О перспективах Восточного Средиземноморья как экспортера газа

Геологические открытия последних лет в Восточном Средиземноморье и открывающиеся в связи с этим перспективы обусловили то, что регион стал одним из самых активно исследуемых в мире на предмет наличия углеводородных богатств. Их объемы могут не только изменить энергетическую структуру государств Восточного Средиземноморья (Ливан, Египет, Израиль, Палестинские территории, Сирия, Турция, Кипр) но и повлиять на европейские и азиатские углеводородные рынки.

Из 8 нефтегазовых бассейнов здесь наиболее перспективным и разведанным сегодня является Левант площадью 83 тыс. кв. км, расположенный на территории и в водах исключительной экономической зоны Египта, Израиля, Палестины, Ливана и Сирии. Предположительно, запасы нефти в его недрах могут достигать 1,7 млрд барр., а газа – 3,5 трлн куб. метров.

Наиболее крупные разведанные газовые месторождения — израильские «Тамар» (283 млрд куб. метров) и «Левиафан» (510 млрд куб. метров), открытые в 2009 и 2010 гг., а также принадлежащее Кипру «Афродита» (около 200 млрд куб. метров), открытое в 2011 году. Все они расположены в море. В водах Израиля обнаружено еще несколько менее крупных месторождений.

Главным партнером Израиля является американская компания Noble Energy (владеет 40% долей в проекте «Левиафан), интерес к проектам проявляют итальянская ENI, французская Total и корейская Kogas.

Добыча газа с «Тамар» и иных израильских месторождений стартовала в 2013 году, а первые партии голубого топлива с «Левиафана» ожидаются в 2017 году. При этом 60 % извлекаемых углеводородов пойдет на удовлетворение растущих внутренних потребностей, а 40 %  предполагается экспортировать. Соответствующее решение было принято  израильским правительством и Кнессетом в 2013 году[i].

Однако до сих пор не принято окончательного решения, куда и в каких объемах будет осуществляться этот самый экспорт. Основные возможные направления: Иордания, Египет, Турция и ЕС.

Первые договоренности о поставках израильского газа в объеме 45 млрд куб. метров в течение 15 лет были достигнуты в сентябре 2014 года с Иорданией, которая утратила основного поставщика в лице Египта[ii].  В сентябре 2015 года Израиль разработал план строительства газопровода длиной 15 км в сторону южного берега Мертвого моря, что займет не более одного года[iii]. Однако, в конце 2015 года появилась информация о возможном разрыве контракта: в качестве альтернативы Амман рассматривает возможности по импорту СПГ (в стране уже запущен регазификационный терминал мощностью 7 млрд куб. метров/год). В настоящее время наиболее крупные поставки в королевство приходятся на катарский сжиженный газ. Дальнейшая структура импорта голубого топлива в Иорданию будет зависеть от политических договоренностей, а также от сроков начала добычи газа на «Левиафане».

В марте 2015 года достигнуто соглашение о поставках газа в Египет в объеме 5 млрд куб. м в последующие 3 года, стоимость контракта – 1,2 млрд долл. США. Для транспортировки будет использоваться подводный газопровод, по которому в прошлые годы осуществлялся экспорт голубого топлива из Египта в Израиль.

В 2012 году Греция, Кипр и Израиль подписали соглашение о создании рабочей группы, задача которой — рассмотреть возможности создания энергетического коридора из Восточного Средиземноморья в Европу. Предлагается 3 варианта:

— сооружение СПГ-терминала в городе Василикос (Кипр) в виде совместного проекта предприятий из трех государств;

— газопровод, доставляющий израильский и кипрский газ в Грецию и далее в другие европейские страны;

— подводный электрический кабель из Израиля на Кипр и в Грецию.

Первый вариант строительства предприятия по сжижению газа, мощность которого должна составить 7 млрд куб. метров в год, является привлекательным с точки зрения возможности диверсификации импортеров: наиболее предпочтительные направления – поставки СПГ во Францию, в Италию, в Грецию, Испанию и в Египет. Не исключается возможность поставок даже на некоторые азиатские рынки. В случае реализации этот проект может составить серьезную конкуренцию на европейском направлении прежде всего Катару и Нигерии как поставщикам СПГ. В качестве наиболее вероятного кандидата на строительство терминала рассматривается Total.

Но в отношении жизнеспособности проекта имеется ряд сомнений.

Стоимость мощностей по сжижению обойдется минимум в 7 млрд долл. США, а с учетом вспомогательной инфраструктуры она значительно возрастет (оценки колеблются от 10 до 15 млрд долл. США). Самостоятельно Никосия сегодня не готова к таким вложениям. Одно месторождение «Афродита»  не способно обеспечить уровень добычи для поддержания приемлемого уровня рентабельности СПГ терминала. Поэтому, основные надежды возлагаются на израильских инвесторов и израильский газ.

