Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15 — 21 февраля 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе по-прежнему были связаны с Сирией и Турцией. 21 февраля госсекретарь США Дж. Керри сообщил о достижении предварительного принципиального соглашения с Россией о временном прекращении огня в Сирии, причем «осталось согласовать детали». В центре турецкой столицы Анкары 17 февраля был совершен крупный теракт, приведший к многочисленным жертвам, преимущественно их числа военнослужащих ВС Турции.

Заявление о достижении предварительной договоренности о прекращении огня в Сирии госсекретарь США Дж. Керри сделал после состоявшегося 21 февраля телефонного разговора с главой МИД России С. Лавровым. По словам Керри, «перемирие вступит в силу в ближайшие дни». Вечером 21 февраля в МИД России сообщили, что в ходе телефонных переговоров Лавров и Керри «досогласовали режим прекращения огня в Сирии», результаты бесед докладываются президентам В. Путину и Б. Обаме.

Между тем возобновление межсирийских мирных переговоров в Женеве пока остается под вопросом из-за разногласий между правительством САР и оппозицией.

20 февраля президент САР Б. Асад подтвердил свою готовность к прекращению огня и переговорам с оппозицией, но не с террористами. По его оценке, «делегация, сформированная в Эр-Рияде, представляет из себя собрание предателей и террористов». Кроме того, нельзя «допустить того, чтобы террористы извлекли пользу из прекращения операций, укрепив свои позиции». Также необходимо «запретить другим странам, особенно Турции, отправлять людей и оружие или предоставлять любую другую материально-техническую поддержку террористам». Ранее 15 февраля Асад заявлял, что у Сирии «нет иного выбора, кроме победы в войне», а «любое перемирие должно подразумевать разоружение боевиков».

Оппозиционный Высший комитет по переговорам выразил согласие соблюдать временное перемирие на основе международных гарантий одновременного прекращения огня всеми сторонами конфликта в Сирии, включая ВКС России и Иран, за исключением «Исламского государства» (ИГ- запрещено в России). При этом не была упомянута другая экстремистская группировка – «Джебхат ан-нусра» (запрещена в России). Выдвинутые оппозиционерами условия прекращения огня являются «нелепыми и не заслуживают того, чтобы сирийское правительство на них отвечало», заявили в Дамаске. Прекращение огня в Сирии не коснется бомбардировок позиций боевиков ИГ, которые проводит американская авиация, сообщили в Центральном командовании ВС США.

На прошедшей неделе сирийские правительственные силы при поддержке авиации ВКС РФ продолжали наступления на севере страны в провинциях Латакия и Алеппо, освободив от боевиков несколько важных населенных пунктов. Крупных успехов в боях с формированиями ИГ на севере и северо-востоке Сирии добиваются формирования сирийских курдов и национального ополчения.

Успехи курдских «Отрядов народной самообороны» (ОНС) — боевого крыла Партии демократического союза (ПДС) — в приграничных с Турцией районах Сирии вызывают повышенную озабоченность и раздражение в Анкаре, где считают ПДС и ее боевые отряды террористами и подчеркивают, что не позволят создать коридор между контролируемыми курдами регионами на севере Сирии. Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что турецкая армия продолжит обстрелы сил сирийских курдов, назвав их «законной самообороной». Обстрелам подвергаются и позиции ВС Сирии в пограничной зоне. Террористы продолжают получать оружие, боеприпасы и подкрепления через границу с Турцией. Более того, турецкое руководство не исключает проведение военной операции против курдских сил на севере Сирии.

В Москве «выражают самую серьезную озабоченность агрессивными действиями турецких властей в отношении САР». 16 февраля СБ ООН единогласно выразил обеспокоенность турецкими обстрелами сирийской территории. Члены Совбеза договорись «убеждать Анкару уважать международное право». В то же время 19 февраля члены СБ ООН не достигли согласия по предложенному Россией проекту заявления в защиту суверенитета Сирии.

Саудовская Аравия продолжает заявлять о своих намерениях послать свои войска в Сирию якобы для борьбы с боевиками ИГ. Президент САР Б. Асад 20 февраля заявил, что Дамаск будет рассматривать военнослужащих Турции и КСА как террористов, если эти страны решат направить свои войска в Сирию.

