Что влияет на возможность Турции провести сухопутную операцию в Сирии

Всю неделю на фоне откровенно буксовавших переговоров по сирийскому урегулированию в Женеве в среде политологов на разных уровнях активно муссировались слухи о скорой военной сухопутной операции Турции в Сирии. А вернее — в так называемой «зоне безопасности» на стокилометровом участке между городами Джараблус и Азаз. Мы уже сообщали, что Анкара рассматривает этот плацдарм как «последний довод королей”» в крайне запутанном пасьянсе сирийского кризиса. Во-первых, такой шаг дает турецким властям некую гарантию от окончательного оформления практически на всем протяжении своей границы с Сирией враждебного курдского буфера, а, во-вторых, необходим с точки зрения функционирования логистического коридора по материально-техническому снабжению лояльных себе повстанческих группировок, и, что главное, канала по экспорту иракской нефти из Иракского Курдистана. Контроль сирийских курдов этой территории превращает их в значимую политическую силу. И не по причине прекращения экспорта «Исламским государством» (ИГ) ворованной нефти (ее в суммарном объеме общей контрабанды как раз не так много), и не по причине окончания таких операций в принципе (нефть из курдской автономии в Турцию как шла, так и будет идти, вне зависимости от того, кто этот коридор будет контролировать: бизнес есть бизнес, и ничего личного), а по причине того что изначально враждебный и неудобный как для Анкары, так и для Эрбиля курдский сегмент в лице Партии демократического союза (ПДС) приобретает таким образом новый статус. Он становится системной образующей силой как в самой курдской автономии (без согласия сирийских курдов нефть никуда не пойдет), так и в субрегионе в целом. ПДС таким образом получает альтернативные источники финансирования и может диктовать свои условия ренты за транзит нефти. Собственно именно этот момент, помимо всех прочих, имеют ввиду сирийские военные вне зависимости от своих политических пристрастий, когда говорят неофициально, что «следующая война будет с курдами». Отсюда же и заявления терпящего на фоне экономического кризиса серьезные электоральные издержки лидера курдской автономии М.Барзани, когда он заявляет о том, что настало время для проведения референдума об образовании независимого государства Курдистан. Рискнем предположить в этой связи, что именно этот момент возможности допуска курдов на площадку женевских переговоров плюс конечно последние по времени успехи сирийской армии прежде всего в Алеппо и Латакии привели в заморозке мирных переговоров. И сделано это было прежде всего по настоянию Анкары и Эр-Рияда, которые не хотят вести мирный диалог в высокой зоне риска и с позиции проигрывающей военную инициативу стороны.
Вместо этого Эр-Рияд вдруг заявил о своей «готовности послать войска в Сирию, в случае начала сухопутной операции». Чистая демагогия с учетом печально известной боеготовности саудовской армии в принципе и затяжного конфликта в Йемене. Саудовская Аравия таким образом стремилась, во-первых, простимулировать своих турецких союзников на более решительные действия (хотя вряд ли Анкара очень сильно полагается на саудовских военных), а во-вторых, показать Вашингтону, что «мир стоит в двух шагах от прямого военного столкновения между Ираном и КСА». Ну и конечно присутствует извечное желание перехватить инициативу у своих «заклятых друзей» в лице Каатра, который уже заключили с Анкарой военно-стратегический союз. Именно по этой причине в середине января с.г. Эр-Рияд посетил премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу совместно с начальником Генштаба турецких вооруженных сил генералом Хулуси Акаром. В центре переговоров было как раз налаживание «более тесных связей в военной сфере». В том числе и планирование совместных действий в Сирии, и «противодействие иранской экспансии в этом регионе». На встречах присутствовал и глава турецкой спецслужбы МИТ Хакан Фидан. В процессе переговоров было заключено несколько соглашений о кооперации КСА и Турции «в оборонной и разведывательной сферах», что в переводе на обычный язык означает саудовскую финансовую помощь Турции как в форме контрактов, так и виде прямой помощи. Собственно кооперация в сфере разведки уже идет с прошлого года, поскольку офицеры турецкой армии и МИТ негласно присутствуют в рядах той же «Джабхат ан-нусры» в районе Идлиба и выполняют функции аналитиков по разведке и планировщиков военных операций противников режима Б.Асада. Но, судя по последним известиям с фронтов, не очень преуспели в этом деле. Плюс провал на туркоманском фронте, что можно смело зачесть в череду неудач Х.Фидана. Обстрелы турецкой артиллерией позиций и селений туркоманов в Латакии свидетельствует о том, что вожди этого племенного ополчения качнулись в нужном для Дамаска направлении. Особенно с учетом аргумента в виде активных боевых действий российской авиации. Отметим и отток турецких граждан из числа «Серых волков» обратно в Турцию, а они в основном воевали именно в туркоманских отрядах в Латакии.
При этом часть зарубежных аналитиков почему-то выдвигают тезис о том, что совместное участие главы МИТ и начальника Генштаба ВС Турции в переговорах «свидетельствует о крепнущем доверии между двумя этими ведомствами». Это де объясняется кардинальной чистой армии от сторонников беглого богослова Ф.Гюлена, который является одним из основных оппонентов Р.Эрдогана. Рискнем оспорить этот факт, исходя хотя бы из того, что на этот год бюджет МИТ составил 500 млн долларов США. И что примечательно, треть этой суммы пойдет на строительство новой штаб-квартиры МИТ, которая сейчас располагается на территории военной академии в пригороде Анкары. В условиях резкой активизации разведывательной деятельности тратить треть годового бюджета на строительство новой штаб-квартиры является не самым умным и оптимальным решением. Если мы отбросим несомненно присутствующий «личный интерес» самого Х.Фидана в этом проекте, то в итоге имеем факт опасения властей в том, что в один прекрасный момент турецкие военные просто возьмут эту штаб-квартиру под контроль. Благо она располагается сейчас на территории военного объекта. Это к вопросу о доверии. Ну и конечно странная нерешительность Анкары по вопросу реального запуска механизма сухопутной операции. Генштаб по прежнему против такого сценария, прекрасно осознавая все репутационные и материальные риски такого шага. Так что пока Анкара «думает» и выжидает. И делает это во многом вынужденно, как исходя из внутренних причин, так и оглядываясь на позицию США, которые по своему обыкновению подзуживают Турцию к «решительным действиям», но при этом никакой реальной поддержки не обещают.

52.36MB | MySQL:103 | 0,956sec