О турецко-иранских отношениях на современном этапе

Одним из важных событий последних дней уходящего персидского года стал визит премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу в Исламскую Республику Иран 4-го марта текущего года. Давутоглу возглавил делегацию, в составе которой были министры экономики, по делам торговли и таможни, энергетики и природных ресурсов, транспорта, мореходства и связи, 160 турецких предпринимателей, около 30 представителей средств массовой информации и государственных учреждений, эксперты и должностные лица. Это первый официальный визит главы турецкого правительства в Иран после победы его Партии справедливость и развития на прошедших  парламентских выборах и формирования нового правительства в Турции, а также отмены санкций в отношении Ирана. После снятия ряда экономических ограничений, отношения Тегерана со многими европейскими странами получили новое развитие. Не пропустить свою возможность поспешили и соседние страны, в том числе Турция.

Ахмет Давутоглу провел в Тегеране встречи с первым вице-президентом ИРИ Эсхаком Джахангиром и главой МИД Мохаммадом Джавадом Зарифом. Около двух часов продлилась встреча с президентом Ирана Хасаном Роухани, которая была посвящена сирийскому кризису. В ходе переговоров стороны обсудили региональные проблемы, экономическое и энергетическое сотрудничество, взаимодействие в банковской сфере и туризме. Изначально планировалась встреча и с Верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, однако, встреча не состоялась, так как Хаменеи участвовал в похоронных мероприятиях аятоллы Ваэзи Табси.

Судя по реакции турецкого истеблишмента и заявлениям самого Давутоглу, Турция довольна итогами встреч, а некоторые близкие к правительству источники даже провозгласили начало «новой главы в двусторонних отношениях». Однако, говорить о повороте в отношениях двух вечных конкурентов региона на данном этапе невозможно. Для этого есть ряд серьезных причин.

Противоречия между Ираном и Турцией в вопросах региональной безопасности принципиальные. Позиция той или иной страны в вопросе урегулирования сирийского кризиса стала определяющим фактором в отношениях между вовлеченными в конфликт странами. Так, Иран и Турция оказались в разных лагерях противостояния.

С самого начала конфликта Иран придерживался четкой позиции, и оказывал поддержку правительству Башара Асада. Тегеран неоднократно заявлял, что право решать будущее страны имеет лишь народ Сирии по средствам выборов. Иран также не отрицает наличие своих военных советников в САР. Однако, по неофициальным данным, в Сирии находятся не только советники, но и вооруженные силы, активно участвующие в борьбе с террористами, в частности группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Особенно важную роль в организации сопротивления террористам играет подразделение Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кудс» во главе с генералом Касемом Сулеймани.

Турция, в свою очередь, видит решение кризиса лишь в отстранении от власти действующего президента, и оказывает всяческую поддержку террористическим группам. Известно также, что Турция имеет не только политическую, но и экономическую выгоду от конфликта. Установив торговые связи с террористами, Турция наладила поставки дешевой нефти на свою территорию. Помимо этого, Турция  неоднократно нарушала границу Сирии и вводила туда свои вооруженные силы.

В ходе формирования антитеррористической коалиции Россия-Иран-Ирак-«Хизбалла» и Сирия, Турция отказалась присоединиться к ней. Кроме того, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Иран в обращении конфликтов на Ближнем Востоке в свою пользу, используя религиозные противоречия. В свою очередь Турция выбрала в союзники Саудовскую Аравию и Катар. Турция и КСА уже провели в феврале совместные учения военно-воздушных сил. Тем не менее, Турция не стала разрывать вслед за Саудовской Аравией дипломатические отношения с Ираном, как сделал ряд арабских государств Персидского залива.

Как известно 27-го февраля вступил в силу режим о прекращении огня в Сирии. СБ ООН единогласно принял резолюцию 2268 в поддержку прекращения огня в САР. В Женеве продолжается переговорный процесс по урегулированию конфликта. Однако, Турция согласилась с прекращением огня лишь с условием «права защищаться от сирийских курдов». Уже в первые дни перемирия Турция пропустила через свою границу членов ИГ и продолжила артиллерийский обстрел приграничных районов.

Сближение с КСА, а тем более с Израилем — врагом ИРИ, а также открыто агрессивные действия по отношению к Сирии, только усугубляет имеющиеся противоречия между Ираном и Турцией.