Российские военнослужащие уничтожают в Сирии боевиков, которые открыто называют Россию врагом и не скрывают планов провести экспансию на территорию СНГ, заявил 20 февраля президент РФ В. Путин.

США уведомили Россию о местонахождении американского спецназа в Сирии, где он ведет борьбу с боевиками ИГ.

Власти Саудовской Аравии сообщили о намерении предоставить силам «умеренной оппозиции» в Сирии зенитные ракеты, что, как считают в Эр-Рияде, могло бы изменить соотношение сил в этой стране.

21 февраля в результате серии терактов в Хомсе и Дамаске погибли 126 человек. Ответственность за преступления взяло на себя ИГ.

Правительство Сирии одобрило доступ в семь осажденных районов: Дейр-эз-Зор, Эль-Фуа, Кефрая, Идлиб, Мадая, Забадани, Кафр-Батна и в пригород Дамаска Муаддамию. Сообщается, что конвои с гуманитарной помощью уже прибыли в Муаддамию, Мадая, Забадани, Кефрая и Аль-Фуа.

17 февраля в правительственном квартале столицы Турции Анкары в районе, где расположены здания командования ВМС страны, генштаба и МВД был совершен теракт, в результате которого погибли 28, и пострадал 61 человек. Большинство из жертв теракта – военнослужащие турецких ВС, в том числе офицеры. Ответственность за это преступление взяла на себя курдская группировка, именующая себя «Соколы свободы Курдистана» и связанная с сепаратистами из Рабочей партии Курдистана (РПК). В то же время власти Турции обвинили в организации теракта сирийскую курдскую Партию демократического союза, руководство которой эти обвинения категорически отвергло. Американские спецслужбы заявили, что «на данном этапе не владеют подтвержденной информацией о том, кто виновен в организации и совершении теракта в Анкаре».

В связи с терактом в Анкаре премьер-министр Турции А. Давутоглу призвал все страны, в том числе Россию, отказаться от сотрудничества с сирийскими курдами против Турции. Президент Турции Р. Т. Эрдоган пообещал жесткий ответ террористам.

19 февраля в ходе телефонного разговора с Р. Т. Эрдоганом президент США Б. Обама призвал Турцию проявлять сдержанность и прекратить артиллерийские удары в регионе. Одновременно Обама «подчеркнул, что «Отряды народной самообороны» (ОНС) не должны стремиться использовать сложившиеся в этой области обстоятельства для захвата дополнительной территории». Премьер-министр Турции А. Давутоглу 20 февраля призвал власти США обеспечить безоговорочную поддержку Турции в борьбе с сирийскими курдами. В то же время США не считают курдские ОНС террористической организацией и воспринимают их как «часть сил, сражающихся с ИГ, но не поставляют им оружие». Глава МИД Турции М. Чавушоглу считает «признаком слабости» позицию США в отношении сирийских курдов из «Отрядов народной самообороны».

Президент Р. Т. Эрдоган 21 февраля заявил о праве Турции проводить за рубежом операции против представляющих для нее угрозы террористов.

Тем временем на юго-востоке Турции в провинции Диярбакыр не прекращаются боестолкновения турецких сил безопасности с боевиками РПК.

20 февраля глава турецкого правительства А. Давутоглу объявил о решении властей внести изменения в концепцию обеспечения безопасности в стране. В частности, в Анкару будут направлены дополнительные силы безопасности и техника.

В Вашингтоне заявили, что хотя США и призывают к снижению напряженности между Россией и Турцией, «мы будем стоять плечом к плечу с Турцией и другими союзниками по НАТО в противостоянии российским провокациям в регионе».

Министр иностранных дел Саудовской Аравии А. аль-Джубейр сообщил 16 февраля, что королевство отказывается от любого посредничества, направленного на восстановление отношений с Ираном. По словам министра, «Тегеран сам осознает, что он должен сделать для исправления нынешнего уровня двусторонних отношений», причем «враждебные действия, которые Иран практиковал и практикует по отношению к Саудовской Аравии, должны измениться коренным образом».

