О военной ситуации в Сирии (13 – 20 февраля 2016 г.)

В течение прошедшей недели во многом благодаря действиям самолетов российской авиагруппы в Сирии успешно развивалось наступление проправительственных сил в провинциях Алеппо, Латакия, Хасеке. 16 февраля Минобороны сообщило, что с 10 по 16 февраля выполнено 444 боевых вылета. Удары наносились по 1593 целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (Обе организации запрещены в России) в провинциях Дейр эз-Зор, Дераа, Хомс, Хама, Латакия, Алеппо.

15 февраля был нанесен удар с воздуха по больнице международной неправительственной организации «Врачи без границ» в провинции Идлиб. В результате удара здание больницы было разрушено, погибли 9 человек. Понятно, что турецкие официальные лица и политически ангажированные «правозащитники» тут же обвинили Россию в нанесении этого удара. Также понятно, что российские представители отвергли эти обвинения.

Вечером 15 февраля на российскую авиабазу «Хмеймим» прибыл новейший самолет комплексной разведки Ту-214Р, свидетельствуют данные международного авиатрекера FlightRadar24. По его данным, разведчик, вылетев с аэродрома Казанского авиационного завода, пролетел в воздушном пространстве над международными водами Каспийского моря, а затем над территорией Ирана и Ирака. В настоящее время ВКС России располагают двумя такими стратегическими самолетами-разведчиками.

По данным зарубежных СМИ, самолеты сирийских ВВС в течение недели активно работали по целям джихадистов и вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Дейр эз-Зор, Дамаск, Хомс, Латакия, Хама, Дераа, Идлиб.

В течение недели продолжались активные боевые действия в большинстве сирийских провинций.

В провинции Алеппо 13 февраля в районе города Азаз турецкая артиллерия обстреляла позиции курдских «Отрядов народной самообороны» (ОНС), формирования которых вели в предыдущие дни успешное наступление на севере провинции, а также позиции сирийских правительственных сил. Огонь велся с турецкой территории. Вашингтон тут же потребовал от Анкары прекратить обстрелы курдских позиций. В последующие дни обстрелы с турецкой территории продолжились.

15 февраля, несмотря на артобстрелы с территории Турции, формирования ОНС и сирийские войска при поддержке с воздуха со стороны самолетов ВВС Сирии и ВКС России с боями продолжали продвижение к городу Таль Рифаат, преодолевая сопротивление формирований «Джебхат ан-нусры» и «Ахрар аш-Шам». Турецкая артиллерия вела огонь по районам, находящимся к западу от приграничных городов Таль-Рифаат и Азаз. 16 феврали эти обстрелы продолжились. К этому времени Таль-Рифаат оказался под контролем формирований ОНС. Под контролем джихадистов к тому моменту оставались их два последних оплота в провинции Алеппо – города Азаз и Мареа. Последний считается «резервуаром» для боевиков, засевших в части провинциального центра. К исходу 16 февраля курдские формирования по соглашению с «Джебхат ан-нусра» и «Ахрар аш-Шам» без боя вошли в Мареа. Они с боем  ворвались в город Шейх Иса к востоку от г.Таль-Рифаат.

К 18 февраля стало очевидным, что кардинально меняется ситуация в провинции Алеппо в связи с недавним переходом на сторону Дамаска ОНС (ранее они в целом соблюдали нейтралитет). 17 февраля формирования ОСН вступили в бои с противниками режима в административном центре провинции Алеппо, завязав бои за кварталы Бани Зейд и Аш-Ашрафия. Кудские формирования к исходу дня установили контроль над комплексом зданий больницы «Ханан», которую боевики превратили в хорошо подготовленный в инженерном отношении укрепленный район.

К этому времени, по данным турецких СМИ, главари связанной с «Аль-Каидой» (Запрещена в России) и Сирийской свободной армии (ССА) группировки Сирийский революционный фронт (СРФ) перебрались в Турцию. В восточных районах Алеппо, согласно оценкам, СРФ располагал 14 тысячами боевиков.

13 февраля, развивая наступление к юго-западу от города Аз-Захра, правительственные силы установили контроль над высотами Ат-Тамура. К исходу 16 февраля правительственные силы заняли населенные пункты Ахрас и Мисткан, что к югу от Таль Рифаат. На востоке провинции они освободили деревни Бархлин и Аль-Джейда, на юго-востоке – взяли штурмом превращенную боевиками в мощный укрепрайон ТЭС близ авиабазы «Кувейрес».

