Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8 — 14 февраля 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе по-прежнему были связаны с Сирией, обстановка вокруг которой продолжает обостряться, несмотря на договоренности, направленные на урегулирование конфликта в этой стране, достигнутые на международной встрече в Мюнхене, завершившейся в ночь на 12 февраля.

В этой встрече участвовали представители 17 стран, входящих в Международную группу поддержки Сирии (МГПС), а также ООН, Евросоюза и ЛАГ. В Мюнхене безоговорочно подтвердили необходимость выполнения резолюции Совбеза ООН 2254 (декабрь 2015г.) и договорились о прекращении огня в Сирии через неделю, которое распространяется на все стороны за исключением «Исламского государства» (ИГ), «Джебхат ан-нусра» и любых других террористических организаций, названных СБ ООН. Созданы рабочие комиссии по прекращению огня и гуманитарным вопросам в Сирии. По признанию госсекретаря США Дж. Керри, обязательства по соблюдению полного перемирия существуют «лишь на бумаге», но одновременно Дж. Керри заявил, что нарушение режимом Асада договоренностей о прекращении огня чревато вводом в Сирию «дополнительных наземных войск». Участники МГПС договорились ускорить темпы доставки в Сирию гуманитарной помощи и увеличить ее объемы «без дискриминации каких-либо сторон». МГПС подтвердила намерение добиваться сирийского урегулирования на основе женевского процесса «с прицелом на формирование в Дамаске нового правительства». В то же время на официальный Дамаск и сирийскую оппозицию не возлагается конкретных обязательств по срокам возобновления мирных переговоров. Министр иностранных дел России С. Лавров считает, что переход власти в Сирии не должен превратиться в переворот, «все должно произойти при согласовании правительства и оппозиции». С. Лавров также заявил, что ВКС РФ продолжат работать против ИГ, «Джебхат ан-нусры» и прочих террористических организаций. При этом наземная операция в Сирии лишь обострит конфликт, а не приведет к победе над ИГ.

Президент Сирии Б. Асад заявил 12 февраля, что готов вести мирные переговоры и одновременно бороться с террористами. Асад также намерен вести боевые действия вплоть до полного освобождения от захватчиков всей территории страны. Вооруженная оппозиция «с большой долей скепсиса» отнеслись к соглашению о прекращении огня. Многие оппозиционеры считают ее «не реалистичной, не обоснованной и не логичной», поскольку в политическом процессе не наблюдается никакого движения вперед. В целом, по оценке многих экспертов, «шансов на соблюдение соглашений крайне мало, потому что ни одна из враждующих сторон не выказала интереса в этом».

14 февраля состоялся телефонный разговор между президентами РФ и США В. Путиным и Б. Обамой. «Условлено активизировать сотрудничество по линии дипломатических ведомств и других структур в целях реализации принятого в Мюнхене заявления» МГПС. «Особо подчеркнута необходимость налаживания плотных контактов между представителями министерств обороны России и США, что позволило бы вести планомерную и успешную борьбу против ИГ и другими террористическими организациями».

США, другие западные страны, Турция продолжают обвинять Россию в поддержке режима Асада и нанесении авиаударов по вооруженной оппозиции, что, якобы, ведет к жертвам среди мирного сирийского населения. В МИД России заявили, что Москве сих пор не предъявлено убедительных фактов о гибели мирного населения в результате российских авиаударов в Сирии, а «дискуссия вокруг перемирия начинает уходить в сторону приоритетности прекращения действий ВКС РФ, что наводит на подозрения и дает повод для грустных размышлений». Кроме того, Запад, Турция и Саудовская Аравия выступают с резкими заявлениями о необходимости отстранения от власти в Сирии Б. Асада, утверждая, что пока он находится во главе государства разрешить конфликт в Сирии невозможно. В ответ глава правительства России Д. Медведев заявил, что «в настоящий момент нет ни одной другой легитимной власти в Сирии, кроме Асада», а его отстранение от власти грозит стране хаосом.

