О практике работы суданских и египетских спецслужб

Правоохранительные органы Египта депортировали 29 февраля с.г. в Судан гражданина этой страны Хашима Юсефа Халиля по обвинению в связях с «Исламским государством» (ИГ) и «Братьями-мусульманами» (обе организации запрещены в России). От себя отметим, что одно в принципе исключает другое. Идеология «Братьев-мусульман» и ИГ в общем разновекторна и вместе они не сосуществуют. Задержанный более трех недель назад в южноегипетском городе Эсна на КПП на судано-египетской границе суданец Хашим Юсеф Халиль, 42 лет, является видным эмиссаром партии «Хизб ут-тахрир» (запрещена в России). Более того, он входит в руководящее звено этой партии и является имамом в мечети Аль-Маурада в Омдурмане. Он, собственно, и родился в районе «Хартум-3» и проживает вместе с семьей в районе Аль-Фитайхаб, который административно входит в Омдурман. Сам Омдурман вполне оправданно можно рассматривать как пригород суданской столицы. В общем-то, своего членства в партии «Хизб ут-тахрир», которая была основана в Иерусалиме в 1951 году и является идеологически близкой именно к «Братьям-мусульманам», он и не скрывает. Халиль поехал в Египет совершенно легально с целью навестить родственников в Александрии, для чего и получил в посольстве АРЕ в Хартуме визу. На обратном пути он был арестован сотрудниками египетских органов безопасности. При этом у него была изъята приличная партия литературы, среди которой необходимо отметить такие издания, как «Арабская весна», «Политический ислам», и т.п. Эта литература является классическим образчиком печатной продукции египетских «Братьев-мусульман». Из этого можно сделать очень простой вывод, что в Александрии, которая, кстати, является одним из оплотов египетских «братьев» Халиль встречался далеко не только с родственниками и получил от местной ячейки партию литературы для суданских единомышленников. Из этого можно сделать вывод, что в Александрии и возможно ряде других египетских городов продолжает действовать материально-техническая инфраструктура «братьев», несмотря на все репрессии и усилия египетских спецслужб. При этом подчеркнем, что говорить о связях Халиля с синайскими сторонниками ИГ в принципе невозможно. Мы уже отмечали, что создание при активном содействии Катара салафитской группировки «Байт ансар аль-Макдис» (после 2014 года — синайский филиал ИГ «Вилает Синай») осуществлен в рамках «разделения труда». Для «братьев» была оставлена «легальная» политическая ниша «жертв военного переворота», которая подразумевала дистанцирование от любых форм террористической деятельности. Для этого и был создан идеологически «чуждый» филиал ИГ на Синае, который сейчас берет ответственность практически за все проявления террористической активности в АРЕ.

В случае с Халилем мы имеем классический случай маршрутного агента высокого класса, направленного в Александрию. Агента, естественно, суданской Национальной службы разведки и информации (НСРИ). Людей, которые мало-мальски разбираются в суданских реалиях, отдают себе отчет в том, что находиться на легальном положении в Омдурмане на должности имама крупнейшей мечети и официально позиционировать себя в качестве руководителя партии «Хизб ут-тахрир» практически не реально, не пользуясь покровительством местных властей и спецслужб. Суданские спецслужбы вообще в настоящее время являются одними из ведущих в области получения развединформации в отношении исламистов и радикалов. Суданские граждане охотно набираются в различные благотворительные фонды и организации, участвуют в качестве «пехоты» во многих боевых отрядах радикалов, и т.п. Общий идеологический настрой суданского режима, который, в принципе, можно определить, как некую балансировку между классической идеологической доктриной «Братьев-мусульман» и некими джихадистскими теориями. Это дает очень благодатную почву для подготовки целого слоя суданцев, которые охотно принимаются в различные исламистские группы за рубежом. И суданская спецслужба, которая также во многом является исламистски ориентированной, очень легко вербует себе агентуру в этой категории граждан и направляет их за рубеж. В этой связи надо вспомнить 70 суданских медиков, которые, как выяснилось, при фактическом благословлении суданских спецслужб работали в Ираке в одном из госпиталей ИГ. После того, как информация об этом просочилась в суданские СМИ, последовал запрет со стороны НСРИ на любые публикации на эту тему с мотивировкой «интересы национальной безопасности». Халиль является одним из таких агентов национальных спецслужб, причем высокого ранга. Это позиция дает ему возможность активно работать с руководящим составом египетских «братьев» в том числе. То, что творится там, является, по большому счету, «терра инкогнита» для американцев и европейцев. После военного переворота, который сверг режим М.Мурси, отношения по линии силовых ведомств АРЕ, ЕС и особенно США идеальными не назовешь. И в случае с США суданские спецслужбы являются для них из главных поставщиков информации в отношении активности радикалов. И, собственно, не случайно во время недавней публичной перепалки на дипломатическом уровне между Вашингтоном и Хартумом по вопросу пролонгации режима санкций против Судана суданские официальные лица очень прозрачно намекнули на то, что этот канал взаимодействия может быть заморожен. Для ЦРУ США такой сценарий крайне негативен.

Такие поездки, какую совершил Халиль, дают во много раз больше оперативной и установочной информации, нежели чем вся радио-электронная разведка. И арест его египетскими органами безопасности в данном контексте надо рассматривать как, прежде всего, стремление «выкачать» из него всю информацию, а не получать потом «дозированные порции» от своих суданских коллег. И этим вызван арест на КПП уже в процессе возвращения, и трехнедельный арест без всяких юридических оснований, и депортация на родину. В случае реальной причастности Халиля к синайскому филиалу  ИГ или «братьям» он бы сидел в египетской тюрьме очень долго. Понятно, что египетские спецслужбы несколько нарушили правила игры, но Хартум ограничился только лишь «сетованиями» по поводу «морального и психологического ущерба» для своего гражданина. И этот момент также оставляет мало место для сомнений о реальной роли Халиля и целях его поездки.

62.82MB | MySQL:102 | 0,595sec