Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1 — 7 февраля 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. Подготовительный этап межсирийских переговоров по урегулированию конфликта в стране закончился провалом. Спецпредставитель ООН по Сирии С. де Мистура 3 февраля принял решение о приостановке переговоров до 25 февраля, однако их возобновление рассматривается как маловероятное.

Свое решение С. де Мистура объяснил тем, что, «ни одна из сторон не готова пойти на минимальные уступки», «никто не начал говорить по существу, и «мы остановились на процессуальных организационных деталях. И, наконец, ни от правительства, ни от оппозиции не исходит сигналов доброй воли для разблокирования гуманитарной помощи осажденным городам». При этом представитель ООН заявил, что рассчитывает на поддержку Совбеза ООН и Международной группы поддержки Сирии (МГПС) при подготовке следующего раунда переговоров. Официальный Дамаск и оппозиция формально «настаивают на том, что хотят продолжать усилия для поиска политического решения», но одновременно не прекращают обвинять друг друга в неуступчивости и провале переговоров. С. де Мистура не планирует направлять новые приглашения на мирные переговоры между сторонами сирийского конфликта или менять формат переговоров после их возобновления. 5 февраля он проинформировал членов СБ ООН о ситуации на межсирийских переговорах.

Причина прекращения участия в женевском диалоге поддерживаемого Эр-Риядом Высшего комитета по переговорам «кроется в том, что сирийская армия достигла за последние дни больших успехов», считают в российском МИДе. Его глава С. Лавров заявил, что выдвижение ультиматумов сирийской оппозицией — близорукая и бесперспективная позиция. Москва настаивает на перекрытии турецко-сирийской границы для прекращения огня и не видит пока оснований для прекращения операции ВКС РФ в Сирии.

США и их западные союзники считают, что ответственность за провал переговоров в Женеве несут как правительство САР, так и те государства, которые поддерживают его, в том числе Россия, продолжающая военную операцию в Сирии. В то же время в Вашингтоне полагают, что РФ по-прежнему нацелена на достижение политического урегулирования в Сирии и представила конструктивные предложения по поводу прекращения огня в Сирии, которые будут обсуждаться всеми участниками процесса урегулирования ситуации в этой стране, заявил госсекретарь США Дж. Керри. Сообщается, что С. Лавров и Дж. Керри «достигли понимания о необходимости обсудить вопрос о режиме прекращения огня в Сирии и как обеспечить гуманитарный доступ к обеим сторонам (конфликта-авт.)», а также договорились предпринять усилия, чтобы пауза в межсирийских переговорах была максимально короткой. В МИД РФ сообщили, что в рамках встречи МГПС в Мюнхене 11 февраля «предполагается рассмотреть все аспекты сирийского урегулирования».

Анкара и Эр-Рияд безоговорочно поддерживают сирийскую оппозицию, заявил 2 февраля премьер-министр Турции А. Давутоглу по окончании своего визита в Саудовскую Аравию, а глава МИД КСА А. аль-Джубейр подтвердил, что королевство продолжит оказывать военную поддержку сирийской оппозиции, «если переговоры в Женеве закончатся безрезультатно».

Тем временем правительство Сирии заявило о готовности вести переговоры с оппозицией в Женеве исключительно без предварительных условий, а перемирие в стране «невозможно достичь без перекрытия границ с Турцией и Иорданией». Оппозиция же настаивает на прекращении блокады сирийских городов, освобождении заложников и прекращении российских авиаударов.

Оценивая сложившуюся в Сирии и вокруг нее ситуацию, многие эксперты заявляют, что «достижение общенационального перемирия и повсеместного прекращения огня в Сирии пока не представляется реальным», а «переговоры заранее были обречены на провал» ввиду того, что «ни одна из сирийских сторон не проявила готовности к компромиссам». К тому же «ни правительство, ни оппозиция, особенно ее наиболее сильное исламистское крыло, не пришли к пониманию того, что военной победы быть не может».