19 февраля в ходе телефонного разговора президент России В. Путин и саудовский король Сальман «выразили заинтересованность в урегулировании кризиса в Сирии, обеспечении безопасности на Ближнем Востоке». Также был «высказан обоюдный настрой на дальнейшее наращивание российско-саудовского сотрудничества по всем направлениям».

В Эр-Рияде 19 февраля объявили об отказе КСА выделять армии Ливана помощь в размере 3 млрд долларов, которые должны были пойти на закупки оружия у Франции. Кроме того, королевство решило не финансировать службы безопасности Ливана, для чего планировалось выделить еще 1 млрд долларов. В саудовских правительственных кругах отметили, что данный шаг сделан в ответ «на занятые Ливаном позиции, которые не соответствуют братским отношениям между двумя государствами». В Эр-Рияде считают, что ливанское правительство оказалось под контролем «Хизбаллы», «навязавшей свой курс стране». Аравийские монархии поддержали решение Эр-Рияда. Премьер-министр Ливана Т. Салям призвал Саудовскую Аравию пересмотреть свое решение.

Американские военные самолеты 19 февраля нанесли удары по тренировочному лагерю ИГ в Ливии в городе Сабрата в 70 км западнее Триполи и ликвидировали одного из главарей боевиков — тунисца Н. Шушана. В Госдепартаменте США заявили, что американские авиаудары в Ливии по позициям ИГ не означают открытие нового фронта в борьбе с террористами, а «являются продолжением стратегии по их уничтожению в любой части мира». Ранее, 16 февраля президент Б. Обама заявил, что США не дадут «Исламскому государству» закрепиться в Ливии.

В Иране 16 февраля началась предвыборная кампания кандидатов в депутаты парламента, которая продлится до 24 февраля. Главным событием в предвыборной гонке стало формирование совместного альянса и единого списка кандидатов от коалиций и партий реформаторского и умеренного толка. Одновременно свой блок укрепляют и консерваторы. Парламентские выборы в стране пройдут 26 февраля. Одновременно с ними пройдут и выборы в Совет экспертов, основной задачей которого является избрание из его состава пожизненного руководителя и духовного лидера ИРИ.

16 февраля Москву посетил министр обороны ИРИ Х. Дехган. Он был принят президентом России В. Путиным и провел переговоры со своим российским коллегой С. Шойгу. Стороны дали положительную оценку достигнутому уровню взаимодействия в военной и военно-технической областях, и наметили шаги по его последовательному развитию. 21 февраля министр обороны РФ С. Шойгу прибыл в Тегеран с ответным визитом, где провел переговоры с президентом ИРИ Х. Роухани и главой МО Ирана Х. Дехганом. Российский министр передал Х. Роухани послание президента РФ В. Путина.

Марокко приняло решение не проводить у себя саммит ЛАГ, который был намечен на конец марта. Это решение принято «в соответствии с положениями Устава ЛАГ и на основе консультаций, проведенных с некоторыми братскими арабскими странами». По мнению Рабата, «не созданы объективные условия для обеспечения успеха саммита», а «при отсутствии важных решений и конкретных инициатив этот саммит станет лишь поводом принять обычные резолюции и произнести речи, которые создадут ложное представление о единстве и солидарности между странами в арабском мире».

Приложение

Военный импорт в арабские страны и Израиль в 2007-2014 гг.

(по информации зарубежных СМИ)

Американские эксперты подчеркивают, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке (БВ и СА) продолжается гонка вооружений, которая «оказывает большое влияние на национальные ресурсы, военные бюджеты, соперничество между странами региона и на роль ключевых поставщиков оружия». Регион остается крупнейшим импортером продукции военного назначения среди развивающихся стран. В 2007-2010 гг. они подписали 49% соглашений на поставки вооружений и военной техники (В и ВТ) на сумму 87,9 млрд долларов, а в 2010-2014гг. эта цифра возросла до 60% на сумму 148 млрд долларов.