На двусторонние отношения влияет также российский фактор. После ситуации со сбитым российским самолетом на турецко-сирийской границе, отношения России и Турции остаются обостренными по сей день. Между тем, Иран и Россия укрепили партнерство не только в Сирии, но и во всех сферах – военно-технической, торгово-экономической, энергетической. Это ведет к созданию нового силового блока на Ближнем Востоке и постепенной изоляции Турции, которая имеет шансы, помимо всего прочего, утратить и поддержку Соединенных Штатов – своего основного союзника.

Что касается экономических отношений, то географическое положение диктует обеим странам использовать возможности друг друга, не смотря на имеющиеся разногласия. Турция является мостом между Ираном и Европой, в свою очередь Иран связывает Турцию с Азией. Неслучайно министр информационно-коммуникационных технологий и сопредседатель Ирано-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству ИРИ Махмуд Ваези заявил, что стороны открывают новую главу именно в экономических отношениях. Однако, не смотря на все заявления официальных лиц, которые по своему характеру не сильно отличаются от заявлений прошлых лет, в отношениях двух стран не только не отмечается прогресс, но и можно заметить сокращения связей. Как сообщил Ваези, объем товарооборота в 2015 году упал до $10 млрд по сравнению с $15 млрд в 2014 году, при том, что в ходе визитов Иран и Турция заявляли о цели достичь товарооборота на сумму $30 млрд.

Одной из главных тем визита А.Давутоглу  стало энергетическое сотрудничество. Иран является вторым поставщиков углеводородов в Турцию. Правда, Анкару не устраивает цена, по которой Иран продает свой газ. Она составляет $490 за тысячу кубометров газа. Уже несколько лет, как Турция судится с Ираном за недостаточный объем поставляемого газа, и требует снизить цены. В начале февраля Международный суд обязал Иран выплатить Турции компенсацию на сумму в $1  млрд.

Главным поставщиком газа в Турцию является Россия, однако в нынешних условиях Турция заинтересована в том, чтобы сократить свою зависимость от российского газа. Иран же в свою очередь стремится увеличить присутствие на европейском энергетическом рынке, используя турецкий маршрут. После отмены санкций Запад также выразил интерес к диверсификации поставок топливно-энергетических ресурсов. Турция, как страна, с выгодным геополитическим положением в регионе и претензиями стать крупным международным центром энергетических терминалов, заинтересована во взаимодействие с Ираном. Однако, на сегодняшний день Иран не имеет технической возможности увеличить объемы поставок газа через Турцию в Европу. Строительство необходимой инфраструктуры займет годы.

Согласно ряду турецких экспертов, Анкара попытается вовлечь Иран в проект газопровода TANAP, который должен поставлять азербайджанский газ из месторождения Шах-Дениз в Турцию по территории Грузии. Однако, Азербайджан опровергает эту информацию.

Еще одним негативным фактором, влияющим на двусторонние отношения, является неприкрытая антииранская пропаганда в Турции, которой власти не препятствуют. Иран неоднократно обвинял турецкое правительство в поддержке националистических организаций, действующих против территориальной целостности и безопасности Ирана. В Иране считают, что члены подобных организаций находятся под покровительством турецких спецслужб. В основном это выходцы из северо-западных тюркоязычных провинций Ирана, в которых Турция и ее союзник Азербайджан ведут активную пропаганду идей пантюркизма, инструментом которой стала партия «Неда», официально зарегистрированная в Иране.

Попытка розыгрыша национальных движений со стороны Турции представляет угрозу для нее самой. 25 млн населения Турции — национальные меньшинства. Как прокомментировал иранский эксперт, Иран на основе идеи паниранизма имеет больше шансов одержать победу над Турцией. Исламская Республика обладает более широкими возможностями и инструментами, и даже может заставить Турцию отказаться от своей политики по отношению к курдам. Кроме того, в прошлом году стало известно о серии нападений на иранские грузовые автомобили, в организации которых Турция обвинила Рабочую партию Курдистана, пытаясь настроить Иран против курдов. Но Иран не предпринял никаких действий. Подобное поведение турецких властей лишь усиливают недоверие иранской стороны.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что визит главы турецкого правительства в Тегеран не привнес никаких значимых корректив в политические отношения двух стран на фоне имеющихся разногласий, на которые  Иран и Турция готовы закрыть глаза, учитывая необходимость использования всех возможностей экономического сотрудничества.

52.22MB | MySQL:103 | 0,624sec