Ситуация в зоне Сахеля: февраль 2016 г.

1 февраля сотни бойцов проправительственного формирования «Группа самообороны туарегов Имгада и союзников» (ГСТИС, входит в альянс проправительственных формирований «Платформа») без боя вошли в город Кидаль на севере Мали — бастион бывших постанцев-туарегов из группировки «Координация движений Азавада» (КДА). Примечательно, что об этом одновременно сообщили как ГСТИС, так и КДА, подчеркнув, что речь идет о скоординированной между ними акции.

Как отметил представитель ГСТИС Азаз аг Лудаг Даг, в Кидаль в общей сложности вошли до тысячи бойцов этого формирования примерно на сотне внедорожников.

Со своей стороны представитель КДА Хамада аг Биби сообщил для АФП, что «речь идет о наступлении мира». «Наши братья из формирований «Платформы» прежде всего являются нашими родственниками. Они вошли в Кидаль, естественно, получив «зеленый свет» от нас», — отметил он.

Вошедшие в Кидаль формирования ГСТИС возглавлял генерал правительственной армии, туарег по происхождению Эль Хадж аг Гаму.

Эта акция подвела черту под противостоянием между ГСТИС и КДА — двумя группировками с преобладанием туарегов — которое в 2015 году то и дело выливалось в боевые столкновения между ними несмотря на подписание в мае-июне мирного соглашения между Бамако и бывшими повстанцами. Боевые действия между ГСТИС и КДА прекратились лишь после подписания 16 октября в Анефисе близ Кидаля соглашения под названием «Пакт чести».

Предполагается, что представители двух формирований войдут в совместную структуру, которая будет заниматься делами Кидаля в течение переходного периода.

Уже 3 февраля глава Верховного совета за единство Азавада (ВСЗЕА — одна из основных компонент КДА) Альгабас аг Инталла потребовал вывода из Кидаля формирований ГСТИС. Это заявление продемонстрировало отсутствие единства в руководстве КДА относительно ввода в Кидаль формирований ГСТИС.

19 февраля представители ГСТИС, КДА и командования миротворцев собранились в Бамако в здании представительства ООН в Мали  с тем, чтобы обсудить возможности ускорения реализации мирных соглашений.

В дальнейшем стало очевидным, что мир между КДА и ГСТИС оказался очень хрупким — в конце февраля были отмечены новые столкновения между боевиками двух организаций в районе Менака.

5 февраля боевики одного из джихадистских формирований атаковали лагерь миротворцев из Миссии ООН в Мали Minusma в Томбукту в момент, когда его обитатели перебирались к новому месту базирования. В результате нападения погиб миротворец из Нигера. В нападении участвовали до шести человек. Сначала они подорвали заминированный автомобиль у въезда в лагерь, а затем стали обстреливать его из миномета. На помощь миротворцам пришли малийские военные. В ходе завязавшегося боя были убиты четверо из числа нападавших.

11 февраля неизвестные вооруженные лица, следовавшие на двух внедорожниках, атаковали таможенный пост на севере Мали в Хомбори. В результате нападения погиб один таможенник о двое гражданских лиц. Нападавшие захватили и разграбили здание таможни.

12 февраля в результате двух вооруженных нападений на севере Мали погибли десять военнослужащих — семеро миротворцев из Гвинеи, в том числе одна женщина, и трое малийских солдат.

В первом эпизоде был атакован лагерь миротворцев в районе г.Кидаль. В ходе атаки погибли 7 солдат, еще 30 получили ранения. Местные наблюдатели охарактеризовали эту атаку как «комбинированную» — сначала лагерь был обстрелян реактивными снарядами, а затем на его территорию прорвалась заминированная автомашина со смертником за рулем, после чего было приведено в действие взрывное устройство. Отстается только вопрос — каким образом смертнику удалось прорваться внутрь лагеря, который теоретически должен хорошо охраняться?

По оценке командующего воинским контингентом Minusma датского генерала Майкла Лоллесгаарда, мощность взрывного устройства, подорванного в лагере, была такова, что он полностью опустошил расположение миротворцев.

