Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (22 — 28 февраля 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Иране. В Сирии в ночь на 27 февраля вступило в силу перемирие между правительственными силами и вооруженными формированиями оппозиции. В Иране 26 февраля прошли очередные выборы в меджлис (парламент) и Совет экспертов страны.

На основании соглашения, достигнутого 21 февраля между Россией и США, в ночь на 27 февраля в Сирии вступило в силу перемирие между правительственными силами и вооруженными формированиями оппозиции. При этом режим прекращения огня не распространяется на боевиков «Исламского государства» (ИГ), «Деабхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России) и других террористических группировок, признанных таковыми Совбезом ООН. Президенты РФ и США В. Путин и Б. Обама заявили, что приложат все усилия для реализации достигнутых договоренностей. 26 февраля СБ ООН единогласно принял резолюцию 2268 в поддержку прекращения огня в САР. Таким образом, перемирие было закреплено в качестве общеобязательной международной нормы. Его режим обязались соблюдать правительство Сирии, большинство оппозиционных группировок, формирования «Сил демократической Сирии», костяк которых составляют курдские ополченцы. Условия прекращения огня приняли также радикальные исламисты из «Ахрар аш-шам» и «Джейш аль-ислам». В то же время в Дамаске заявили, что ВС САР продолжат борьбу с террористами ИГ, «Джебхат ан-нусры» «и другими подобными им группировками». Оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) предупредил, что будет соблюдать режим перемирия в течение двух недель. Продолжатся и антитеррористические операции, включая авиаудары ВКС РФ и международной коалиции под руководством США, против ИГ, «Джебхат ан-нусры» и других террористических организаций, признанных СБ ООН. В то же время ВС РФ не будут наносить удары по тем районам и вооруженным формированиям, «которые направили заявки о прекращении огня». Турция приняла соглашение о прекращении огня в Сирии с оговорками, заявив о своем праве «защищаться от сирийских курдов» во время перемирия.

Для контроля за соблюдением прекращения огня на российской авиабазе «Хмеймим» создан Координационный центр по примирению, а США создают в Аммане центр по перемирию. МО РФ передало США список формирований, присоединившихся к перемирию в Сирии, и районов, по которым удары должны быть исключены, а в ответ получило от американских военных карту по ситуации с перемирием в Сирии и список группировок, принявших условия прекращения огня. ВКП объявил о создании своей военной комиссии по наблюдению за соблюдением перемирия в Сирии.

Основную роль в мониторинге режима прекращения огня будет играть целевая группа в составе Международной группы поддержки Сирии, сопредседателями которой являются Россия и США. Вместе с тем, механизм контроля за перемирием «пока еще не до конца отлажен, но в принципе общие контуры его уже известны».

Госсекретарь США Дж. Керри заявил, что у Вашингтона есть альтернативный сценарий на тот случай, если Асад сорвет переходный процесс по смене власти в Сирии. О наличии альтернативного плана «без Асада» заявил и глава МИД КСА А. аль-Джубейр. В то же время глава МИД РФ С. Лавров подчеркнул, что «заявления, ставящие под сомнение договоренности РФ и США по Сирии, — это призывы к войне, а не к миру». Тем не менее, по словам С. Лаврова, «стопроцентных гарантий по реализации прекращения огня в Сирии никто дать не может, но это шанс». Сохраняются и разногласия между РФ и США относительно того, кого следует считать террористами в Сирии.

Первые два дня перемирия показали, что принявшие его условия стороны в основном соблюдали режим прекращения огня. Тем не менее, участники конфликта обвиняют друг друга в нарушениях. Сообщается о налаживании «продуктивного и эффективного сотрудничества между российскими и американскими дипломатами и военными, которые в режиме реального времени отслеживают ситуацию на земле и принимают необходимые меры для того, чтобы поддерживать режим прекращения боевых действий».