К настоящему времени провинция Алеппо контролируется четырьмя силами. Полоса, примыкающая к границе, удерживается повстанцами, с юга на них давят курды из ОСН и Сирийских демократических сил (СДС), южную часть провинции удерживают правительственные силы, восточную – формирования ИГ. Боевики также удерживают часть административного центра провинции.

Чтобы остановить продвижение сирийских войск в северной части провинции Латакия к городу Кинсибба, командование группировки «Джейш аль-фатх» перебросило 13 февраля в этот район дополнительно несколько сотен новых бойцов. Подкрепления сразу же были прошены в бой, однако их атака была отбита.

15 февраля правительственные силы штурмом взяли позиции боевиков у деревень Маджд аль-Кихия, Шейх Мустафа, Шейх Айюб, Аин аль-Газаль. Установлен контроль над господствующими высотами 679, 466, 448. 16 февраля освобождены города Балла и Шалаф, что к юго-западу от г.Кинсибба.

Главный результат недели был достигнут к исходу 18 февраля, когда  правительственные силы взяли штурмом город Кинсибба. Этот город считался последним оплотом группировки «Джебхат ан-нусра» на севере провинции. Оставившие Кинсиббу боевики отошли в сторону города Бадама (провинция Идлиб).

19 февраля формирования группировок «Джебхат ан-нусра», ССА и «Ахрар аш-Шам» были выбиты из деревни Бейт Бинджару и с позиций на горе Аль-Кавама, 20 февраля освобождена деревня Хансаба.

В провинции Дамаск 13 февраля после ожесточенных боев в Восточной Гуте правительственные силы выбили боевиков группировки «Джейш аль-ислам» с позиций в районе комплекса зданий компании «Аль-Караш», контроль над которым был утерян в конце 2012 года.

В ходе ожесточенных боев в Западной Гуте правительственные силы 17 февраля отбили у противника как минимум 20 зданий в городе Дарайя. Установлен контроль над несколькими господствующими высотами в горах Каламун близ границы с Ливаном. 18 февраля освобождены несколько кварталов в южной части Дарайи.

В провинции Дейр эз-Зор 13 февраля защитники осажденной авиабазы отбили очередную атаку боевиков ИГ, которые понесли большие потери. Среди по меньшей мере 50 убитых опознаны 14 иностранцев, в том числе 7 саудовцев, трое иракцев, двое египтян и двое тунисцев.

В административном центре провинции 15 февраля правительственные силы атаковали позиции формирований ИГ в районах Аль-Хамидия, Аль-Аради, Ар-Рошдия. Там боевики потеряли убитыми свыше 70 человек.

18 февраля формирования ИГ пошли на очередной штурм блокированной авиабазы, но были отбиты с большими для джихадистов потерями. В последовавшей затем контратаке правительственные силы значительно расширили контролируемые ими территории к югу от авиабазы.

В восточной части провинции Хомс близ населенного пункта Аль-Макала правительственные силы 13 февраля отбили атаку боевиков ИГ.

На границе провинций Хама и Ракка 13 февраля правительственные войска выбили боевиков ИГ с их позиций. В начале недели там шла концентрация сил для последующего наступления на Ракку. По сути дела оно уже началось, и сирийские войска вышли к 14 февраля на рубеж в 35 км от авиабазы «Табка», которая, судя по всему, станет их первой целью.

19 февраля в ходе продолжавшегося наступления правительственных сил вдоль автотрассы Хама – Ракка установлен контроль над господствующей высотой Таль аль-Алям, достигнут рубеж в 4 км от находящейся в пустыне деревни Марина.

В течение 19 – 20 февраля успешно развивалось наступление курдских формирований в провинции Хасеке, где они пользуются активной поддержкой самолетов международной коалиции и российских ВКС. Направление главного удара курдов – оплот боевиков ИГ в провинции город Шадади. По данным организации «Наблюдение за правами человека в Сирии», к началу дня 19 февраля они вышли на рубеж в 5 км от города, а к исходу дня овладели им. Они также после ожесточенных боев заняли нефтепромысел Кбибе к северо-востоку от Шадади. Освобождены в общей сложности 47 деревень на юге провинции. В связи с наступлением курдов отмечается бегство семей боевиков ИГ в направлении провинции Дейр эз-Зор.

В настоящее время формирования ОНС и Сирийских демократических сил (СДС, альянс курдских и арабских формирований) контролируют 14% территории Сирии, что на 5% больше показателя 2012 года. Под контролем курдов примерно три четверти от 800-километровой границы между Турцией и Сирией. Цель сирийских курдов – связать воедино три курдских анклава – Африн и Кобане в провинции Алеппо и Джазире в провинции Хасеке с тем, чтобы попытаться по примеру иракских курдов провозгласить автономию. Понятно, что такая цель не устраивает ни Анкару, ни Дамаск, но у последнего нет выбора, поскольку курдов поддерживают как США, так и Россия. К тому же в условиях децентрализованного государства курды могут стать «пограничниками» северных рубежей Сирии.