На минувшей неделе правительственные силы Сирии продолжали наступательные бои на севере страны в провинциях Латакия и Алеппо, а формирования сирийских курдов заняли военный аэродром Минних в провинции Алеппо и наступают на город Азаз в 10 км от турецкой границы. Правительственные войска закрепились также на границе провинций Хама и Ракка. В то же время, согласно прогнозу спецслужб США, «нехватка личного состава продолжит подрывать способность сирийского режима достигать стратегических целей на поле боя».

В последние дни обстановка на северных границах Сирии резко обострилась. Турция ведет артиллерийские обстрелы позиций ВС САР и курдских отрядов в провинциях Латакия и Алеппо. В Анкаре заявляют о готовности провести военную операцию против сил курдской Партии демократического союза. На турецкую авиабазу Инджирлик вблизи границы с Сирией прибыли боевые самолеты КСА, официально — для участия в авиаударах по боевикам ИГ в районе сирийского города Ракка. США и Франция призвали Анкару проявить прекратить обстрелы курдов в Сирии. Курды 14 февраля отвергли ультиматум Анкары отвести свои силы из районов, занятых ими вблизи турецкой границы. Премьер-министр Турции А. Давутоглу 14 февраля в телефонном разговоре с канцлером Германии А. Меркель заявил, что Анкара продолжит отвечать на «атаки курдов».

Президент Турции Р. Т. Эрдоган 10 февраля вновь раскритиковал позицию США в отношении сирийской курдской Партии демократического союза (ПДС). Напомним, что в Вашингтоне не считают эту партию террористической организацией. Эрдоган усомнился в партнерстве с США в связи с американской поддержкой ПДС, которую Анкара считает связанной с сепаратистской Рабочей партией Курдистана (РПК). По его словам, Турция, в отличие от США, отлично понимает, что ПДС и РПК являются террористическими организациями.

На переговорах по нормализации отношений между Израилем и Турцией наметился прогресс, но ряд вопросов урегулировать пока не удалось, сообщили 12 февраля в канцелярии израильского премьер-министра.

В Саудовской Аравии начинаются крупнейшие международные учения «Гром севера» с участием подразделений вооруженных сил из 20 арабских и исламских государств. Сообщается, что учения продлятся 18 дней в районе военной базы Хафр-аль-Батин на северо-востоке королевства недалеко от границы с Кувейтом и Ираком. В них задействованы подразделения ВВС, ПВО, сухопутных войск и спецназа.

По прогнозам американской разведки, боевые действия в Афганистане между правительственными силами и радикальными элементами в 2016 г. активизируются. При этом афганские власти по-прежнему «будут неспособны принять эффективные меры в связи с тяжелой экономической ситуацией (в стране –авт.) или начать сокращать свою зависимость от иностранной помощи, если сначала не сдержат» исламистских боевиков. В текущем году кабульское правительство «продолжит сталкиваться с устойчивыми препятствиями на пути обеспечения политической стабильности» в стране. Речь, в частности, идет «о размывании политического единства», вызовах властям со стороны местных племенных и иных лидеров. Отмечается, что радикальное исламистское движение «Талибан» во многом объединило свои ряды под руководством нового лидера – муллы А. М. Мансура, несмотря на некоторую оппозицию ему на первоначальном этапе. Считается, что «Талибан» в 2016 г. будет большей угрозой в Афганистане, чем «Исламское государство». По американским оценкам, силы безопасности Афганистана с участием «настроенных против «Талибана» авторитетов» и при международной финансовой поддержке, вероятно, смогут сохранить контроль над большинством крупных городов, но, скорее всего, уступят контроль над некоторыми сельскими районами. Также в Афганистане не удастся достичь национального примирения.

По оценкам военной разведки США, ИГ не имеет значительного присутствия в Афганистане, возможности этой группировки в стране «крайне ограничены». Наибольшую активность боевики ИГ проявляют на востоке Афганистана, в частности, в провинции Нангархар, «где они старались создать базу для проведения операций», но афганские правительственные войска пресекли эту попытку. Сейчас небольшое число террористов находятся на юге провинции в укрепленном районе Тора-Бора, «который давно считается пристанищем экстремистов».