В то же время со стороны боевиков ИГ, «Джебхат ан-нусры» и связанных с ними группировок наблюдается высокая боевая и террористическая активность. Наиболее ожесточенные бои велись в городе Телль-Абъяд на турецкой границе на северо-востоке САР, куда со стороны Турции проникли боевики ИГ. При поддержке авиации коалиции во главе с США курдские формирования отбили нападение террористов на город. Турция, нарушая соглашение о перемирии, вела артиллерийский обстрел приграничных районов Сирии.

Спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистура планирует возобновить переговоры между Дамаском и оппозицией 7 марта, при условии, что режим прекращения огня будет соблюдаться. Повестка дня предстоящих переговоров остается прежней: «речь пойдет об управлении страной, новой конституции, президентских и парламентских выборах».

Тем временем 22 февраля президент Сирии Б. Асад назначил на 13 апреля с. г. проведение парламентских выборов в стране. Представители оппозиции уже заявили о невозможности проведения всеобщих выборов в стране, охваченной гражданской войной. Выборы в Сирии должны проводиться на основе договоренностей сирийского правительства и оппозиции, отметили в российском МИДе.

26 февраля в Иране прошли выборы в меджлис (парламент) и Совет экспертов страны. Граждане республики избирали 290 парламентариев сроком на четыре года и 88 шиитских правоведов и богословов в Совет экспертов с мандатом на восемь лет. В выборах имели право принять участие около 55 млн иранцев, из которых более 33 млн человек (свыше 60 процентов) пришли на избирательные участки. В соответствии с иранским законодательством, результаты выборов должны быть обнародованы не позднее, чем через три дня после дня голосования. Министр внутренних дел Ирана А. Р. Фазли 27 февраля заявил, что в некоторых городах и населенных пунктах в конце апреля будет проведен второй тур парламентских выборов. По его словам, речь идет о тех местах, где кандидаты не набрали необходимого минимума в 25 процентов голосов избирателей. Президент ИРИ Х. Роухани отметил, что правительство будет сотрудничать со всеми, кто был избран строить будущее страны, так как наступило «время открыть новую главу экономического развития Ирана, основанного на внутренних ресурсах страны и международных возможностях». Первоначальный подсчет голосов, поданных в Тегеране, свидетельствует, что коалиция Х. Роухани и его союзников во главе с А. А. Хашеми-Рафсанджани получает большинство мест в меджлисе и все места в Совете экспертов, предназначенные для столицы, в то время как по стране в целом успех сопутствовал представителям консервативных сил.

В докладе, опубликованном МАГАТЭ 23 февраля, говорится, что Иран выполняет свои обязательства по ядерному досье. Это первый доклад по Ирану, выпущенный международным агентством после заключения в июле 2015 г. соглашения по иранской ядерной проблеме между Тегераном и ведущими мировыми державами.

В юго-восточных провинциях Турции силы безопасности и военные продолжают войсковую операцию против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана. По оценке правозащитников и прокурдской Партии демократии народов, эта операция «создает в регионе гуманитарную катастрофу», в ходе нее уже погибли десятки мирных жителей.

26 февраля на турецкую авиабазу Инджирлик прибыли четыре саудовских истребителя типа F-15, которые, как заявлено, будут участвовать в нанесении авиаударов по боевикам ИГ в Сирии.

Тем временем на северо-западе Саудовской Аравии в районах, прилегающих к границе с Кувейтом и Ираком, 27 февраля началась активная фаза многонациональных учений «Северный гром». В учениях участвуют воинские подразделения из 20 мусульманских стран: КСА, ОАЭ, Иордании, Бахрейна, Сенегала, Судана, Кувейта, Мальдивских островов, Марокко, Пакистана, Чада, Турции, Туниса, Коморских островов, Джибути, Омана, Катара, Малайзии, Египта и Мавритании. Военные отрабатывают задачи борьбы с террористическими группировками и ведения боевых действий низкой интенсивности.

