25-26 марта 2016 г. президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани посетил Пакистан с официальным визитом.
Это был его первый визит в Исламабад в статусе главы государства. В апреле 2001 г. он посещал Пакистан, будучи в то время секретарем иранского Высшего совета национальной безопасности. В те дни своим приездом он фактически разблокировал изолированность Исламабада на международной арене после военного переворота 1999 г. и прихода к власти генерала Первеза Мушаррафа (1999-2008 гг.). Последовавшее подписание «Дорожной карты» проложило путь для визита президента Ирана Мохаммада Хатами в декабре 2002 г. Тогда руководство Ирана и Пакистана поддержало проекты расширения торговых связей между двумя странами, сотрудничество в области образования, науки и техники, увеличение объемов поставок углеводородов, продукции сельского хозяйства. Но многое так и осталось только на бумаге.
Пятнадцать лет спустя Х.Роухани в очередной раз инициировал переговоры, и вновь в Исламабаде, и вновь с пакетом предложений. Но нынешний визит состоялся в принципиально иной геополитической обстановке. Иран к этому времени уже прошел через горнило мировых экономических санкций, политической изоляции со стороны ряда стран. Восстановленный в правах на международном рынке в результате реализации ядерного соглашения ИРИ с мировыми державами в январе 2016 г., иранский президент, следуя цели стимулирования экономики, привлечения иностранных инвестиций и новейших технологий подписал деловые контракты с Италией, Францией, Китаем и рядом других государств в течении двух с половиной месяцев.
И премьер-министр Пакистана Миан Мухаммад Наваз Шариф, и президент ИРИ Хасан Роухани одновременно в 2013 г. пришли к власти. Они встречаются на высшем уровне уже в третий раз. Это дало повод пакистанским СМИ громко заявлять об устойчивости процесса развития, теплоте и глубине пакистано-иранских отношений. Но действительность иная. Н.Шариф, заняв место премьера, поспешил присоединился к режиму международных антииранских санкций. Его предшественник, президент Асиф Али Зардари, напротив, на пике политической и экономической изоляции Тегерана, подписал углеводородный контракт в марте 2013 г. И только в феврале 2016 г. федеральное правительство Пакистана отменило санкции против Ирана вслед за США, странами Евросоюза.
Иран рассматривает Пакистан одновременно в нескольких ипостасях. Во-первых, развитие двусторонних торгово-экономических отношений, во-вторых, укрепление регионального сотрудничества в рамках китайского проекта Нового Шелкового пути; в-третьих, продвижение энергетических региональных проектов, которые призваны обеспечить экономическое развитие государств обширного ареала от Каспия до Дальнего Востока.
Основные пункты переговоров – расширение торговли, развитие и укрепление экономических и политико-культурных связей, обеспечение безопасности в пограничных района, борьба с экстремизмом и насилием.
Один из основных вопросов повестки дня переговоров – повышение объемов двусторонней торговли до 5 млрд. долл в ближайшие пять лет. В 2014 г. согласно пакистанским данным объем экспорта местных товаров в Иран составил немногим более 43 млн долл, в то время как импорт — 185 млн долл. Несмотря на расхождения данных об объемах торговли, предоставленных Пакистаном и Ираном, стороны подтвердили, что Пакистан отстает от других стран региона по всем показателям. С целью дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества, стороны согласились с необходимостью предпринять ряд шагов. Исламабад ожидает от Тегерана устранения нетарифных барьеров в торговле на текстильные изделия, рис, фрукты и другую сельскохозяйственную продукцию, которые являются основными статьями экспорта в Иран. Обсуждение вопроса о льготных торговых тарифах ставило целью подготовить почву для заключения в ближайшей перспективе Соглашения о свободной торговле между двумя странами.
Учитывая энергетический кризис в Пакистане, президент Х.Роухани в очередной раз готов предоставить Пакистану доступ к богатым природным ресурсам Ирана – газу, нефти, электроэнергии. По его мнению, это откроет путь не только для расширения двусторонних экономических отношений, росту благосостояния населения обеих стран, но даст толчок разрядке напряженности в регионе. Иранская сторона предложила увеличить поставки электроэнергии с 100 МВт в 2016 г. до 3 000 МВт в ближайшей перспективе. И в первую очередь электроэнергия будет поступать в пограничные районы Белуджистана.