США и Россия являются «доминирующими» экспортерами В и ВТ в этом районе мира. При этом США значительно превосходят РФ по объему поставок в стоимостном выражении. Так, в период с 2007 г. по 2010 г. американская доля в подписанных соглашениях на поставку военной продукции в страны БВ и СА составила 53,5% (47 млрд долларов), РФ – 9,6%, основных стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция) – 26,3%, Китая – 3,5%, других стран – 7,7%. В 2011-2014 гг. ситуация несколько изменилась. Доля США возросла до 58,6% (86,4 млрд долларов), РФ увеличилась до 14,4% (21,4 млрд долларов), а доля стран Западной Европы уменьшилась до 17,4%, а Китая до 1,2%. Доля других стран составила 8,8%. В обзор не включены поставки оружия и другой военной продукции, как правило «неофициальные», а фактически незаконные, различным вооруженным группировкам, главным образом в Сирию, Ливию и Ирак.

 

Таблица 1. Военные поставки в страны региона в 2010-2014 гг.

 

  Россия США Китай Страны

Западной

Европы

Другие

Страны

Европы

ИТОГО
Ракеты «земля-земля» 70 50 120
Танки и САУ 190 80 60 350
БМП, БТР, БРМ 40 419 280 430 1169
Артиллерийские системы 147 50 240 437
Сверхзвуковые самолеты 10 37 20 20 87
Вертолеты 40 70 110
Ракеты «земля-воздух» 5410 406 650 5466
Подводные лодки 1 1
Боевые корабли 5 3 8
Боевые катера 13 33 48
Противокораб. ракеты 70 70

Отмечается, что арабо-израильский конфликт не является более «стимулом для региональной гонки вооружений и военного импорта», хотя страны, находящиеся в зоне этого конфликта, остаются крупными импортерами военной продукции. Так, в 2007-2014 гг. Египет, Сирия, Иордания, Ливан и Израиль подписали контракты на приобретение военной продукции на сумму 38,1 млрд долларов, а импортировали В и ВТ на 29,4 млрд долларов. Бесспорным лидером здесь является Египет, подписавший новые контракты на 17,8 млрд долларов и получивший вооружения на сумму 11 млрд. Второе место уверенно занимает Израиль: подписаны соглашения на 10,3 млрд долларов и получено вооружений на 9,1 млрд. На третьем месте Сирия: контракты на 6 млрд долларов и получено В и ВТ на 4,6 млрд. Причем большая часть контрактов (4,4 млрд) приходится на период до 2011 г., а поставок на 2011-2014 гг. (2,4 млрд). Иордания подписала соглашения на поставку В и ВТ на 3 млрд долларов и получила вооружения на эту же сумму. Ливан заключил сделки на 1 млрд долларов, а получил В и ВТ на 1,7 млрд.

Крупнейшим поставщиком военной продукции в страны региона являются США. В 2007-2014 гг. они подписали соглашения на экспорт В и ВТ на 20,7 млрд долларов и поставили технику на сумму 19,9 млрд. Второе место занимает РФ: соглашения на 9,1 млрд долларов и поставки на 5,1 млрд. Основными партнерами США по ВТС в регионе остаются Египет (соглашения на 9,1 млрд долларов, поставки на 8,2 млрд) и Израиль (соглашения 8,8 млрд долларов, поставки на 8,0 млрд.). Россия экспортировала В и ВТ преимущественно в Сирию (соглашения на 5,1 млрд долларов, поставки на 3,6 млрд) и Египет (соглашения на 3,9 млрд долларов, поставки на 1,1 млрд).

Страны Арабского Магриба занимают третье место в регионе БВ и СА по объему военного импорта. В 2007-2014 гг. они заключили соглашения на поставку В и ВТ на 23,2 млрд долларов и получили вооружений на 15,4 млрд. Лидером здесь остается Алжир, подписавший контракты на 16,2 млрд долларов и получивший вооружения на 9,8 млрд. Второе место занимает Марокко (подписаны соглашения на 5,3 млрд долларов, поставки на 4,3 млрд). Ливия подписала соглашения на приобретение В и ВТ на 1,6 млрд долларов, из них на 1,3 млрд до 2011 г. Поставки составили 1,3 млрд долларов, в том числе до 2011 г. – 1,1 млрд. Тунис подписал соглашения с США на 100 млн долларов, а технику получил на сумму менее 50 млн.