Предположительно сроки строительства мощностей займут минимум 6 лет. Высока вероятность того, что к тому времени Израиль уже выйдет на другие рынки сбыта и потеряет интерес к проекту. Кроме того, сложно предсказать глобальную перспективу цен на мировых рынках СПГ через несколько лет. В случае, если инвестиции в проект не окупят себя, это будет очень тяжелым ударом по экономике Кипра.

Идея строительства подводного газопровода от Израиля к берегам Греции, а оттуда в перспективе в Италию, как это ни странно, является более дорогой, чем создание мощностей по сжижению голубого топлива. Причина этого – высокая протяженность и большие глубины, что потребует инвестиций в объеме 17 млрд долл. США.

Внимание к инициативе резко повысилось в ноябре-декабре 2014 года на фоне украинского кризиса и отказа России от реализации проекта «Южный поток», что побудило европейцев начать поиски альтернативных источников энергоносителей. В ноябре 2015 г. министр энергетики Израиля Сильван Шалом озвучил европейцам предложение инвестировать несколько миллиардов евро в сооружение мощностей. Европейцы назвали предложение «интересным», была назначена специальная комиссия для оказания помощи в технической оценке проекта, однако никаких договоренностей пока не достигнуто.

Главное препятствие – это отсутствие межгосударственных соглашений, определяющих границы исключительных зон, по причине чего при строительстве газопровода могут возникнуть сложности с Турцией, Египтом и Ливаном. К слову, в октябре 2014 года европейцы обвинили Анкару в попытке осложнить обстановку в регионе, когда ее корабли вошли в воды исключительной зоны Кипра с целью ведения геологоразведочных работ. В связи с событиями вокруг Сирии ситуация значительно ухудшилась, поэтому инвестиции в сооружение подводной газовой магистрали значительно теряют свою привлекательность.

Тоже касается и идеи подводного кабеля протяженностью более 1 000 км. Его стоимость оценивается в 2 млрд долл. США, но возможные политические осложнения из-за территориальных споров могут перевесить все преимущества.

В настоящее время конкретных решений пока не принято, хотя идея сооружения «энергетического коридора» в Европу является одной из ключевых на переговорах лидеров трех государств[iv]. По оценке западной прессы, эти проекты значительно способствуют политическому сближению Иерусалима, Афин и Никосии.

Наименее затратным и технически сложным является идея строительства газопровода из Израиля в Турцию. Планируемая мощность – 8-10 млрд куб. метров в год, что примерно соответствует 20 % потребления голубого топлива Турцией. Стоимость строительства оценивается как 5 млрд долл. США. О возможной реализации проекта заговорили в 2013 году. Как и в предыдущих случаях, здесь имеют место препятствия политического характера: часть магистрали будет проложена по дну исключительной экономической зоны Кипра, что будет вызывать протесты и, возможно, попытки саботировать его работу. Альтернативный вариант – сооружение газопровода через воды ливанской и сирийской исключительных экономических зон. Но Бейрут и Дамаск вряд ли дадут свое согласие на реализацию этого проекта.

Инициатива по строительству газопровода из Израиля в Турцию и в меньшей степени в Грецию напрямую угрожает позициям «Газпрома» на турецком и европейском рынке. Ввиду этого Москва прилагает усилия для закрепления в Восточном Средиземноморье.

Прежде всего это подписание соглашений с Дамаском в декабре 2013 года о предоставлении компании «Союзнефтегаз» прав на проведение геологоразведки и добычи в течение 25 лет в водах исключительной экономической зоны Сирии, чья площадь составляет 850 кв. км[v]. Предполагается инвестирование 15 млн долл. США в геологоразведку и еще до 75 млн долл. США в добычу в случае подтверждения запасов. Помимо крупных запасов нефти, эти участки оцениваются как перспективные на предмет обнаружения газа.

В январе 2014 года России и ПНА подписали соглашение об инвестировании около 1 млрд долл. США в геологоразведочные проекты в водах исключительной экономической зоны ПНА.

По мнению некоторых западных экспертов, переговоры о предоставлении помощи Никосии в разгар финансового кризиса в 2013 году во многом были обусловлены желанием Москвы укрепить свои позиции в газовом секторе Кипра.

«Газпром» выражал заинтересованность у проектах «Левиафан» и «Тамар».

По мнению ряда европейских экспертов, конечной целью активности России в регионе является получение возможности для экспорта средиземноморского газа в сжиженном виде на азиатские рынки.

 

[i] http://www.timesofisrael.com/israel-pitches-massive-natural-gas-pipeline-plan-to-europe/

[ii] http://www.globes.co.il/en/article-importing-israeli-gas-jordans-best-option-report-1001082321

[iii] http://www.globes.co.il/en/article-israel-approves-gas-pipeline-to-jordan-1001067700

[iv] http://defence.pk/threads/gas-pipeline-focus-of-historic-talks-between-israeli-greek-and-cypriot-leaders.419809/

[v] http://www.naturalgaseurope.com/russia-syria-natural-gas-soyuzneftegaz

52.28MB | MySQL:103 | 0,454sec