Тегеран ожидает от Исламабада реализации его части углеводородного контракта, подписанного еще в марте 2013 г. стоимостью 7,5 млрд долл. Иранская сторона завершила строительство своего участка газопровода протяженностью 1 800 километров (1 100 миль) на своей территории. Планируется, что нитка газопровода соединит иранское газовое месторождение «Южный Парс» с пакистанским портом Карачи. Пакистан объясняет задержку стоительства своего участка отсутствием финансирования. Отчасти это действительно так, но только отчасти.
При проведении углеводородной политики Наваз Шариф учитывал позиции США и Королевства Саудовская Аравия, которые продолжают лоббировать другой газовый маршрут – Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Исламабад принял решение диверсифицировать риски (экономические и политические), и в настоящее время одновременно работает над двумя углеводородными проектами с тем, чтобы удовлетворить быстро растущие потребности страны в природном газе. По мнению политологов пакистано-иранский газопровод будет построен, учитывая заинтересованность в нем Пекина. Реализуемый с 2015 г. проект Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК, общая стоимость 46 млрд долл) помимо других, ставит целью прокачивать иранский газ по территории Пакистана далее в Китай, отводя Исламабаду роль одновременно и покупателя, и транзитера. В прошлом году Китай в рамках КПЭК приступил к строительным работам на участке между Карачи и портом Гвадар в 70 км от иранской границы (проходит по береговой линии). Планируется, что как только эта секция газопровода будет введена в эксплуатацию, Пакистан проложит оставшиеся участок в сторону Ирана. Тегеран также заинтересован в строительстве автомагистрали, соединяющей пакистанский порт Гвадар с иранским Чахбахар.
Вторая часть визита президента Х.Роухани была посвящена вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом. Вызовы безопасности как на двустороннем, так и региональном уровнях он обсуждал с начальником штаба сухопутных войск генералом Р.Шарифом. Первым и основным остается вопрос охраны пакистано-иранской границы протяженностью 900 км. Не секрет, что основные затраты на обустройство границы и поддержание режима безопасности несет на себе Тегеран. Он неоднократно ставил в вину Пакистану повышенную активность террористических группировок в пограничной с Пакистаном иранской провинции Систан и Белуджистан. Проводимая в настоящее время федеральной армией военная операция «Удар меча» против военизированных группировок боевиков способствовала улучшению ситуации с безопасностью и в пакистанской провинции Белуджистан, Это было подчеркнуто президентом Х.Роухани с надеждой на дальнейшее искоренение террористических группировок в пограничном районе. Стороны приняли решение открыть два новых пункта пересечения границы, чтобы стимулировать приграничную торговлю. значительно сократить время доставки товаров и в целом способствовать экономической интеграции региона.
Афганский вопрос, как и в 2009-2013 гг., вновь был в повестке дня ирано-пакистанских переговоров. Тегеран согласился с предложением Исламабада о проведении трехсторонних переговоров между Афганистаном, Ираном и Пакистаном, которые стороны рассматривают как постоянный элемент усилий по восстановлению прочного мира в этой стране. В то же время Исламабад отводит Тегерану лишь дипломатическое посредничество, обойдя молчанием иранское предложение о проведении совместной военной кампании против боевиков.
Вызовом для иранской стороны во время визита президента Х.Роухани стал инцидент с арестом в Пакистане индийского гражданина. Согласно сообщениям пакистанских СМИ, он является сотрудником Отдела исследований и анализа (индийская разведка) и в его паспорте была действующая виза Ирана. Это дало повод военному руководству страны вновь заявить о вмешательстве Нью-Дели во внутренние дела Пакистана, который давно обвиняет индийские спецслужбы в поддержке террористов в Карачи, зоне пуштунских племен на границе с Афганистаном и в Белуджистане.
Пакистанские СМИ много писали, что визит президента Х. Роухани — позитивный признак того, что руководство двух стран намерено дать толчок сотрудничеству Пакистану и Ирану в политической, экономической, торговой и культурной областях, улучшению ситуации с безопасностью границ, объединению усилий в борьбе с экстремизмом и терроризмом, координации совместных действий в афганском вопросе для стабилизации обстановки в регионе и т.д. Все это верно. Визит завершился подписанием шести Меморандумов о взаимопонимании в различных областях. Но создается впечатление, что реальные шаги навстречу друг другу будут предприняты позже – или после ухода Н.Шарифа с поста главы исполнительной власти, или в результате внешнего толчка, например, со стороны Китая.