Иран и Индия: старые возможности и новые предложения

9-го апреля текущего года Иран и Индия подписали соглашения о сотрудничестве в нефтяной сфере. Министр нефти ИРИ Бижан Намдар Зангане и министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан договорились о разработки месторождения «Фарзад-Б» в Персидском заливе, экспорте нефти и иранских нефтепродуктов в Индию, и ряду других проектов. Д.Прадхан заявил, что визит индийской делегации может стать началом новой эры в ирано-индийских отношениях, особенно в области энергетики. Отметим, что это первый визит индийского министра в Иран после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе ИРИ.

Как сообщил по итогам встречи иранский министр нефти, на сегодняшний день уровень экспорта нефти из Ирана в Индию составляет 350 тысяч баррелей в день, однако стороны намерены увеличить этот уровень в постсанкционный период. Индия является вторым по величине импортером иранской нефти после Китая. В период санкций Исламская Республика экспортировала в Индию ежедневно 200 тысяч баррелей сырой нефти. Со дня отмены санкций это цифра постепенно увеличивалась и достигла 350 тысяч, как сообщил Зангане.

Не смотря на уже начатые инвестиции в иранскую нефтяную промышленность, в частности в порт Чахбахар, где строится новая нефтяная платформа и химический завод по производству удобрений, нефтеперерабатывающий завод, Нью-Дели до сих пор не выплатил Ирану долг за поставки нефти. Как сообщают ряд источников, стороны не могут договориться вокруг того, какая валюта будет использоваться для выплаты долга. Основной темой переговоров Прадхана с главой Центрального банка ИРИ Валиуллахом Сейфом был именно данный вопрос.

После 2012 года, когда по отношению к Ирану были введены международные санкции, в том числе в отношении банковской системы ИРИ, импортеры иранской нефти столкнулись с рядом ограничений в расчетах. В результате, значительная сумма за экспортированную нефть осталась в руках покупателей. Индийский министр выразил готовность своей страны выплатить все долги Исламской Республике. По его словам, вся сумма лежит в индийских банках, и сразу после открытия банковских каналов, долг будет выплачен.

По сообщениям пресс-службы Центробанка Ирана, Тегеран просит выплатить долг в евро на официально объявленные счета. В свою очередь Нью-Дели настаивает на выплате в долларах. Ранее иранские СМИ сообщали также о том, что Индия готова выплатить часть долга в рупиях, на что ЦБ ИРИ выразил несогласие и потребовал выплатить долг в евро. Также глава ЦБ сказал: «Отношения Ирана и Индии в целом положительные. Мы часто регулировали наши потребности или сотрудничество на международной арене посредством Индии».

Что касается разработки нефтяного месторождения «Фарзад-Б», то большинство иранских и индийских СМИ считают, что основной темой переговоров Зангане  и Прадхана был этот проект. Следует вспомнить, что в 2008-ом году консорциум индийских нефтяных компаний обнаружил данное месторождение, однако после постепенного введения экономических санкций в отношении Исламской Республики, переговоры о разработке месторождения остались незавершенными. Очевидно, что обе стороны ждали отмены санкций, чтоб возобновить переговоры.

В прошлом году нефтяная компания ONGC (OilandNaturalGasCorporation) предложила 3 млрд долларов на разработку месторождения «Фарзад-Б». Сам Намдар Зангане на совместной со своим коллегой пресс-конференции заявил, что стороны обсудили сроки реализации проекта, которые могут быть очень трудными и длительными.

В течение последних десятилетий между Ираном и Индией идут переговоры о проекте экспорта иранского газа через Пакистан, который стал известен под названием «Газопровод мира». Иран стремится экспортировать газ в Индию. Однако, проблема состоит в том, что Нью-Дели из-за отсутствия доверия к Пакистану предлагает Ирану провести трубопровод по дну Индийского океана. В свою очередь у Ирана весьма стабильные и взвешенные отношения с Исламабадом, и ряд иранских религиозных деятелей и чиновников считают «неприличным» игнорировать мусульманскую и «братскую» страну с религиозной точки зрения. В ходе последнего по времени визита индийского министра нефти и газа в Тегеран об этом проекте стороны официально так и не упомянули. Лишь министр нефти ИРИ выразил надежду на то, что после более чем 25 лет переговоров, которые «переживали  взлеты и падения», они, наконец, увенчались успехом.