В самой Сирии на минувшей неделе продолжались активные боевые действия. Правительственные силы при поддержке ВКС РФ добились значительных успехов в районе Алеппо на севере страны, освободив от боевиков ряд важных населенных пунктов, расширив зону своего контроля между Алеппо и турецкой границей. Сирийская армия продолжала наступательные действия в южной провинции Дераа и в районе Дамаска.

В Пентагоне заявили, что «американские и российские военные самолеты продолжают проводить операции в Сирии, не мешая друг другу, и соблюдают договоренности на этот счет, достигнутые между министерствами обороны двух стран».

Артиллерия ВС Турции 1 февраля обстреляла приграничные районы Сирии в районе Латакии. В Министерстве обороны РФ 4 января заявили, что фиксируют «все больше признаков скрытой подготовки Турции к военному вторжению в Сирию». США не подтверждают, но и не опровергают эти российские сообщения, но считают, что действия, предпринимаемые Анкарой в районе сирийско-турецкой границы, продиктованы соображениями безопасности.

4 февраля представитель саудовского военного ведомства сообщил о готовности КСА «к наземной операции в составе международной коалиции в Сирии во главе с США», а 6 и 7 февраля аналогичные заявления сделали Бахрейн и ОАЭ. Глава Пентагона Э. Картер «положительно» оценил заявление Эр-Рияда. Ранее, 2 февраля госсекретарь Дж. Керри сообщил, что США не рассматривают возможность направления наземных войск в Сирию, Ирак или Ливию в целях борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Международная наземная операция в Сирии — кем бы она ни проводилась — не позволит урегулировать вооруженный конфликт между правительством и оппозицией в этой стране, заявил 5 февраля официальный представитель американского Госдепартамента.

В Лондоне 4 февраля прошла международная конференции по оказанию помощи Сирии и странам региона. В ней приняли участие премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, канцлер ФРГ А. Меркель, госсекретарь США Дж. Керри, глава МИД Ирана М. Д. Зариф, генсек ООН Пан Ги Мун, ряд других государственных деятелей из стран Европы и Ближнего Востока, а также представители международных организаций, фондов, банков и компаний. По итогам конференции было объявлено о том, что собрана сумма в 10,7 млрд долларов, из которых 5,6 млрд будут направлены на проведение гуманитарных операций в ближневосточном регионе в этом году и 5,1 млрд будут выделены в период 2017-2020 гг. Страны-доноры заявили, что окажут поддержку переходному правительству Сирии как только оно будет сформировано.

На минувшей неделе Турция отказала России в наблюдательном полете над своей территорией, который должен был пройти в рамках Договора об открытом небе (1992  г.) в период с 1 по 5 февраля. «Маршрут предполагал, в том числе, наблюдение районов, прилегающих к границе Сирии, и аэродромов, где сосредоточена авиация стран НАТО». Отказ Турции  показывает, что Анкаре есть, что скрывать, считают российские военные эксперты. В Москве заявили, что Турция не имела права отказывать российской стороне в проведении наблюдательного полета по Договору об открытом небе, и наша страна не намерена оставлять без должного внимания и соответствующей реакции нарушения Анкарой этого договора. Со своей стороны, в МИД Турции заявили, что отмена наблюдательного полета российской авиации над турецкой территорией связана с невозможностью договориться о его маршруте.

Москва не забудет Турции пособничества террористам, «но остается дружна турецкому народу», заявил 3 февраля министр иностранных дел России С. Лавров.

В городе Диярбакыр на юго-востоке Турции и прилегающих к нему районах происходили вооруженные столкновения между турецкими силами  безопасности и боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК), которую турецкие власти считают террористической организацией. Город в настоящее время практически обезлюдел: его покинули 50 тысяч жителей из проживавших 70 тысяч.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган считает, что США должны сделать выбор в качестве партнера между турецкими властями и курдскими силами из Партии демократического союза (ПДС). Заявление было сделано 7 февраля, спустя неделю после визита посланника Б. Обамы в сирийский город Кобани (Айн аль-Араб), находящийся под контролем сил боевого крыла ПДС.