Нападение на лагерь миротворцев было совершено 48 часов спустя после того, как его посетил недавно назначенный на пост специального представителя генсека ООН в Мали дипломат из Чада Махамат Салех Аннадиф.

Малийские солдаты погибли в районе Томбукту, где в засаду попала их автомашина. Эти нападения были приписаны джихадистам.

Позднее ответственность за атаку на лагерь миротворцев в Кидале взяла на себя группировка «Ансар ад-дин». По ее версии, в результате атаки погибли и получили ранения «десятки солдат».

19  февраля на севере Мали в районе г.Менака джихадисты атаковали блок-пост малийских войск. В результате нападения погибли по меньшей мере двое солдат. Нападавшим удалось захватить два армейских автомобиля. Атака была совершена в день, когда в г.Гао, что в 260 км к западу от Менаки, находились премьер-министр Франции Манюэль Вальс и сопровождавший его министр обороны этой страны Жан-Ив Ле Дриан. Высокопоставленные гости из Парижа посещали базу французского контингента «Бархан», призванного бороться с джихадистскими группами в зоне Сахеля.

В Гао на встрече с французскими солдатами М.Вальс признал, что Францция находится в состоянии войны с «глобальным врагом». По его ооценке, «эта война продлится годы и, возможно, станет уделом целого поколения».

20 февраля в Бамако представители Парижа встретились с Махаматом Салехом Аннадифом. Затем последний отправился в Буркина-Фасо и Чад — страны, выделившие самые крупные воинские контингенты в состав Minusma.

В ночь с 23 на 24 февраля джихадисты вновь атаковали пост малийских военных, на сей раз — в районе Томбукту близ границы с Мавританией. В результате нападения погибли трое солдат.

25 февраля на базе миротворцев в Кидале военнослужащий из Чада, недовольный бытовыми условиями жизни на базе, расстрелял двух своих сослуживцев, в том числе командира чадского контингента. Убийца был немедленно арестован. Утверждается, что он действовал с одобрения своих сослуживцев. Этот трагический эпизод, без сомнения, подорвет боевой дух чадского контингента, до сих пор заслуженно считавшегося самым боеспособныым в составе Minusma. Подтверждение тому — последовавший вслед за ним арест примерно 10 чадских солдат на базе миротворцев в Тессалите. Всех их обвинили в «недисциплинированности».

В 2015 году солдаты из Чада дважды оставляли их позиции на севере Мали, требуя выдачи им невыплаченых зарплат.

При общей численности Minusma в 11,7 тысяч человек контингент из Чада является третьим — 1150 солдат и полицейских после Буркина-Фасо (1740 человек) и Бангладеш (1725 человек).

В Мавритании 4 февраля было объявлено, что несколькими днями ранее на севере страны в «закрытой военной зоне» близ границы с сахарскими провинциями Марокко произошла перестрелка между военными и лицами, подозреваемыми в наркоторговле. В ходе перестрелки один военный погиб, один получил ранения. Их противники потеряли шесть человек ранеными. Наркоторгоцы перемещались на трех внедорожниках. В ответ на требование патруля остановиться они открыли огонь и попытались скрыться, но после погони были задержаны. По данным газеты «Сахара Медья», речь шла о «туарегах с севера Мали».

Неделей ранее на побережье Мавритании спецслужбы этой страны захватили 2 тонны кокаина и задержали «десятки наркоторговцев» разных национальностей.

В последнее время через страны Западной Африки прошел  маршрут по переброске кокаина латиноамериканского происхождения в Европу. Есть данные, что его «крышуют» некоторые исламистские группировки.

В целом, можно констатировать, что в феврале произошла очевидная интенсификация нападений джихадистов как на малийских военных, так и на миротворцев. Как представляется, главная причина этого связана с растущим потоком оружия из Ливии, а также ростом влияния «Исламкого государства» (ИГ, запрещено в России) в регионе. Перед лицом последнего группировки, остающиеся «верными» «Аль-Каиде» (запрещена в России), изо всех сил стремятся продемонстрировать свою дееспособность с тем, чтобы не потерять потенциальных боевиков.

52.26MB | MySQL:103 | 0,486sec