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане. На минувшей неделе правительственные войска под ударами боевиков движения «Талибан» оставили значительные районы в южной провинции Гильменд. По данным американского военного командования в Афганистане, в настоящее время талибы контролируют или угрожают примерно трети территории страны, но при этом боевики не в состоянии овладеть большинством административных центров афганских провинций, что было продемонстрировано в конце прошлого года в городе Кундуз.

По итогам очередной четырехсторонней встречи координационной группы по афганскому урегулированию (Афганистан, Китай, Пакистан, США), завершившейся 23 февраля в Кабуле, было объявлено, что прямые переговоры между афганским правительством и движением «Талибан» состоятся в первую неделю марта в Исламабаде. Тем временем представители «Талибана» в Катаре заявили, что им ничего не известно о мирных переговорах с кабульскими властями, намеченных на март, и что им не поступали никакие предложения по этому вопросу.

24 февраля новое правительство национального единства Ливии получило одобрение ровно половины депутатов парламента (Палаты представителей) страны, заседающего в Тобруке, — 100 из 200 парламентариев. Согласно действующему законодательству и парламентским правилам это означает, что кабинет получил вотум доверия всей Палаты представителей. Таким образом, «до начала исполнения своих прямых обязанностей правительству национального единства остается только принять конституционную присягу». В состав кабинета вошли 18 министров, среди них — 5 госминистров. Возглавил новое правительство известный бизнесмен Фаиз Сарадж. Пост министра обороны в кабинете отсутствует.

Успешное наступление подразделений ливийской армии позволило ей в последнее время захватить ряд крупных оплотов экстремистов во втором по величине городе страны, Бенгази на востоке страны. Армии также удалось восстановить контроль над расположенным поблизости от Бенгази портом Мрейса и отбить у радикалов находящийся в 150 км юго-западнее город Адждабия.

Глава непризнанного международным сообществом ливийского правительства в Триполи 24 февраля подтвердил факт участия французского спецназа в операциях на территории Ливии. Кроме того, сообщается о присутствии на ливийской территории британских военных.

Израиль и США начали очередные серийные совместные учения сил и средств ПРО «Можжевеловая кобра». На них отрабатываются вопросы координации действий по отражению удара баллистических ракет. США привлекли к учениям 1,7 тыс. военнослужащих и гражданских специалистов, а Израиль — 1500 военнослужащих. В учениях будет впервые задействована новейшая израильская система ПРО «Праща Давида», предназначенная для перехвата ракет среднего и дальнего радиуса действия. Ожидается, что «Праща Давида» поступит на вооружение ВС Израиля в 2017 г. С американской стороны участвуют комплексы ПРО THAAD, Aegis BMD и Patriot.

Саудовская Аравия и другие аравийские монархии вводят санкции против Ливана, считая, что его правительство в значительной степени контролируется шиитской «Хизбаллой». Так, на минувшей неделе руководство Национального коммерческого банка (крупнейшего не только в КСА, но и всей зоны Персидского залива) сообщило о закрытии обоих отделений в Бейруте. Аравийские монархии рекомендовала своим подданным не направляться в Ливан, а тем, кто находится в этой стране, — покинуть ее в кратчайшие сроки «из соображений безопасности». Власти КСА сообщили также, что вводят санкции против некоторых физических и юридических лиц Ливана за связи с «Хизбаллой».

Приложение

 

 

О турецкой Партии справедливости и развития

 

 

Партия справедливости и развития (ПСР) была основана в августе 2001 г. бывшими членами реформистского умеренно консервативного крыла запрещенной в Турции исламистской Партии добродетели. ПСР изначально ориентировалась на традиционные национальные ценности, связанные с исламом, а также политические и экономические реформы. В числе основателей партии были нынешний президент страны Р. Т. Эрдоган и бывший президент (до 2014 г.) А. Гюль. Причем А. Гюль создал организационную структуру ПСР, а Эрдоган в августе 2001 г. был избран председателем партии (переизбирался на этот пост в 2006 г. и в 2012 г.). Р. Т.Эрдоган покинул место председателя ПСР в 2014 г., когда был избран президентом Турции (глава государства должен быть беспартийным). В настоящее время председателем партии является действующий премьер-министр страны А. Давутоглу.

