К развитию ситуации в Сирии

В понедельник в Женеве начались  переговоры о мирном урегулировании сирийского кризиса, в которых помимо представителей правительства Башара Асада и сирийской оппозиции, делегация которой была сформирована в ходе декабрьской 2015 года конференции в Эр-Рияде, принимают участие представители  США, России, Турции, Ирана, стран Евросоюза и ЛАГ. Необходимо подчеркнуть, что эти переговоры в отличие от двух предыдущих конференций в Женеве, должны стать поворотным моментом в сирийском кризисе. Воедино сошлись несколько факторов, диктующих необходимость начала серьезного мирного процесса. Во-первых, общая усталость населения Сирии от войны. Вооруженный конфликт стоил Сирии 470 тысяч убитых, включая 60 тысяч военнослужащих правительственных войск; более 4 миллионов беженцев, покинувших пределы Сирии, 6 миллионов перемещенных лиц внутри страны и экономических потерь, минимальный объем которых составляет 100 миллиардов долларов. Фактически, сирийская смута стала самой кровопролитной гражданской войной в новейшей истории Ближнего Востока. Например, количество убитых в ходе гражданской войны 1975-1990 годов в Ливане составило 180 тысяч человек, а общее число жертв войны правительства с радикальными исламистами в Алжире в 1992-1995 годах – 250 тысяч. Во-вторых, военное вмешательство России в конфликт в сентябре 2015 года положило конец экспансии джихадистов и послужило своеобразным «принуждением к миру» для умеренной оппозиции. Без российских бомбардировок разномастные группировки боевиков вряд ли проявили бы такой интерес к переговорам с Дамаском. Группировки вооруженной оппозиции поняли, что лимит их экспансии исчерпан, а в случае дальнейшего продолжения наступления правительственных сил не факт, что им удастся сохранить уже завоеванное. В-третьих, в ходе миротворческого процесса впервые был достигнут относительный консенсус двух геополитических антагонистов – России и США. Американцы, напуганные ростом влияния террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) и потоком беженцев в Европу, отказались от свержения Б.Асада любой ценой, и выступили сдерживающим факторов по отношению к своим союзникам: Турции, Катару и Саудовской Аравии. Впрочем, как будет показано ниже, политика Вашингтона как всегда сохраняет многослойный и двусмысленный характер, и в США еще не отказались от контроля над Сирией.

Судя по всему, сирийское урегулирование будут тормозить не споры о будущей судьбе Б.Асада, а другие моменты, главными из которых будут курдский фактор и никуда не ушедшее стремление региональных игроков – Турции, Катара и Саудовской Аравии поставить во главе новой Сирии своих ставленников.

Одним из камней преткновения на будущих переговорах является вопрос о будущем курдской автономии. Хотя в последний момент спецпосланник ООН Стафан де Мистура настоял на включении сирийских курдов состав участников конференции, представляется, что ни правительство Б.Асада, ни оппозиция не настроены на предоставление курдам особого статуса в будущем сирийском государстве. Арабско-курдские отношения в Сирии имеют давнюю и непростую предысторию. Напомним, что на начало конфликта значительная часть курдов не имела сирийского гражданства. Однако виноваты в этом вовсе не баасисты. Указ №93 о лишении 120 тысяч курдов сирийского гражданства был подписан в 1962 году президентом демократической Сирии Надимом аль-Кудси. Представляется, что этому способствовали два фактора. Во-первых, уже тогда в Сирии начинала насаждаться идеология арабского национализма и курды были признаны нежелательным элементом. Во-вторых, в 1956-1959 годах на севере Сирии были открыты нефтяные месторождения Кара Шук и Сувейдия, оба на курдской территории. Это объясняет, почему именно в курдских районах было конфисковано около 40% земель. В 1970-е-1980-е годы доля курдского населения на севере Сирии существенно увеличилась за счет мигрантов и беженцев из Турции.

