Ситуация в зоне Сахеля: январь 2016 г.

7 января французские военные подвели итоги операции «Бархан» за 2015 год, проводившейся в зоне Сахеля. По их данным, за это время в ходе примерно 150 спецопераций они обнаружили до 100 схронов с оружием различных джихадистских формирований и уничтожили 16 тонн боеприпасов. Все эти операции проводились совместно с армиями стран — участниц «Группы пяти» (Г5) (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер, Чад), причем нередко — с пересечением границ этих стран.

Одна из последних по времени операций – «Гугуа» — проводившаяся в конце декабря 2015 года на границе Нигера и Чада, позволила перехватить 9 внедорожников джихадистов и 600 кг каннабиса – «мягкого» нароктика  — который, как представляется, стал одним из основных источников финансирования джихадистских групп в регионе.

8 января в районе Томбукту была похищена гражданка Швейцарии Беатрис Стокли при том, что она уже многие годы жила в этом районе. Ранее джихадисты уже похищали ее в 2012 году, однако затем отпустили, по некоторым данным, за солидный выкуп. Ее новое похищение стало первым после похищения двух французских журналистов в 2013 году близ Кидаля, убитых позднее 2 ноября 2013 г.

По данным малийских спецслужб, Б.Стокли была похищена боевиками «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ).

26 января через возможности частного мавританского информационного агентства «Аль-Ахбар» группировка «Эмират Сахары» взяла на себя ответственность за похищение Б.Стокли. При этом утверждалось, что гражданска Швейцарии относилась к адептам евангелистов и «преуспела в решении задачи отказа от ислама ряда мусульман».

15 января стало известно о гибели двух малийских солдат, погибших в засаде, устроенной неизвестными вооруженными лицами близ Томбукту. При отражении нападения были уничтожены по меньшей мере четверо террористов. Их организационная принадлежность не была определена.

Вечером 15 января атаке террористов подвергся посещаемый иностранцами отель «Сплендид» в Уагадугу (Буркина-Фасо). Нападавшим удалось ворваться внутрь отеля и захватить заложников. Первоначально речь шла о нескольких погибших. Уже 16 января ответственность за нападение в Уагадугу взяла на себя АКИМ, приписавшая его группе «Аль-Мурабитун», ранее вновь присягнувшей АКИМ. «Братья из «Аль-Мурабитун» ворвались в ресторан одного из самых больших отелей столицы Буркина-Фасо и забаррикадировались в нем. Они сейчас продолжают бой с врагами религии», — отмечалось в коммюнике АКИМ.

К этому времени, по данным медицинских источников в Уагадугу, число погибших достигло 30 человек, представлявших 18 национальностей. Среди них были двое французов и двое шведов.

Штурм отеля проводился при содействии французских и американских военнослужащих сил специального назначения, дислоцированых в Буркина-Фасо.

Французские военные дислоцируются в одном из пригородов Уагадугу в рамках операции «Бархан». В стране также находятся 75 американских спецназовцев.

Первые подразделения буркинийских военных прибыли к месту трагедии лишь через два с половиной часа после захвата отеля, что показало их полную неготовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Первая попытка штурма была предпринята в 2 часа ночи по местному времени. В ней участвовали буркинийские и французские военнослужащие. Судя по всему, она оказалась неудачной.

Отель был освобожден лишь через 12 часов после его захвата, утром 16 января, что продемонстрировало отсутствие координации между руководством местных спецслужб и командованием французских и американских спецназовцев,  развернутых в стране. Нападение на отель показало полное отсутствие специальной подготовки буркинийских спецслужб и их недостаточную техническую оснащенность. В частности, у них не оказалось приборов ночного видения, специальных щитов, защищающих штуромвые группы от пуль, инструмента для открытия дверей. Подразделения от различных силовых структур не имели оперативно совместимых средств  связи.

При штурме были уничтожены 4 террористов, в том числе 2 женщины.

В ходе операции были освобождены 126 человек из числа клиентов отеля  и его персонала, причем 33 из них были ранены. Среди уцелевших в этой бойне оказался, в частности, министр труда Буркина-Фасо Клеман Савадого.

По данным АКИМ, в результате теракта погибли до 30 человек.

В расследовании нападения в Уагадугу приняли участие 18 следователей из Франции.

Показательно, что перед нападением на отель терористы спокойно помолились в рядом находящейся мечети.

Сразу после теракта в Уагадугу в столице страны и в других основных городах были предприняты повышенные меры безопаснсти. Блок-посты военных появились на основных перекрестках и въездах в города.