В рамках своего визита в Иран министр нефти и газа Индии посетил иранский порт  и зону свободой торговли Чахбахар в провинции Систан и Белуджистан. ЗСТ Чабахар была сформирована в 1992 году. Порт имеет большое значение благодаря своему географическому расположению. Он связывает страны Центральной Азии со странами теплых вод, рядом расположены одни из богатейших месторождений нефти и газа. Также Чахбахар является единственным океанским портом ИРИ.

Прадхан заявил, что Нью-Дели готов инвестировать 20 млрд долларов в развитие нефтяной и другой промышленности в Чахбахаре. Стороны сошлись на том, что на первом этапе реализации проекта развития ЗСТ Индия предоставит около 300 млн долларов. Губернатор провинции Систан и Белуджистан Али Оусатхашеми Зохр в ходе встречи с представителями Индии заявил: «Согласно указанию Верховного лидер ИРИ уделять особое внимание укреплению побережья Мекрана, и деятельности правительства в этом важном деле, необходимая инфраструктура создана в Чабахаре для инвестиционной деятельности. На сегодняшний день порт обеспечивает экономическую защиту таким провинциям как Керман, Хорасан, Язд, и также опорным пунктом стран, не имеющих морского выхода,как, например, Афганистан».

Индия и Иран договорились о развитии порта и ЗСТ Чабахар еще в 2003 году, но проект был приостановлен в результате международных санкций против Исламской Республики. ИРИ и Индия подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы сразу после снятие экономических ограничений совместно развивать порт. Реализация проекта планируется в течении 18 месяцев после подписания контракта.

В свою очередь председатель и главный исполнительный директор свободной торгово-промышленной зоны Чабахар Хамид Али Мубарак, ссылаясь на исторические отношения между Ираном и Индией, заявил: «Формирование около 20 совместных комиссий между Тегераном и Нью-Дели, и заключение двусторонних соглашений между этими комиссиями являются показателями сильного стремления двух стран укрепить отношения».

Вместе с тем, вызывает вопросы позиция Ирана по отношению к проекту Чахбахара. Для увеличения конкурентоспособности порта с пакистанским портом Гвадар, который был передан в пользование Китаю, Иран, пригласил инвестировать в Чахбахар сначала Китай, затем  Оман и Пакистан, через неделю Индию, еще через несколько дней афганцев и бразильцев. Казалось, что Иран не имеет четкой политики развития порта. Возможно, конкретные предложения со стороны Индии помогут сделать выбор в пользу одной из приглашенных сторон, и начать строительства, как нефтеперерабатывающих заводов, так и химических заводов по производству удобрений и т.д.

За последние десять лет экспорт из Ирана в Индию вырос на 1,5 млрд долларов, а импорт ИРИ из Индии возрос на 500 млрд долларов. Основным иранским экспортом в Индию являются, конечно, нефтепродукты и газ, а индийский экспорт в Иран — рис, стальная продукции, продовольственные товары, железная руда и черный чай. По словам председателя Торговой палаты Тегерана, составляет 15 млрд долларов, и у обеих стран имеется потенциал для его увеличения. Он заявил: «Хоть Индия и является одной из тех стран, которая не разорвала отношения с Ираном в период санкций, тем не менее, тень санкций привела к тому, что экономические и политические отношения не достигли желаемого уровня».

Известно также, что Нью-Дели выразил готовность открыть в Иране филиалы своих банков. На территории Индии уже действуют филиалы нескольких иранских банков.

Однозначно, отмена целого ряда экономических санкций дает Тегерану массу возможностей наверстать упущенное в экономике. В такой ситуации Исламской Республике необходимо выбрать наилучшие предложения из массы поступивших, чтобы добиться максимального успеха.

52.25MB | MySQL:103 | 0,447sec