Марокко: перестановки в МИДе

Недавние перестановки в Министерстве иностранных дел Марокко, которые произошли по инициативе короля Мухаммеда VI, по оценке экспертов связаны не только с вопросами омоложения команды, но и с целью создания условий по превращению королевства в одного из ключевых игроков в вопросах урегулирования региональных кризисных ситуаций. Среди них, безусловно, Ливия, где Рабат планирует сохранить основные посреднические позиции, а также активизация более наступательной позиции по ситуации в Западной Сахары. Вопрос о Западной Сахаре оставался для марокканских властей долгое время неким замороженным конфликтом, во многом в связи с весомым участием Алжира. Успех в посреднической миссии по вопросам создания условий для формирования национального правительства в Ливии, который не без труда и срывов, удалось завершить хотя бы де юре, возродил в Рабате иллюзию, что настало время развивать успех. Напомним, что Марокко фактически сумел одержать победу в посреднической гонке по ливийскому досье с Алжиром. Именно марокканский формат (а не алжирский) переговоров между различными ливийскими группами был в конечном счете поддержан ООН и привел к каким-то видимым результатам. Новый молодой министр иностранных дел королевства  Насер Бурита обязан своим нынешним назначением во многом благодаря именно активной роли на ливийском направлении. При этом эксперты не сомневаются, что ему удастся превзойти своих предшественников С.Мезуара и М.Буйяда. Карьеру дипломата будущий министр активно развивал в период своей работы в качестве начальника личной канцелярии бывшего министра иностранных дел, а ныне советника короля по внешней политике Тайеба Фасси-Фахри. Затем он в принципе плодотворно работал в системе МИД на должности генерального секретаря министерства, в связи с чем знает кухню внешнеполитического ведомства досконально. В принципе его назначение в качестве нового министра является первым шагом более глубокой ротации в правящей партии, которая, как ожидается будет осуществлена по итогам парламентских выборов 7 октября с.г. При этом ожидается, что два предшественника нынешнего министра иностранных дел будут выведены из руководящих органов партии. Это является проявлением недовольства короля, который считает, что МИД страны делал далеко  недостаточно для того, чтобы добиться в ООН и Африканском союзе «нужных» для Рабата резолюций и решений по проблеме Западной Сахары. Был припомнен руководству МИД и недавний дипломатический кризис со Швецией, который в отсутствии наступательной и активной позиции марокканских дипломатов в конечном счете вынуждены были лично решать уже на своем уровне премьер-министр страны А.Бенкиран и бывший министр иностранных дел Саад Эддин Эль-Отмани.

Одновременно был заменен и посол Марокко в США Рашад Бушлал. Его сменила принцесса Лейла Джумала. Эта ротация связывается с крайне негативной  психологической травмой лично короля Мохаммеда VI в связи с обсуждением в ООН темы фактов нарушения военными миротворческого контингента МИНУРСО прав и свобод населения Западной Сахары, которая носила явно негативный для Марокко оттенок. При этом резолюцию лоббировали представители США. В этой связи помимо замены посла король дал своей родственнице срочное задание обновить и ревизовать лоббистский аппарат в США. Он логично рассудил, что старые кадры не работают в полную силу. В результате гарантированного заработка лишились бывшие американские дипломаты Эдвард Габриэль и Стюарт Айзенштат, а также многолетний лоббист Рабата Жан Абинадер. Одновременно главный финансист лоббистской промарокканской деятельности в США фосфатный концерн ОСР разорвал все контракты с американской лоббистской и консалтинговой компанией Covington&Burling. Благодаря ошибкам последней возникла неувязка и задержка с перечислением 1 млн долларов пожертвований со стороны Рабата в предвыборный фонд Х.Клинтон, что дало повод ее соперникам в партии подвергнуть ее критике и вырваться вперед во внутрипартийной гонке за пост президента. Бывший министр промышленности и торговли Марокко Ахмед Реза Шами станет послом королевства в ЕС. В числе приоритетов его работы — возобновление переговоров о свободной торговле сельскохозяйственной продукцией с ЕС, который был провален благодаря дипломатическим усилиям представителей Фронта ПОЛИСАРИО, и достижения с Брюсселем компромисса по вопросу принятия «закона о рыболовстве».

Все эти перестановки в МИД обозреватели связывают с советником короля по международным делам Тайебом Фасси-Фахри. Собственно, и сам новый министр иностранных дел Н.Бурита и новый генеральный секретарь МИД Али Лазрек являются его людьми. Про Н.Буриту мы уже говорили, а бывший консул Марокко в Лилле Али Лазрек благодаря именно протекции Т.Фасси-Фахри стал сначала начальником консульского департамента МИД, а затем и генеральным инспектором внешнеполитического ведомства. Таким образом влияние на МИД королевского советника восстанавливается в полной мере. Еще одним показателем его возрастающего влияния стало заявленное участие в конце января с.г. в мозговом центре «Амадеус», который возглавляет его сын Брахим, ряда ведущих членов марокканской политической и бизнес-элиты. Среди них надо отметить специалиста по средствам массовой коммуникации агентства СИМА Нурредина Аюша, бывшего посла и нынешнего директора банка BMCE Азиза Мекуара, главу юридической фирмы «Клиффорд Чанс» Мустафу Мурахиба и главу финансовой компании «Касабланка» Саида Ибрахими. Вот, собственно, на советы и рекомендации в том числе и этих людей будет опираться король Мохаммед VI. Причем не только во внешнеполитических делах, в центр которых выходит проблема Западной Сахары, но и по вопросам реформирования правящей партии.

 

52.28MB | MySQL:103 | 0,485sec