О военной ситуации в Сирии (30 января – 6 февраля 2016 г.)

В течение прошедшей недели во многом благодаря действиям самолетов российской авиагруппы в Сирии успешно развивалось наступление проправительственных сил в провинциях Алеппо, Латакия и Дараа. По данным Минобороны, выполнялось от 60 до 70 боевых вылетов в сутки.  Удары наносились по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-нусра» в провинциях Алеппо, Латакия, Хама, Хомс, Дамаск, Ракка, Дераа, Дейр эз-Зор.

30 января МИД Турции выступило с заявлением, в котором утверждалось, что накануне в 11.46 местного времени (12.46 мск) российский фронтовой бомбардировщик Су-34 нарушил воздушное пространство этой страны. Тогда же в заявлении НАТО прозвучало требование к России «принять все необходимые меры с тем, чтобы подобные инциденты не повторялись». В Минобороны РФ назвали турецкое заявление «безосновательным». Со своей стороны Пентагон подтвердил факт нарушения российским самолетом воздушного пространства Турции.

По данным зарубежных СМИ, 31 января в провинции Идлиб авиаудар наносился по одному из зданий в деревне Джедар Бикфалун, где в то время проходило совещание полевых командиров группировки «Джейш аль-фатх». Информация о месте и времени проведения совещания была передана сирийской разведкой.

1 февраля Минобороны сообщило, что на авиабазу «Хмеймим» прибыли 4 новейших российских истребителя Су-35С. В тот же день военное ведомство в очередной раз предоставило новые аргументы тем, кто критикует действия России в Сирии, наглядно показав на своем сайте загрузку и применение самолетами Дальней авиации Ту-22М3 в провинции Дейр эз-Зор фугасных авиационных бомб ФАБ-250 со всеми вытекающими последствиями. Даже если это так на самом деле, то, по крайней мере, это можно было не показывать всему миру.

3 февраля Минобороны РФ признало, что двумя днями ранее в Сирии погиб российский военный советник. Он стал четвертым военнослужащим, погибшим за время российской операции в Сирии, начавшейся 30 сентября 2015 г. «Российский военный советник в Сирии выполнял задачи по оказанию помощи сирийской армии в освоении нового вооружения, поставляемого в рамках действующих межгосударственных контрактов военно-технического сотрудничества», — сообщили в Минобороны России. По его данным, «1 февраля в результате минометного обстрела террористами ИГ воинского гарнизона, где дислоцируется одно из соединений сирийской армии, офицер получил смертельное ранение».

Несут потери и иранские военные советники. 4 февраля стало известно о гибели бригадного генерала Корпуса стражей исламской революции Мохсена Каджариана.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели активно работали по целям джихадистов и вооруженной оппозиции в провинциях Дейр эз-Зор, Алеппо, Латакия, Хама, Дамаск, Хомс, Эс-Сувейда, Ракка.

В течение недели продолжались активные боевые действия в большинстве сирийских провинций.

Продолжалось наступление правительственных сил в провинции Дераа. 31 января к востоку от провинциального центра сирийские войска атаковали позиции джихадистов у города Гарийя – Запад. Развивалось продвижение правительственных сил к городу Нава.

3 февраля сирийские войска с боями продвигались к городу Осман, что в 4 км к северу от провинциального центра. К исходу дня штурмовые группы отбили у джихадистов 25 жилых кварталов.

5 февраля логическим продолжением ведущегося там успешного наступления правительственных стало взятие города. Успеху правительственных сил способствовали действия российской авиации, выполнившей свыше 80 боевых вылетов с нанесением ударов по целям джихадистов в этой провинции. Бои также шли за три района провинциального центра. К исходу 5 февраля штурмом взят укрепрайон джихадистов на границе провинций Дераа и Эс-Сувейда в районе деревень Сама аль-Хнейда и Аль-Млейха. 6 февраля освобождена деревня Ан-Найма на границе с Иорданией.

В провинции Дейр эз-Зор 30 января сирийские войска при поддержке авиации отразили массированное наступление формирований ИГ на их позиции в провинциальном центре. 2 февраля продолжились ожесточенные бои за административный центр провинции. Там правительственные силы отбили атаку джихадистов, попытавшихся овладеть комплексом зданий университета «Аль-Джазира». Эта атака была третьей за 4 дня.