19 февраля близкая к действующей в Турции Рабочей партии Курдистана группировка «Ястребы свободы Курдистана» взяла на себя ответственность за имевшее место 17 февраля в Анкаре нападение с использованием смертника, в результате которого погибли 28 турецких военных. Тем самым были подтверждены заявления сирийских курдов о том, что они непричастны к атаке 17 февраля.

13 февраля стало известно, что действующие в провинции Алеппо группировки «Ахрар аш-Шам», Свободная сирийская армия (ССА) и «Нуреддин аз-Зинки» получили от Саудовской Аравии и Катара большую партию 122-мм реактивных снарядов для реактивных систем залпового огня «Град».

В течение недели много всевозможных слухов было относительно возможной наземной операции турецких и саудовских войск в Сирии. 14 февраля представитель иранского военного командования предупредил Саудовскую Аравию о возможных последствиях направления сухопутных сил ваххабитского королевства в Сирию. «Мы точно не позволим, чтобы ситуация в Сирии развивалась по сценарию стран, поддерживающих повстанцев, — заявил заместитель начальника генштаба иранской армии генерал Масуд Джазайери. – Мы примем необходимые решения в соответствующий момент». Ранее Эр-Рияд развернул на турецкой авиабазе в Инджирлике до 20 боевых самолетов под предлогом «интенсификации» ударов по ИГ.

«Террористы, которые воюют в Сирии, являются людьми, находящимися на содержании либо у Саудовской Аравии, либо у американцев, либо у реакционных сил региона. Из какой страны, как не из Турции, эти террористы проникают в Сирию? Какие страны, если не страны с реакционными арабскими режимами, их поддерживают? Сейчас, после побед сирийской армии и народных формирований, они хотят послать войска в Сирию, но речь с их стороны идет о блефе и психологической войне. Саудовская Аравия уже использовала, все, что она имела в своем распоряжении, и сегодня она проиграла не только в Сирии, но и в Йемене», — сказал генерал в интервью иранскому арабоязычному телеканалу «Аль-Алям».

15 февраля командование ССА призвало Турцию, Саудовскую Аравию и Катар начать военную операцию в Сирии.

По данным иранских и йеменских СМИ, 10 саудовских генералов написали письмо главе МВД Саудовской Аравии, в котором предупредили о серьезных последствиях направления саудовских войск в Сирию, чреватого, по их оценке, губительными последствиями для страны, увязшей в войне в Йемене. При этом СМИ демонстрировали копию данного письма.

17 февраля крайне нелюбимая в Минобороны РФ правозащитная организация «Наблюдение за правами человека в Сирии» сообщила, что в тот день турецко-сирийскую границу пересекли со стороны Турции по меньшей мере 500 вооруженных боевиков. Все они – как джихадисты, так и вооруженные противники сирийского режима — направились в район города Азаз, в направлении которого продвигались сирийские войска и формирования курдов.

Эта же организация, которая заявляет, что располагает широкой сетью информаторов в Сирии, сообщила, что 18 февраля в результате авиаударов со стороны самолетов международной коалиции во главе с США по четырем деревням в провинции Хасеке, находящимся под контролем ИГ, погибли по меньшей мере 15 гражданских лиц, в том числе трое детей.

Всякий раз американцы после таких обвинений в отличие от прямого отрицания того, было это или нет, говорят, что инцидент будет тщательно расследован. Как правило, нередко такие расследования завершаются признанием гибели гражданских лиц, понятно, в меньшей численности, но это происходит, как правило, через 3 – 4 месяца, когда все уже забывается.

Кстати, большинство наблюдателей единодушно в том, что в условиях, когда джихадисты в Сирии зачастую живут вместе со своими семьями, а их позиции сплошь и рядом находятся в жилых кварталах, к сожалению, избежать жертв среди гражданского населения практически невозможно.

И в завершение – в качестве предупреждения. 19 февраля иракские власти сообщили, что «потеряли следы» «чрезвычайно опасных» радиоактивных материалов, которые, как они полагают, попали в руки боевиков ИГ со всеми возможными вытекающими последствиями их использования в качестве «грязной бомбы» как в Ираке, так и в Сирии. Радиоактивные материалы принадлежали одной из американских нефтедобывающих компаний.

62.85MB | MySQL:102 | 0,594sec