В 2007-2014 гг. Россия занимала первое место в экспорте В и ВТ в страны Арабского Магриба: заключив соглашения на 9,8 млрд долларов и поставив технику на 8,9 млрд. Основным партнером РФ в регионе является Алжир – соглашения на 9,7 млрд долларов и поставки В и ВТ на 8,7 млрд. Второе место заняли страны Европы, подписавшие контракты на 8,7 млрд долларов и поставившие в страны Магриба вооружения на 3,6 млрд.

Аравийские монархии продолжали оставаться крупнейшим импортером продукции военного назначения в регионе. В 2007-2014 гг. они подписали соглашения на закупку В и ВТ на сумму 136,6 млрд долларов и импортировали вооружения на 44,2 млрд. Безусловным лидером в этой группе стран является Саудовская Аравия, подписавшая соглашения на сумму 86,1 млрд долларов и получившая вооружения на 26,9 млрд. Далее следуют ОАЭ (контракты на 22,6 млрд долларов, получено на 8,8 млрд) Оман (контракты на 11,8 млрд долларов, получено на 3,6 млрд), Кувейт (контракты на 7,3 млрд долларов, получено на 2,9 млрд), Катар (контракты на 7,2 млрд долларов, получено на 1,1 млрд) и Бахрейн (контракты на 1,0 млрд долларов, получено на 0,9 млрд).

Ведущим поставщиком военной продукции в аравийские монархии остаются США. В 2007-2014 гг. американцы подписали с этими странами контракты на поставки В и ВТ на 81,7 млрд долларов и поставили вооружения на 23,6 млрд. Главным партнером США остается Саудовская Аравия, подписавшая с Вашингтоном соглашения на поставки В и ВТ на сумму 60,2 млрд долларов и получившая вооружения на 14,3 млрд. Второе место на саудовском военном рынке занимают страны Европы. За указанный период они подписали с Эр-Риядом соглашения на 25 млрд долларов и поставили В и ВТ 11,4 млрд. ОАЭ были вторым по значимости партнером США в регионе. С Абу-Даби были подписаны новые соглашения на сумму 14,3 млрд долларов, а поставки В и ВТ были осуществлены на 4,8 млрд.

В 2007-2014 гг. европейские страны подписали с аравийскими монархиями новые соглашения на военные поставки на сумму 44,1 млрд долларов, в том числе с КСА на 25,0 млрд и с ОАЭ на 4,5 млрд долларов. Поставки В и ВТ из Европы в эту группу стран были осуществлены на 32 млрд долларов, в том числе в КСА на 11,4 млрд и в ОАЭ на 4,3 млрд долларов.

Военный импорт из других стран мира в аравийские монархии был невелик. Так, Россия подписала соглашения на поставки В и ВТ на 1,3 млрд долларов, в том числе с Кувейтом на 1,1 млрд. Российские поставки в регион составили всего 700 млн долларов, в том числе 600 млн в ОАЭ.

В крупного импортера В и ВТ превратился Ирак. В 2007-2014 гг. эта страна подписала контракты на военные поставки на 27,3 млрд долларов, в том числе с США на 12,2 млрд и с РФ на 8,3 млрд долларов. Одновременно иракцы получили вооружения на 9,2 млрд долларов: из США на 5,1 млрд и из России – на 2,4 млрд долларов.

Международные санкции, в том числе, по линии военно-технического сотрудничества привели к резкому сокращению военного импорта Ираном. В 2007-2014 гг. эта страна подписала новые соглашения на поставки В и ВТ всего на 700 млн долларов, в том числе на 400 млн с Россией. За это же период в ИРИ поступили новые партии вооружений на сумму 600 млн долларов, в том числе из РФ — на 500 млн.

Гражданская война в Йемене, начавшаяся в 2011 г., привела к существенному спаду военного импорта в эту страну. Так, если в 2007-2010 гг. Йемен подписал соглашения на закупку В и ВТ на 900 млн долларов, в том числе на 400 млн с РФ и на 400 млн со странами Европы, получив вооружения на 400 млн долларов (на 200 млн из России), то в 2011-2014 гг. новые контракты были подписаны на 200 млн долларов (с европейскими странами – на 100 млн долларов и с КНР – на 100 млн). Новые поставки были произведены на 100 млн долларов из стран Европы.

52.48MB | MySQL:103 | 0,673sec