии. Очевидно, что военно-политическое руководство КНР использует как политические, так и экономические механизмы по укреплению своих позиций в ключевых странах БВ, понимая, что в этом регионе существенные интересы имеют США и их союзники, а также Россия.

52.3MB | MySQL:103 | 0,555sec