Поспешный вывод войск международной коалиции из Афганистана поставил страну перед опасностью превращения в «ничейную территорию» с утраченной государственностью, заявил 2 февраля премьер-министр страны А. Абдулла. Он особо подчеркнул, что, говоря о терроризме, «нельзя делать различия между талибами и «Исламским государством» (ИГ), делить террористов на хороших и плохих», также «недопустимо использовать двойные стандарты в определениях тех, кто проповедует терроризм».

Афганистан на прошедшей неделе присоединился к международной коалиции по борьбе с ИГ.

Командующий американскими войсками в Афганистане генерал Дж. Кэмпбелл считает, что в 2016 г. США будут вынуждены вновь пересмотреть планы их сокращения и, возможно, сохранить численность контингента на нынешнем уровне, так как «Афганистан пока не достиг достаточной степени стабильности и безопасности». Генерал отметил, что афганская армия и силы безопасности повысили свой профессионализм и боевую мощь, но пока самостоятельно, без помощи США и их союзников, не в состоянии противостоять боевикам движения «Талибан». Кэмпбелл сообщил, что США и НАТО продолжат финансирование афганской армии до 2014 г. В настоящее время НАТО ежегодно выделяет на военную помощь Афганистану 5,1 млрд долларов, из которых 4,1 млрд платят США.

6 февраля на встрече в Исламабаде представители США, Китая, Пакистана и Афганистана согласовали план содействия проведению прямых мирных переговоров между правительством в Кабуле и афганскими талибами. В то же время представители «Талибана» пока не сообщили, будут ли они участвовать в намеченных мирных переговорах.

«Исламское государство», которое в последнее время теряет свои позиции в Ираке и Сирии под натиском правительственных армий, может перебраться в Ливию. Такое опасение высказал 3 февраля госсекретарь США Дж. Керри на конференции с участие 23 стран в Риме, на которой обсуждались вопросы развития ливийской ситуации. Разведывательные службы США считают, что численность боевиков ИГ в Ливии выросла уже до 6,5 тыс. человек, в последнее время все больше их прибывает из Турции и Сирии.

7 февраля в городе Схират (Марокко) был сформирован список нового состава ливийского правительства национального единства. В него вошли 12 человек во главе с Ф. Сараджем.

Тем временем в Тунисе завершили возведение 200-километрового заграждения на границе с Ливией. Оно представляет собой систему рвов и укреплений, вдоль которых будут расположены наблюдательные пункты. Заграждение должно предотвратить проникновение на тунисскую территорию контрабанды и террористических элементов из соседней страны.

Иран продолжит развивать ракетную программу, которая «не является угрозой для соседних и дружественных государств», — заявил 4 февраля командующий армией ИРИ генерал А. Салехи. «Ракетная программа Ирана и ее потенциал будут становиться мощнее, — отметил генерал. — И это не является нарушением ядерного соглашения».

Парламент Алжира утвердил 7 февраля изменения в конституцию страны, которые ограничивают пребывание одного лица на посту президента республики двумя сроками, берберский язык становится вторым государственным, а президент назначает главу правительства по предложению парламентского большинства.

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Иордании

 

 

Военно-политическое руководство Иордании во главе с королем Абдаллой II уделяет постоянное внимание укреплению национальных вооруженных сил (100,5 тыс. человек), их оснащению новыми видами вооружения и военной техники, качественной подготовке всех категорий личного состава. Страна расходует на военные нужды значительные средства (1,27 млрд долларов в 2014 г., что составило 3,47 процента валового внутреннего продукта).