18 января АКИМ назвала боевые псевдонимы трех боевиков, принимавших участие в нападении на отель в Уагадугу. Они были названы как Баттар аль-Ансари, Абу Мухаммад аль-Букали аль-Ансари и Ахмед аль-Фулани аль-Ансари. Слово «Аль-Ансари» в боевом псевдониме боевиков означает, что речь идет о лицах местного происхождения, а не об иностранцах. Имена боевиков сопровождались их фотографиями. Однако свидетели нападения утверждали, что боевиков было намного больше.

Еще одна интересная деталь, которая может быть использована в работе по предотвращению аналогичных терактов — боевики заранее сняли номер в отеле с тем, чтобы облегчить себе доступ в него. Понятно, что те из них, которые устроились в отеле, проносили оружие через его охрану, что сразу же ставит вопрос об ее компетентности.

В очередном заявлении АКИМ также отмечалось, что отель «Сплендид» превратился «в одно из самых опасных шпионских гнезд на западе африканского континента».

По оценке экспертов и официальных лиц, французский контингент «Бархан» численностью 3,8 тысяч военнослужащих, не способен и никогда не будет способен предотвратить террористические атаки, аналогичные нападению на отель «Сплендид» в Уагадугу, участники которых являются фактически смертниками, идущими на теракт, заведомо зная, что они в итоге будут уничтожены французами или американцами. Единственный путь решения проблемы — подготовка адекватных национальных силовых структур.

Уже 16 января на севере Буркина-Фасо были похищены 80-летний врач из Австралии и его супруга, прожившие в этой стране свыше 40 лет. Ответственность за их похищение была приписана группировке «Эмират Сахары», считающейся близкой к АКИМ.

Изначально буркинийские власти повторили ошибку своих высокопоставленных американских коллег, путавших Австралию и Австрию, благодаря чему в Австрии иностранным туристам предлагается сувенирный магнит с надписью «В Австрии нет кенгуру». Они утверждали, что похищены были двое граждан Австрии.

19 января собравшийся в Алжире Комитет по слежению за соблюдением мирного соглашения в Мали высказал сожаление в связи с медленностью практического претворения в жизнь положений этого документа. Он призвал три стороны конфликта и соглашения — Бамако, повстанцев из Координации движений Азавада и проправительственную «Платформу» — сделать все возможное для реализации положений соглашения. В итоговом документе выражена «озабоченност» в связи с «продолжающимися террористическими и криминальными атаками, нацеленными на силы безопасности Мали, движения — подписанты соглашения, миротворцев и гражданское население».

Как в развитие высказанных в Алжире озабоченностей 20 января стало известно о гибели трех малийских жандармов, погибших от рук джихадистов в засаде в районе Мопти.

20 января правительство Мали назначило губернаторов двух новых административных регионов, созданных на севере страны в рамках политики децентрализации. Власти утверждают, что решение о создании двух новых административных регионов было принято в рамках соглашения о мире на севере страны, которое предусматривает пресловутую децентрализацию.

Согласно решению правительства, регион Тауденит (северо-запад Мали) возглавит член проправительственного крыла Арабского движения Азавада Абдулайе Алькади, регион Менака (север Мали) — руководитель финансируемой иностранными спонсорами Объединенной программы развития сельского хозяйства в регионе Кидаль Дауда Майга.

Ранее район Тауденита входил в провинцию Томбукту, район Менака относился к Гао. Ранее Томбукту, Гао и Кидаль представляли собой три административных района на севере Мали.

Согласно новому административному делению, отныне в Мали насчитывается 10 регионов — Сегу, Мопти, Сикассо, Гао, Томбукту, Кидаль, Куликоро, Кайес, Менака и Тауденит, а также столичный округ Бамако.

Новое административное деление вряд ли удовлетворит  туарегов, поскольку заметно ограничивает зоны, формально относящиеся к их ведению.

28 января стало известно о гибели как минимум 4 малийских военных в двух атаках, совершенных в районах Томбукту и Гао. В первом случае военного водителя расстреляли из засады, во втором — на мине подорвался армейский автомобиль, находившийся во главе автоколонны.

В целом, в зоне Сахеля налицо быстрое расширение зоны, в которой действуют джихадистские формирования, причем это происходит главным образом за счет привлечения в ряды джихадистов местных сторонников. Противостоять этому с учетом сложнейшей социально-экономической ситуации в этих странах вряд ли представляется возможным. А значит, в ближайшей перспективе можно ожидать образования нового джихадистского фронта, на сей раз — в Сахеле.

52.23MB | MySQL:103 | 0,493sec