На парламентских выборах 2002 г. ПСР одержала внушительную победу, набрав 34,28% голосов, завоевав 363 из 550 депутатских кресел и получив право формирования однопартийного правительства. Столь быстрый рост популярности молодой и малоизвестной партии означал провал традиционных националистических партий и был обусловлен тем, что население страны «показало не столько поддержку исламских политиков, сколько желание поддержать ту силу, которая будет способна довести реформы до логического конца, что и привело бы к экономическому развитию государства». Политической структурой, которая обещала сделать это, и стала ПСР.

В дальнейшем партия подтвердила и закрепила свои позиции ведущей политической силы Турции на парламентских выборах в 2007 г. и в 2011 г.

ПСР часто обвиняют в исламизме и отходе от принципов светского государства, заложенных основателем Турецкой Республики К. Ататюрком. Лидеры партии прилагают усилия по борьбе с имиджем исламистов, который создавали и создают ПСР её политические оппоненты. В частности, утверждается, что светскость «является неизменным принципом демократии и гарантом свободы совести и вероисповедания». Тем не менее, исламские тенденции в общественной жизни страны усилились.

В первое десятилетие нахождения ПСР у власти отмечены стабилизацией ситуации в стране. Позитивные изменения во внутренней политике во многом были связаны с решением задачи вступления Турции в Европейский союз (ЕС). В соответствии с критериями ЕС была проведена ревизия законодательных актов, причем наиболее значительным изменениям подверглась судебная система, ставшая более либеральной. Турецких военных, во многом определявших политический курс страны, постепенно «выдавили» из политики, а роль армии была сведена «до инструментального уровня». Правительство ПСР сумело вывести Турцию из экономического кризиса и добиться высоких темпов роста национальной экономики. Значительно увеличился приток иностранных инвестиций. Турция стала проводить более независимую внешнюю политику, превратилась в государство, оказывающее серьезное влияние на региональную ситуацию, имеющее вес в мировой политике. По оценкам экспертов, «власть Эрдогана» продемонстрировала, что «является наиболее успешной за всю историю республиканской Турции».

В то же время многолетнее нахождение ПСР у власти привело к усилению у партийного руководства тенденций на закрепление монопольного права партии на проведение политических и иных реформ в стране. В первую очередь, это относится к фактическому лидеру ПСР Р. Т. Эрдогану. Начав как сторонник демократических реформ, «с каждой победой на выборах он становился все более авторитарным». В адрес Р. Т. Эрдогана все чаще звучат обвинения в отходе от демократических ценностей, попытках ограничить свободу слова, в авторитарном стиле правления, использовании юстиции, спецслужб и полиции, «чтобы убрать с пути критиков». Эрдогана неофициально называют «новым султаном». Он и его соратники считают, что стабильность в Турции, поступательное развитие страны и усиление её международных позиций могут быть достигнуты только путем сохранения ПСР (и лично Эрдогана) у власти. Этому способствует масштабная интеграция исламистских кадров в государственный аппарат, чем ПСР занимается с первых дней пребывания «у руля» страны. В итоге партийная номенклатура «в целом отказалась от критических суждений в отношении турецкого общества и заняла позицию безоговорочной поддержки курса Эрдогана».

Эксперты отмечают, что «вместо консолидации общества политика ПСР фактически лишь способствует углублению «линий раскола» (и, среди прочего, разделения социума на сторонников и противников ПСР), что явно не способствует формированию компромиссных и консенсусных подходов к решению внутриполитических проблем». «Существовавшие ранее «социальные разломы» (турки – курды, сунниты – алевиты, мусульмане – немусульмане и др.) ощутимо углубились параллельно росту политической поляризации». Раскол турецкого общества ощущается в среде крупных бизнесменов и бизнес-ассоциаций. Продолжаются увольнения недовольных властью из армии, полиции и органов юстиции. «Обозначенные линии напряжения и возрастающий уровень конфликтности (появление в обществе признаков «блокового противостояния») не способствуют созданию условий для развития демократии и укрепления демократических институтов».