В настоящее время главными задачам иорданских вооруженных сил считаются: обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства; защита королевства от внешних и внутренних угроз; воспрепятствование проникновению в страну террористических группировок, способных дестабилизировать обстановку в Иордании; участие в борьбе с терроризмом в регионе; участие в международных миротворческих операциях.

Военная доктрина Иордании традиционно носит оборонительный характер. Ее суть составляет положение о «круговой обороне» и не определяет конкретного противника и стратегических целей, для достижения которых потребовалось бы применение военной силы. Учитывая ограниченные экономические, людские и военные возможности страны, иорданское руководство полагает, что вооруженные силы в случае внешнего нападения должны быть способны оказывать активное противодействие агрессору путем ведения боевых действий средней интенсивности в течение 6-8 суток до вступления в войну союзников, в первую очередь американских войск. Исходя из данного положения, иорданцы считают необходимым иметь достаточно крупные (по иорданским меркам) подготовленные мобилизационные резервы (65 тыс. человек), материальные ресурсы и высокопрофессиональную и технически хорошо оснащенную армию, способную сорвать замыслы противника на начальном этапе военных действий. По оценкам экспертов, современная иорданская армия относится числу наиболее подготовленных и боеспособных в арабском мире.

В военно-административном отношении территория страны разделена на три оперативных командования: Северное (сирийское направление), Центральное (израильское направление), Восточное (иракское направление), а также Южную военную зону. Стратегическим резервом является 3-я бронетанковая дивизия им. короля Абдаллы II. Имеются также формирования Командования сил специальных операций (КССО, две бригады спецназа и авиабригада), Королевской гвардии (бригада Королевской гвардии, 30-я бригада ССО) и Командования пограничных войск (4 пограничные бригады).

Основу иорданских вооруженных сил составляют сухопутные войска (88 тыс. человек). В их боевом составе имеется бронетанковая дивизия, бронетанковая бригада, 8 механизированных и пехотных бригад, 3 артиллерийские бригады, Командование ССО, Королевская гвардия и Командование пограничных войск. На вооружении сухопутных войск имеется 652 основных танка, 590 артиллерийских орудий, в том числе 490 САУ, 36 РСЗО, до 750 минометов, около 1200 ПТРК, более 1000 боевых бронированных машин, в том числе 650 БМП, до 300 ПУ ЗУР, до 1100 ПЗРК, примерно 400 зенитных орудий и установок. Авиационный компонент КССО имеет на вооружении 6 самолетов, в том числе 3 «ганшипа» и 15 вертолетов.

Особой структурой ВС Иордании является Командование сил специальных операций. По уровню своей подготовки иорданский спецназ считается лучшим в регионе. Формирования КССО предназначены для выполнения специфических боевых задач, противоповстанческих и антитеррористических операций, поддержания внутренней безопасности, борьбы с саботажем, подавления массовых беспорядков. Не исключена возможность использования формирований КССО и для ведения обычных боевых операций совместно с частями других видов вооруженных сил.

ВВС (12 тыс. человек, в том числе 3,4 тыс. человек в частях ПВО) включают в себя истребительно-бомбардировочную, истребительную, военно-транспортную, учебную и вертолетную авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические части. ВВС предназначены для решения задач ПВО страны, оказания авиационной поддержки действиям сухопутных войск, защиты наземных коммуникаций, ведения воздушной разведки, переброски по воздуху войск и военных грузов, проведения поисково-спасательных операций.