Иран «представляет собой долговечную угрозу национальным интересам США в связи с поддержкой региональных террористических и вооруженных группировок, а также режима Асада» и укреплением своего военного потенциала, полагают в американской разведке. Подчеркивается, что Иран наращивает участие в конфликтах в Сирии, Ираке и Йемене. Но при этом Тегеран пока соблюдает договоренности по своей ядерной программе, достигнутые летом  2015г. с «шестеркой» международных посредников. Вместе с тем, перед Ираном нет «непреодолимых препятствий», которые помешали бы ему создать ядерное оружие. В Вашингтоне считают, что сохранившиеся санкции в отношении ИРИ, которые не связаны с соглашением по его ядерной программе, необходимо продолжать соблюдать. Речь идет об ограничительных мерах, введенных американской стороной в связи с ракетной программой, ситуацией в области прав человека и проблемой терроризма.

Выступая 12 февраля на конференции по безопасности в Мюнхене, глава МИД Ирана Д. Зариф не исключил возможность нормализации отношений между ИРИ и США. По его словам, «обе стороны должны попытаться, по меньшей мере, сломать стену недоверия, которая на 40 лет разделила Иран и США». Что касается Европы, то Зариф подчеркнул: «У нас общие возможности, общие вызовы, общие угрозы и общее будущее». В отношении КСА иранский министр отметил: «Иран и Саудовская Аравия не могут изгнать друг друга из региона. Мы готовы работать с Саудовской Аравией», добавив, что у Тегерана и Эр-Рияда могут быть общие интересы в Сирии.

8 февраля Россию с визитом посетил король Бахрейна Х. Аль Халифа. По итогам его переговоров с президентом РФ В. Путинным было заявлено, что Россия и Бахрейн «настроены на развитие сотрудничества между странами во всех областях. Были затронуты все направления нашего сотрудничества». РФ и Бахрейн подчеркнули, что «выступают за недопустимость действий, ведущих к развалу государств на Ближнем Востоке». Король Халифа высоко оценил роль президента Путина и правительства России по выводу Сирии из кризиса.

Президентский совет Ливии, который уполномочен сформировать правительство национального единства страны, решил полностью упразднить в составе нового кабинета должность министра обороны из-за острейших разногласий по поводу кандидатуры на этот пост. Принято решение, что «полномочия министра обороны будут возложены на весь кабинет».

Расширение «Исламского государства» в Ливии представляет огромную угрозу для развития ситуации в таких странах, как Тунис и Египет, заявил спецпосланник Обамы по борьбе с ИГ Б. Макгерк. Чиновник отметил: «И если мы увидим необходимость, мы предпримем соответствующие действия». ИГ считает Ливию важнейшей для себя страной после Сирии и Ирака, считает директор ЦРУ США Дж. Бреннан. По информации ООН, на ливийской территории находятся от 3 до 6,5 тыс. боевиков ИГ.

По итогам переговоров в столице Катара Дохе палестинские движения ФАТХ и ХАМАС согласовали план действий, предусматривающий формирование правительства национального единства, которое займется подготовкой президентских и парламентских выборов на палестинских территориях и созывом Палестинского национального совета. Также объявлено о достижении «полного понимания» в отношении ранее заключенных соглашений о межпалестинском примирении и устранения помех для их затянувшейся имплементации. Ранее ФАТХ и ХАМАС трижды договаривались об окончании конфликта, однако всякий раз соглашения оставались на бумаге или буксовали на начальных этапах имплементации.

Приложение

О состоянии вооруженных сил Ливана

Согласно закону «О национальной обороне» (1983 г.) главной задачей вооруженных сил Ливана является «оборона страны от агрессии, откуда бы она не исходила, защита суверенитета и территориальной целостности государства». Однако за всю свою историю национальная армия никогда не была в состоянии ее решать, да и особенно не пыталась это делать, так как соседи республики – Израиль и Сирия — обладают военным потенциалом и вооруженными силами, неизмеримо превосходящими ливанские. Закон «О национальной обороне» предусматривает также участие вооруженных сил в мероприятиях по обеспечению внутренней безопасности. Исторически сложилось так, что ливанская армия преимущественно решала именно эти задачи. Более того, в условиях сохраняющейся в стране на протяжении длительного времени сложной политической ситуации ливанская армия представляет собой «наиболее эффективный и представительный национальный институт», самую организованную и стабильную государственную структуру, которая поддерживает внутреннюю безопасность.