31 января бои за административный центр провинции продолжились. Их эпицентры находились в кварталах Ар-Рошдия и Аль-Хавейда, где джихадисты непрерывно атаковали позиции правительственных сил. Там в боях уничтожены по меньшей мере 65 джихадистов, в том числе 14 иностранцев. Среди последних опознаны Абу Умар аль-Бельжики (боевой псевдоним говорит, что речь идет о лице, имеющем отношение к Бельгии), 7 пакистанцев, 4 чеченцев, 2 иорданцев.

4 февраля продолжились ожесточенные бои за город Дейр эз-Зор. Там бои шли за четыре района города – Аль-Хвайка, Ас-Синаа, Маадан и Аль-Ариди, где боевики непрерывно атаковали позиции правительственных сил. Была  отбита очередная атака джихадистов на осажденную авиабазу.

В течение недели продолжало успешно развиваться наступление правительственных сил в северной части провинции Латакия. Там 30 января      турецкая артиллерия открыла огонь со своей территории по наступающим сирийским войскам, пытаясь приостановить их продвижение к турецкой границе. Тем не менее правительственным силам удалось выбить боевиков группировки «Джейш аль-фатх» из деревни Навара. Установлен контроль над господствующими высотами Аль-Барака и Аль-Хадра. Сирийские войска вошли в город Таума на северо-востоке провинции близ города Сальма.

К 31 января установлен контроль  над господствующей высотой Ар-Рус, которая считается «ключем» к городу Кинсибба, являющемуся оплотом и главной базой группировки «Джейш аль-фатх» в этой провинции. Освобождены деревни Рвайса, Шаркия, Навара.

1 февраля сирийские войска приступили к очередной фазе операции по закрытию границы с Турцией, на сей раз – в горах Джабаль аль-Акрад (Курдские горы). Там с ходу им удалось выбить боевиков «Джебхат ан-нусры» и Свободной сирийской армии из деревни Тума.

2 февраля сирийские войска выбили джихадистов из группировки «Джейш аль-фатх» с их позиций у населенного пункта Кинсибба.

3 февраля на севере провинции вновь дала о себе знать связанная с «Аль-Каидой» и запрещенная в России группировка «Хорасан», сотни боевиков которой при поддержке огня турецкой артиллерии, позиции которой находились на территории Турции, отбили 3 февраля у правительственных сил деревни Навара и Каниса. Ранее США утверждали об уничтожении основных полевых командиров группировки «Хорасан».

Там же после ожесточенных боев к исходу 3 февраля сирийские военные вошли в город Кинсибба.

В провинции Хомс 2 февраля правительственные силы атаковали позиции боевиков из «Джабхат ан-нусры» у населенных пунктов Умм Шарсух и Таль Абу Санасель. Джихадисты понесли большие потери.

3 февраля в восточной части провинции сирийские войска атаковали позиции формирований ИГ у городов Махаса, Тулуль ас-Суд и Аль-Куариатан.

5 – 6 февраля на севере провинции правительственные силы вели бои с боевиками «Джабхат ан-нусры» за города Кейсин, Ум Шаршух, Тальбиша, Дейр Маала и Ар-Растан. На северо-востоке в боях за города Ат-Тулуль ас-Суд, Хабра и Аш-Шандакия правительственным силам противостояли формирования ИГ.

 

В провинции Дамаск основными эпицентрами боев оставались Западная и Восточная Гута.

31 января боевики ИГ совершили тройной теракт к югу от Дамаска близ района Сейида Зейнаб с преимущественно шиитским населением. Там они взорвали заминированную машину. Два взрывных устройства привели в действие боевики-смертники. В результате терактов погибли по меньшей мере 70 человек, 110 получили ранения.

1 февраля в Западной Гуте правительственные силы с боями продвинулись вдоль железной дороги между городами Аль-Моадхамия и Дерайя. В Восточной Гуте штурмом взяты несколько кварталов в Джобаре.

2 февраля в ходе боев за Восточную Гуту в городе Джобар правительственные силы выбили боевиков «Джейш аль-ислам» и «Файлак ар-Рахман» из квартала Аль-Арабия и завязали бои за квартал вокруг мечети Ат-Тайба.

5 февраля к юго-западу от столицы в районе деревни Бейт Джин боевики «Джабхат ан-нусры» атаковали позиции правительственных сил. Понеся большие потери, они вернулись на исходные позиции. Там же, в Западной Гуте, в боях за город Дерайя боевиков выбили из кварталов, примыкающих к зданиям Исламского центра и керамического завода.