В стране периодически проходят массовые акции протеста против политики правительства и лично Р. Т. Эрдогана. Все чаще звучат обвинения в коррупции и непотизме в адрес политических и государственных деятелей. Власти же вводят различные ограничения на деятельность СМИ. В 2015 г. был принят Закон о внутренней безопасности, который значительно расширил права полиции и губернаторов провинций в этой сфере. Оппозиция назвала этот закон шагом на пути к полицейскому государству.

В урегулировании сложнейшей для Турции курдской проблемы, Р. Т. Эрдоган и ПСР постепенно перешли от силового подавления курдского сепаратизма к политике умиротворения, расширения политических и культурных прав турецких курдов, повышения внимания экономике курдских регионов. В 2013 г. было заключено мирное соглашение с Рабочей партии Курдистана (РПК), однако летом 2015 г. оно было разорвано властями. На юго-востоке страны возобновилась партизанская война между армией и боевиками РПК, усилились протестные акции курдского населения. Эрдоган заявил, что Анкара не допустит курдской автономии и самоуправления в стране. Одновременно ухудшилась ситуация в сфере безопасности в Турции в целом, заметно повысилась активность террористов.

В последние годы стали проявляться негативные тенденции в турецкой экономике. Происходит снижение темпов экономического роста, ослабление курса национальной валюты по отношению к евро и доллару, растут безработица и цены на потребительские товары, усиливается инфляция.

Провозглашенная ПСР концепция «нуля проблем с соседями» не была реализована. Турция оказалась вовлечена в конфликты в Сирии и Ираке, а также в Ливии. Обострились отношения с Израилем и Египтом. Не получилось реального прорыва в деле вступления Турции в ЕС. Проблема беженцев из арабских и азиатских стран осложняет отношения с европейскими странами. После инцидента с российским самолетом Су-24 в ноябре 2015 г. резко ухудшились отношения с Россией. Трудности имеются в отношениях с США, в частности, по вопросу отношения к сирийским курдам. Вашингтон настаивает на большем участии Анкары в борьбе с «Исламским государством». Однако Р. Т. Эрдоган желает бороться не только и не столько против экстремистов, сколько против президента САР Б. Асада. Напряженность существует в отношениях между президентами Б. Обамой и Р. Т. Эрдоганом.

Внутри- и внешнеполитические трудности не могли не сказаться на влиянии ПСР в стране. Это показали парламентские выборы в июне 2015 г, когда партия впервые в своей истории потеряла парламентское большинство, а также и не смогла сформировать коалиционное правительство. На досрочных выборах 1 ноября 2015 г. ПСР вновь одержала победу, набрав 49% голосов, что позволило ей создать однопартийный кабинет министров. Этот успех, как считают эксперты, стал возможным благодаря тому, что избиратели проголосовали за ПСР в условиях усиливающейся в стране нестабильности, а главное – отсутствия сильных лидеров в рядах оппозиции. Вместе с тем, партия не получила квалифицированного парламентского большинства (2/3 мест), необходимого для изменения конституции страны с целью преобразования Турции в президентскую республику.

Между тем новая конституция остается главным проектом ПСР. Работа над ней ведется уже более двух лет. Парламентская комиссия к лету прошлого года согласовала более 60 статей. Однако усилия правящей партии убедить политических оппонентов в необходимости перехода Турции на президентскую систему правления не нашли позитивного отклика. Оппозиционеры обвиняют ПСР в том, что она так и не раскрыла подробности и нюансы предлагаемой ею президентской системы. В этой ситуации президент Р. Т.  Эрдоган выступает за проведение всенародного референдума по новому основному закону.

52.26MB | MySQL:103 | 0,553sec