Сложно складывались отношения сирийского правительства с курдами и в ходе  гражданской войны. В 2013 году в руки курдов на северо-западе Сирии попали 30 солдат и офицеров сирийской армии с базы в Менаге. Сирийские правительственные войска договорились об обмене своих товарищей на большое количество боеприпасов для курдов. Однако курды нарушили договоренность и обменяли сирийских военнослужащих на своих заложников, удерживавшихся боевиками «Джебхат ан-нусры» (организация запрещена в России), которые казнили сирийских военнослужащих.

Необходимо отметить, что в конце февраля правительственные силы начали развивать наступление на сирийскую «столицу» ИГ г.Ракка. Сирийские войска продвинулись по оси Саламийя-Асарийя, взяли под контроль границу провинции Хама с провинцией Ракка и стратегически важные высоты Закийя. Это наступление было во многом обусловлено нежеланием, чтобы Ракку заняли курдские вооруженные формирования Партии демократического союза (ПДС), к чему последних активно подталкивают американцы. В то же время возникла и еще одна военно-политическая сила в Сирии, претендующая на то, чтобы освободить северо-запад от ИГ. Это так называемая «Новая Сирийская Армия» под командованием Хаззаля Сархана, некоего «генерала», о котором до сего времени никто ничего не знал даже в среде сирийской вооруженной оппозиции. Представляется, что данная группировка составлена из части бывших сторонников Сирийской свободной армии «ССА» и Южного фронта и плотно курируется спецслужбами Иордании и Саудовской Аравии. Хаззаль Сархан отрицает, что его группировка выполняет задачи обеспечения безопасности Иордании, но, тем не менее, признает, что оружие она получает от  Саудовской Аравией. Он обещает освободить Дейр эз-Зор от боевиков ИГ силами своей группировки в течение двух недель.

Представляется, что Вашингтон на данном этапе сирийского конфликта, поддерживая сирийских курдов и идею федерализации Сирии, преследует три цели. Во-первых, не допустить в ближайшем будущем воссоздания сильного сирийского государства. Сирийская армия ослаблена пятилетним конфликтом, но для большей уверенности необходимо разделить страну на автономные образования при слабой центральной власти. По информации ливанской газеты «Ас-Сафир», в Сирии планируется создать три автономных региона: суннитский, алавитский и курдский. В связи с этим второй целью США является создание курдского анклава на границе с Турцией, который будет эффективно противостоять экспансионистским планам ненадежного союзника (президента Турции Р.Т.Эрдогана). В случае же объединения Сирийского и Иракского Курдистана, которое не просматривается в настоящее время, но не исключено в будущем, американцы постараются создать из нового образования всем обязанного им стратегического партнера (второй Израиль). В-третьих, Вашингтон, наверняка, постарается не допустить усиления Ирана. Создание автономного суннитского региона будет надежно блокировать ось сопротивления (Тегеран-Дамаск-движение «Хизбалла»). На это же нацелены и переговоры американцев с суннитской верхушкой в Ираке. Они преследуют две задачи: оторвать суннитские племена от ИГ и путем создания суннитской автономии умерить иранские претензии в этой стране.

Вторым серьезным препятствием на пути мирного процесса является все еще сильное влияние экстремистских группировок, особенно «Джебхат ан-нусры» на т.н. «умеренную» оппозицию. По информации американского журналиста Гарета Портера, американцы для получения новых рычагов влияния на правительство Б.Асада на  переговорах в Женеве рекомендовали зависящим от них группам умеренной оппозиции вступать в альянс  салафитами и даже смешиваться с ними. Факт такого смешения «умеренных» оппозиционеров с салафитами признал 27 февраля официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер. В то же время лидер «Джебхат ан-нусры» Абу Мухаммед аль-Джулани в своем выступлении 26 февраля призвал сирийских оппозиционеров «не соблюдать перемирия, предательски навязанного Западом для того, чтобы сохранить кровавое правительство Асада».

Таким образом, несмотря на явный прогресс сирийского мирного процесса, на его пути находится много препятствий, которые необходимо преодолеть. Выиграв войну, важно не проиграть мир. Это относится как к Сирии, так и к ее настоящим союзникам.

52.98MB | MySQL:103 | 0,525sec