Вооруженный конфликт в соседней Сирии, начавшийся в 2011 г. и принявший масштабный характер, оказывает непосредственное и очень сильное влияние на обстановку в Ливане, особенно в сфере безопасности. В настоящее время значительные силы ливанской армии переброшены на север долины Бекаа вблизи границы с Сирией, где сложилась наиболее напряженная обстановка. Речь, в первую очередь, идет о деятельности вооруженных формирований экстремистских исламистских группировок «Джебхат ан-нусра» и «Исламское государство», боевики которых стремятся закрепиться на ливанской территории, причем не только создать здесь свои тыловые базы для ведения вооруженной борьбы против режима президента САР Б. Асада, но и активно воздействовать на ситуацию в стране. С лета 2014 г. ВС Ливана ведут бои с джихадистскими боевиками, особенно в горном районе Арсаль.

Опасным очагом нестабильности остается город Триполи на севере Ливана и прилегающие к нему районы, где периодически вспыхивают вооруженные столкновения между алавитами и суннитами, в основном из числа салафитских экстремистов. Латентная напряженность сохраняется в лагерях палестинских беженцев, преимущественно в районе южного города Сайда. Сложной остается ситуация на границе с Израилем.

Таким образом, в условиях неуклонного нарастания угроз внешней и внутренней безопасности страны проблема повышения боеспособности национальной армии, её перевооружения на современное оружие и технику является одной из наиболее приоритетных для Ливана. Против этого не возражают, хотя и с различных позиций, все ливанские основные политические силы.

Вместе с тем, вооруженные силы Ливана (65,5 тыс. человек) в их нынешнем состоянии (и развитие событий это отчетливо демонстрируют) не способны в полном объеме решать стоящие перед ними задачи по обеспечению безопасности страны. Армия не имеет современных средств ведения вооруженной борьбы – подавляющую часть её оружия составляют устаревшие образцы. Система управления войсками также не отвечает современным требованиям. Отсутствует надлежащая база для технического обслуживания и ремонта боевой техники. Слабо развит войсковой тыл, недостаточными являются запасы вооружения и материальных средств. Войска испытывают острый дефицит запасных частей, что обуславливает низкую техническую готовность вооружения и военной техники.

Сухопутные войска (62,1 тыс. человек) составляют основу ливанской армии. Они имеют в своем боевом составе 11 мотопехотных бригад, бригаду Республиканской гвардии, несколько отдельных полков и формирования Командования сил специальных операций (КССО). На вооружении состоит: 334 танка (устаревшие советские Т-54/55, американские М60А3 и М48А5); 364 артиллерийских орудия калибра от 122 мм до 155 мм, в том числе 96 САУ; 271 миномет; 11 РСЗО БМ-21 «Град»; до 50 ПТРК; примерно 1700 боевых бронированных машин, в основном БТР; 23 ПЗРК «Стрела-2» и 80 зенитных установок калибра 20 и 23 мм.

Наиболее боеспособными в сухопутных войсках считаются части и подразделения КССО, предназначенные для борьбы с «ассиметричными угрозами» национальной безопасности страны. Под ними подразумеваются находящиеся на ливанской территории неправительственные и незаконные вооруженные формирования и экстремистские группировки.

Военно-воздушные силы (1,8 тыс. человек) имеют на вооружении два американских разведывательных самолета «Цессна» АС-208, 8 французских боевых вертолетов SA-342L «Газель», несколько учебных самолетов и до 30 многоцелевых и транспортных вертолетов различных типов.

Корабельный состав военно-морских сил (1,6 тыс. человек) представлен 12 патрульными и 2 десантными катерами. Имеется сеть береговых РЛС.