На вооружении ВВС имеется порядка 100 боевых самолетов. Основу их ударной мощи составляет 38 тактических истребителей F-16АМ/ВМ. В составе ВВС числятся также устаревшие американские истребители F-5 различных модификаций (до 33 ед.) и французские «Мираж» F-1 (до 30 ед.), большая часть из которых находится на хранении. На вооружении состоят также БПЛА местного и зарубежного производства. В 2015 г. Израиль передал Иордании (первой из арабских стран) партию беспилотников. Имеется также 24 военно-транспортных и 26 учебно-тренировочных самолетов. Вертолетная авиация представлена 25 боевыми вертолетами АН-1F «Кобра». Кроме того, в 2015 г. 15 «Кобр» было получено из Израиля. На вооружении состоит также до 90 многоцелевых и транспортных вертолетов. В боевом составе ВВС имеется 7 боевых (истребительных — 6, разведывательных — 1), 4 военно-транспортных (в том числе королевская эскадрилья), 4 учебных и 6 вертолетных эскадрилий. Авиация размещена на 6 военно-воздушных базах.

Силы ПВО представлены двумя бригадами ЗУР «Усовершенствованный Хок» (14 батарей, 80 ПУ) и пятью батареями (40 ПУ) ЗРС «Пэтриот» ПАК-2. Силы ПВО прикрывают наиболее важные административные, экономические и военные объекты в основном вокруг Аммана и на севере страны вблизи границы с Сирией.

В составе ВМС (500 человек) имеется 29 сторожевых катеров.

Военное строительство в Иордании базируется на синтезе американских и британских принципов с учетом конкретных национальных потребностей и возможностей. В армии принята британская и, частично, американская система управления войсками и материально-технического обеспечения. Военно-политическое руководство страны стремится развивать национальные ВС по стандартам НАТО. Значительное внимание командование уделяет внедрению в войска современных информационных технологий, информационно-техническому обеспечению боевых действий, совершенствованию системы управления войсками.

В вооруженных силах Иордании оперативная подготовка штабов и боевая подготовка войск организована на хорошем уровне и считается одной из лучших в арабском мире. При этом особый упор делается на отработку вопросов налаживания тесного взаимодействия сухопутных войск с ВВС в рамках концепции «объединенных (совместных) военных действий» (combined arms warfare). Большое внимание уделяется контртеррористической подготовке, отработке взаимодействия с полицией и силами безопасности.

Основной упор в сфере ВТС иорданское руководство делает на развитие всестороннего сотрудничества с США и другими странами Запада. С США подписано соглашение о доступе американских ВС на иорданские военные объекты. Важным партнером в военной сфере остается Великобритания. Военные связи поддерживаются с Францией, КНР, Пакистаном, Турцией, ЮАР. Иордания активно развивает ВТС с Россией.

С 2010 г на территории страны проводятся крупные международные учения «Готовящийся лев». Так, в 2015 г. в них участвовали до 10 тыс. военнослужащих из 18 стран. Цель учений – отработка вопросов борьбы с терроризмом, охраны границ, эвакуации мирного населения, гуманитарных операций, поисково-спасательных операций, борьбы с киберпреступностью, охраны и противодействия кризисным ситуациям на гражданских объектах повышенного значения, психологической подготовки военных.

ВС Иордании постоянно участвуют в международных миротворческих операциях в различных районах мира.

В 2014г. Иордания присоединилась к организованной США международной коалиции для борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Королевские ВВС совместно с авиацией США и других стран периодически участвуют в нанесении воздушных ударов по боевикам ИГ и их объектам на территории Сирии и Ирака. Иордания также предоставила свою авиационную инфраструктуру для использования государствами-членами коалиции.

Вооруженные силы традиционно занимают важное место в иорданском государстве. Хотя, в отличие от многих арабских стран, иорданские офицеры не играют какой-либо роли в политической жизни страны. Политические партии не имеют права создавать свои структуры в армии. У иорданских военных нет политических амбиций. Проблемы армейской жизни и военного строительства не дебатируются ни в стенах парламента, ни на страницах гражданской прессы. Забота об армии и ее офицерском корпусе является абсолютной прерогативой короля и специально назначенных им для этого лиц.

На сегодняшний день вооруженные силы по праву считаются важнейшим гарантом поддержания стабильности в стране и сохранения у власти Хашимитской династии.

52.26MB | MySQL:103 | 0,479sec