На северо-западе провинции Хама 30 января сирийские войска после многочасового боя освободили деревни Аль-Кабасин и Аз-Занкахия. 31 января на севере провинции сирийские войска штурмовали опорные пункты боевиков из «Аджнад аш-Шам» близ города Морек. Там джихадисты понесли большие потери. Среди убитых – видный полевой командир Абу Умар Кобкаба (боевой псевдоним).

3 февраля в северной части провинции правительственные силы атаковали позиции джихадистов у городов Морек, Латмин и Аль-Латамина. О результатах этих атак в части практического продвижения сирийских войск не сообщалось. В западной части провинции сирийские войска атаковали крупный и хорошо укрепленный склад оружия боевиков, где хранились, в частности, противотанковые ракеты «Тоу» и реактивные снаряды для систем «Град». В ходе боя уничтожены до 40 джихадистов из «Джейш аль-фатх», склад взорван.

В восточной части провинции Алеппо 30 января сирийские войска выбили боевиков ИГ из деревень Афаш и Тануза. Там потери боевиков составили до 50 человек убитыми.

К 31 января в северной части провинции Алеппо правительственные силы установили контроль над 10-километровым участком автодороги Латакия – Алеппо, освободили деревню Мазин и вышли к городу Кансба (Латакия).

1 февраля на севере провинции правительственные силы и формирования иракского движения «Бадр» с боем взяли деревни Таль Джабин (25 км к северу от Алеппо) и Двейр аз-Зейтун. Эти населенные пункты с 2012 года находились под контролем формирований «Джабхат ан-нусры». Там же перерезаны «артерии» ИГ по дорогам Маскан – Алеппо и Харас – Аль-Баб.

2 февраля проправительственные силы при активной поддержке российской авиации вели наступление с целью прорвать блокаду двух шиитских населенных пунктов Небболь и Захра. К исходу дня они вышли на рубеж, находившийся на расстоянии 3 км от этих деревень. На направлении главного удара там вновь действовали механизированные подразделения сирийской армии, на вооружении которых находятся танки Т-90 российского производства. Освобождена деревня Харднайн. За сутки в боях уничтожены свыше 20 боевиков. Правительственные силы потеряли убитыми до 15 бойцов. На севере провинции полностью блокирован город Ратиан. Там в окружении оказались формирования группировки «Джабхат ан-нусра».

К исходу 3 февраля сирийские войска блокировали административный центр провинции с запада, юга и востока. Были разблокированы населенные пункты Небболь и Захра с преимущественно шиитским населением к северу от Алеппо. Тем самым боевики, окопавшиеся в восточной части Алеппо, оказались фактически в осаде. По оценкам экспертов, речь идет о самом крупном успехе правительственных сил в этой провинции начиная с 2012 года.

5 февраля развернулись ожесточенные бои за город Ратьян, штурм которого предприняли джихадисты. Их целью было попытаться разблокировать Алеппо. Об исходе боев поступили противоречивые данные. Согласно правозащитным организациям, к исходу дня джихадистам удалось овладеть половиной города. Обе стороны понесли тяжелые потери – по 60 человек убитыми с каждой. По данным иранских СМИ, правительственные силы установили «полный контроль» над Ратьяном. Последовавшие уже 6 февраля сообщения подтвердили, что Ратьян находится под контролем правительственных сил.

В то же время сирийским войскам и союзным с ними формированиям удалось взять город Майер, находящийся близ недавно разблокированных городов Небболь и Захра. Там проправительственным формированиям противостояли боевики группировок «Джабхат ан-нусра», «Джейш аль-Муджахидин» и «Ахрар аш-Шам».

В восточной части провинции Эль-Кунейтра 30 января отражена атака джихадистов из «Джабхат ан-нусры» на армейский блок-пост в районе Таль аль-Корум.

В провинции Идлиб правительственные силы 30 января вели бои с формированиями группировки «Ахрар аш-Шам» за район Кафар Тахарим к северо-западу от провинциального центра.

31 января стало известно, что безрезультатно завершилась «примирительная» встреча между главарем «Джабхат ан-Нусра» Абу Мохаммедом аль-Голани и верхушкой группировки «Ахрар аш-Шам». Ранее боевики двух группировок повоевали друг с другом в провинции Идлиб в районах городов Салькин и Харем.

Аналитики считают, что от успеха боевых действий в провинции Алеппо, где недавно правительственные силы достигли больших успехов, во многом зависит исход 5-летнего вооруженного противостояния в Сирии. Уже можно говорить о том, что успехи правительственных войск сорвали попытку оппозиции провозгласить на территории провинций Алеппо и Идлиб так называемую «Свободную Сирию».

52.29MB | MySQL:103 | 0,439sec