Израиль: разговоры о правительстве национального единства

На прошлой неделе в израильских СМИ появились сообщения о контактах, якобы имевших место между лидером крупнейшей оппозиционной партии Авода (ныне выступающей в рамках блока «Сионистский лагерь») депутатом Кнессета Ицхаком Герцогом и премьер-министром Биньямином Нетаньяху, возглавляющим крупнейшую партию правящей коалиции – Ликуд. Согласно этим сообщениям, речь шла об обсуждении возможности вхождения Аводы в правительство, то есть фактически о создании правительства национального единства.

Хотя официально обе стороны не подтвердили факта таких межпартийных переговоров (официально было сообщено о том, что Нетаньяху встречается с Герцогом каждые несколько недель, чтобы проинформировать его о внешнеполитической ситуации в качестве главы оппозиции), сообщается о том, что, несмотря на то, что Ицхак Герцог отказался от своего прежнего требования исключить из правящей коалиции религиозно-сионистскую партию «Еврейский дом», возглавляемую министром образования Нафтали Беннетом, в настоящий момент соответствующее соглашение достигнуто не было из-за несогласия между сторонами по двум другим основным пунктам:

  1. Ицхак Герцог требовал министерской должности для Ципи Ливни, лидера партии «Ха-Тнуа», образовавшей вместе с Аводой блок «Сионистский лагерь», и получил отказ. Ципи Ливни, сменившая за сравнительно короткий срок четыре партии (Ликуд – Кадима — «Ха-Тнуа» — «Сионистский лагерь») стала своеобразным символом беспринципного оппортунизма и в Ликуде ее откровенно не хотят.
  2. Ицхак Герцог требовал права вето на решения министерской комиссии по законодательству, которые представляются ему чрезмерно «правыми и националистическими», и не получил соответствующих гарантий, то есть опять же, получил отказ.

Несмотря на это, можно ожидать, что контакты между сторонами относительно возможности вхождения Аводы в правительство, возглавляемое Биньямином Нетаньяху, будут продолжены, поскольку у обеих сторон имеются подталкивающие их к такому шагу интересы.

Что касается Ицхака Герцога, то его подталкивают к вхождению в правительство, возглавляемое Ликудом следующие два основных обстоятельства:

  1. Вхождение в правительство национального единства – его единственный шанс стать в обозримом будущем министром. Опросы общественного мнения однозначно показывают, что левые партии не смогут вернуться к власти в результате новых выборов. Израильское общество однозначно «сдвинулось вправо». Показательно, что и сам Ицхак Герцог сделал за последнее время целый ряд заявлений, свидетельствующих о его сдвиге вправо (по крайней мере, на словах).
  2. Несмотря на то, что Ицхак Герцог возглавляет самую крупную оппозиционную фракцию в Кнессете нынешнего созыва (24 мандата из общего числа 59 мандатов оппозиции), он фактически не может функционировать в качестве полноценного лидера оппозиции из-за крайне разнородного характера этой оппозиции: В оппозиции находится правая (а ныне претендующая на то, что она даже правее правящей коалиции) партия НДИ (6 мандатов), входившая в предыдущую коалицию, возглавлявшуюся Биньямином Нетаньяху, и не вошедшая в нынешнюю коалицию только из-за личных амбиций ее лидера, Авигдора Либермана. В предыдущую коалицию Биньямина Нетаньяху входила и ныне находящаяся в оппозиции центристская партия «Еш атид» (11 мандатов) во главе с Яиром Лапидом. Опросы общественного мнения предсказывают ей (в отличие от Аводы) существенное усиление на следующих выборах. Помимо этих двух ныне оппозиционных партий, являющихся, по сути, естественными союзниками правящей коалиции, в состав коалиции входят радикально-левая партия МЕРЕЦ (5 мандатов) во главе с Захавой Гальон и откровенно антисионистский Объединенный арабский список (13 мандатов) во главе с Айманом Удой. Ицхаку Герцогу, претендующему на роль пусть левого, но все же центриста, они не союзники.

Что касается интересов Биньямина Нетаньяху в расширении его коалиции, то они могут быть сведены к следующим основным двум пунктам:

  1. Ныне правящая коалиция крайне узка, всего 61 мандат. В этих условиях широкие возможности для шантажа правительства имеются практически у каждого входящего в нее депутата, не говоря уже о целых фракциях. Достаточно вспомнить о ставшем скандально известным депутате Кнессета от Ликуда Орене Хазане, отстраненном его фракцией за неэтичные выходки от членства в престижной парламентской комиссии по безопасности и иностранным делам. В отместку он начал целенаправленно нарушать фракционную дисциплину, не являться на пленарные заседания, в результате чего коалиция потерпела ряд поражений при голосованиях по тем или иным вопросам.
  2. Правительство Израиля находится под тяжелейшим внешнеполитическим давлением извне (в первую очередь со стороны ООН, США и ЕС) в связи с арабо-израильским конфликтом (в настоящее время, прежде всего, в связи с требованиями пойти на уступки Палестинской национальной администрации). Входящая в правящую коалицию партия «Еврейский дом», тесно связанная с истеблишментом поселенцев Иудеи и Самарии (Западного Берега реки Иордан, пользуясь арабской терминологией), а также целый ряд придерживающихся последовательно-правых взглядов депутатов от самого Ликуда препятствуют правительству Нетаньяху проявлять гибкость в данном вопросе (т.е., в терминологии израильских правых – «идти на уступки»). Вхождение в коалицию левоцентристской Аводы в значительной степени ослабило бы влияние правого крыла правящей коалиции. Помимо этого, присутствие Аводы в коалиции потенциально могло бы снизить внешнее давление на правительство Израиля, продемонстрировав единство подавляющего большинства его политических партий по отношению к арабо-израильскому конфликту. Этому мог бы до определенной степени способствовать и традиционно левый имидж партии Авода.

Будет или не будет создано в Израиле в ближайшее время правительство национального единства, зависит от того, в какой степени Биньямин Нетаньяху окажется в состоянии управлять ныне существующей коалицией. Следует учитывать и то обстоятельство, что сами по себе разговоры о правительстве национального единства служат со стороны премьер-министра средством психологического давления на младших партнеров по коалиции, демонстрируя им, что на крайний случай у него есть альтернативные варианты.

52.22MB | MySQL:103 | 0,491sec