С 2008 г. весь личный состав армии комплектуется только военнослужащими-контрактниками. Уровень подготовки офицерского состава и военнослужащих-контрактников оценивается как хороший. Офицерский корпус ливанской армии считается одним из самых образованных и культурных слоев общества, его своеобразной элитой.

В военно-административном отношении территория Ливана разделена на пять военных зон: «Бейрут», «Бекаа» (штаб в городе Аблах), «Горный Ливан» (Фаядия), «Север» (Триполи) и «Юг» (Сайда). Их границы совпадают с границами соответствующих провинций, за исключением зоны «Юг», которая объединяет территории двух провинций – Набатия и Южный Ливан.

Военные расходы Ливана в 2013 г. составили 1,23 млрд долларов или 2,67 проц от ВВП. Выделяемые военным средства, позволяют поддерживать боеготовность вооруженных сил на удовлетворительном уровне. В то же время государство не имеет собственных денежных средств для финансирования перевооружения и реорганизации армии, и вынуждено прибегать к зарубежной помощи.

В декабре 2013г. Саудовская Аравия объявила о намерении выделить Ливану грант на сумму 3 млрд долларов на приобретение оружия во Франции, в августе 2014г. саудовцы предложили ливанскому правительству еще один грант на 1 млрд долларов «для усиления контртеррористических сил страны». При этом условие покупки техники именно во Франции не выдвигалось. В ноябре 2014г. Саудовская Аравия и Франция подписали соглашение о финансировании французских военных поставок Ливану на сумму 3 млрд долларов. Пакет французских поставок включает 155-мм самоходные гаубицы (СГ) «Цезарь», легкую бронетехнику, ПТРК и ПЗРК, зенитные установки, многоцелевые вертолеты AS-532 «Кугар», ударные вертолеты AS-3412 «Газель», ракетные катера FS 56 «Комбаттант», а также боеприпасы, услуги по обучению личного состава и техническому обслуживанию поставляемого оружия на протяжении десяти лет. В апреле 2015 г. в рамках соглашения Ливан получил 48 ПТРК «Милан», а в феврале 2016 г. был подписан контракт на поставку 200 БТР. Поставки по соглашению 2014г. должны были завершиться в 2018 г., однако сейчас это срок перенесен на 2019 г. Из второго саудовского гранта ВС Ливана получат до 500 млн долларов, которые пойдут на закупку авиационной техники, главным образом в США (18 многоцелевых вертолетов UH-1H Huey-II, 6 легких боевых самолетов EMB-314 «Супер Тукано»). Остальные 500 млн будут выделены МВД Ливана для закупки спецтехники по борьбе с терроризмом и оружия для сил внутренней безопасности.

В феврале 2015 г. США дополнительно поставили ВС Ливана 72 СГ М109 и 26 млн единиц боеприпасов для артиллерии и стрелкового оружия. США также предоставят Ливану безвозмездную помощь на сумму 59 млн долларов для укрепления границ страны. В июне 2015г. партию ПТРК и 12 СГ М109 передала Ливану Иордания. С Италией подписано соглашение на поставку легкой бронетехники и автомобильной техники.

Отметим, что западные страны при передаче оружия ливанской армии «ограничены в своих действиях из-за опасений, вызванных вероятностью попадания этих вооружений «Хизбалле», так как это будет угрожать безопасности Израиля». Во многом под давлением США, а также из-за нехватки средств Ливан не идет на приобретение необходимого ему вооружения в России. Иран неоднократно предлагал Ливану безвозмездные поставки вооружения. Однако, учитывая эмбарго ООН на экспорт иранских вооружений, а также негативный характер отношений Тегерана с Вашингтоном и Эр-Риядом, Бейрут не давал согласия на иранские предложения.

В целом на сегодняшний день ВС Ливана в состоянии решать лишь ограниченный круг задач по обеспечению внутренней безопасности, причем во многом их действия сдерживаются по политическим причинам, нежеланием правительства втягиваться в сирийский конфликт. На деятельность армии оказывает влияние и неустойчивая внутриполитическая ситуация в стране, сложные отношения между ведущими ливанскими политическими силами.

62.89MB | MySQL:102 | 0,527sec