8 февраля 2016 г. в Сочи состоялись переговоры короля Бахрейна – Хамада бен Исы Аль Халифа с В.В. Путиным. Это уже третий визит в Россию главы арабского государства Персидского залива – члена Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) – региональной организации, возглавляемой Саудовской Аравией, которая в последнее время активизирует свое участие в решении ближневосточных проблем. Два предыдущих визита – визит эмира Кувейта Сабаха Аль-Ахмеда Ас-Сабаха, как и визит эмира Катара Хамада бен Халифы Аль Тани, по всей вероятности, не дали положительных результатов. Арабским лидерам не удалось добиться смягчения позиции России по Сирии, которая диаметрально расходится с их политикой в отношении решения кризиса в этой стране. Поддержка Россией правящего режима президента Башшара Асада идет в разрез с устремлениями аравийских монархий добиться его отстранения и создания правительства, в которое бы вошли поддерживаемые ими представители сирийской оппозиции.
Отношения Бахрейна с Россией отличаются более высокой степенью взаимодействия, чем его партнеров по ССАГЗ. Их связывает взаимная заинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества в области энергетики, транспорта, инфраструктуры и промышленности. Активно развиваются связи в инвестиционной сфере, так как существуют соглашения между Российским Фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Суверенным фондом Бахрейна. Запланирована реализация около 20 проектов на сумму нескольких млрд рублей. Уже несколько лет действует и Российско-Бахрейнский Деловой совет.
По итогам визита бахрейнского короля была создана Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Она призвана содействовать развитию отношений в различных сферах. Кроме того, в выступлении короля Бахрейна на встрече с Владимиром Путиным говорилось о заинтересованности его страны развивать сотрудничество с Россией в оборонной сфере и в области обеспечения безопасности. Однако, никаких соглашений, подтверждающих это намерение, заключено не было. По заявлению министра иностранных дел России С.В.Лаврова, «были созданы соответствующие межправительственные комиссии, в рамках которых есть целый ряд конкретных наработок, представляющих взаимный интерес». С целью интенсифицировать развитие военно-технического сотрудничества, представители вооруженных сил Бахрейна получили приглашение на российские игры «Авиадартс» и «Танковый биатлон».
Бахрейн испытывает проблемы в области обеспечения внутриполитической безопасности. Ему не удается добиться прекращения антиправительственных выступлений со стороны шиитской оппозиции, которые, по версии власти, поддерживаются Ираном. В этой связи он может рассматривать отношения с Россией как один из способов обеспечения национальной безопасности, так как тесные российские связи с Ираном могут стать, как, видимо, считает, официальная Манама, благоприятным фактором, способствующим ограничению иранского вмешательства во внутренние дела Бахрейна.
Заинтересованность Бахрейна в расширении всесторонних контактов с Россией приветствуется и в Москве, которая пытается найти надежных партнеров на Ближнем Востоке в свете усиления конфронтации с Турцией, как и отсутствия взаимопонимания с Саудовской Аравией и ее надежными союзниками Катаром и ОАЭ.
Не случайно, в выступлениях российских руководителей в связи с нынешней встречей Хамада бен Исы Аль Халифа с В.Путиным подчеркивалось, что «Бахрейн является их важным партнером не только в регионе Персидского залива, но и всего Ближнего Востока». Министр иностранных дел России С.В.Лавров охарактеризовал российско-бахрейнские переговоры, как «дружественные, проходившие в теплой, откровенной и доверительной атмосфере».
Вместе с тем, судя по информации, опубликованной в российской и бахрейнской прессе, никакого прорыва в политической сфере достигнуто не было. Стороны ограничились констатацией совпадения точек зрения по таким вопросам, как борьба с международным терроризмом, мирное урегулирование различных конфликтов в регионе Ближнего Востока, недопустимость действий, которые ведут к развалу государств. В этом контексте были сделаны заявления сторон и по ситуации в Сирии: поддержка межсирийского диалога, направленного на то, чтобы сирийцы сами решали судьбу своей страны, участие в деятельности Международной группы поддержки Сирии. Как отмечалось в совместном заявлении для прессы министра иностранных дел России С.В.Лаврова и министра иностранных дел Бахрейна Халеда Аль Халифы, «Россия и Бахрейн хотят видеть Сирию стабильной страной, в которой укреплены основы светского государства, которая обеспечивает свою территориальную целостность и в рамках которой гарантируются права всех без исключения ее граждан».
Бахрейнская пресса не уделила этому визиту большого внимания, ограничившись изложением выступлений глав России и Бахрейна. Однако, 8 февраля 2016 г., накануне визита в бахрейнской газете «Аль-Айям» было опубликовано пространное выступление министра иностранных дел Бахрейна Халеда бен Ахмеда Аль Халифы, в котором он прокомментировал предстоящие российско-бахрейнские переговоры.
Глава бахрейнского внешнеполитического ведомства четко расставил внешнеполитические приоритеты Бахрейна. На первом месте среди внешнеполитических приоритетов Манамы остаются ее стратегические отношения с США и с Европой, «имеющие исторический характер». Он подчеркнул, что «внешняя политика Бахрейна открыта для всех стран мира». Развитие отношений с Россией, по словам бахрейнского министра иностранных дел, «не изменят характер отношений с США и другими союзниками Бахрейна». Халед бен Ахмед Аль Халифа также добавил, что «сегодня мы не существуем в условиях холодной войны, когда происходил переход из одного лагеря в другой, или смена одного лагеря на другой, Сегодня эти времена прошли и государства устанавливают многосторонние отношения, что относится и к Бахрейну». Халед бен Ахмед Аль Халифа расценил развитие контактов с Россией в контексте внешнеполитической стратегии Бахрейна на расширение своих связей с различными странами мира.
В то же время бахрейнский министр иностранных дел отметил усиление позиций России в регионе Ближнего Востока по сравнению с прошлым, а также выработку ею стратегического видения того, как должна быть обеспечена региональная безопасность. Страны региона, как отметил глава внешнеполитического ведомства Бахрейна, «принимают во внимание подход России, как и подходы других государств, таких как США».
Говоря о предстоящем визите короля Бахрейн в Россию, министр иностранных дел Бахрейна высказал свое убеждение в том, что в центре российско-бахрейнских переговоров будет сирийская проблема и стремление бахрейнской стороны к скорейшему разрешению сирийского кризиса политическими методами.
Контакты России с лидерами арабских государств Персидского залива не привели к сближению их позиций в отношении сирийского кризиса. Не стали исключением и переговоры с монархом Бахрейна.