Ситуация в Йемене на фоне начала мирных переговоров в Кувейте

После непродолжительной задержки в Кувейте все-таки стартовали переговоры по внутрийеменскому урегулированию. Задержка консультаций практически на неделю объясняется рядом экспертов неурегулированностью ряда вопросов принципиального характера. В частности, требованиями Эр-Рияда о передаче хоуситами тяжелого вооружения в качестве главного условия начала переговоров. В общем-то, Саудовская Аравия требовала невозможного, потому как никто в здравом уме на сдачу оружия во время вооруженного конфликта не пойдет. Но в Эр-Рияде в лучших традициях восточного базара сначала подняли до невозможности планку предварительных условий, а затем в тех же традициях стали ее опускать. При этом перемирие соблюдается сторонами конфликта очень условно, и там, где не имеется возможности нанести противнику ощутимое военное поражение. Если называть вещи своими именами, то силы аравийской коалиции как раз такой возможности не имеют практически ни на одном значимом участке фронта. Этот недостаток боевого духа сухопутных войск компенсируется авиаударами. За две недели, которые предшествовали началу консультаций в Кувейте, саудовская авиация совершала боевые вылеты против хоуситов в районе Нехим столичной провинции Сана, а также против отрядов «Аль-Каиды Аравийского полуострова» (АКАП) в Лахдже и Хадрамауте. В реальности же в Хадрамауте действовали подразделения ОАЭ, которые договорились с местными племенами о том, что они восстановят некие административные учреждения в Мукалле. При этом джихадисты из АКАП по той же договоренности просто вышли за пределы Мукаллы. Их никто не выбивал и боев в столице Хадрамаута никто не вел. Для чего все это было сделано, тоже в принципе понятно — продемонстрировать американцам всю свою бескомпромиссность борьбы с джихадистами. Собственно, во время визита президента США Б.Обамы в Эр-Рияд эта тема и возникала. Вашингтон в общем-то жестко дал понять, что знает о том, что саудовцы активно используют АКАП для контроля над теми или иными провинциями Йемена. На тех же переговорах была достигнута договоренность о том, что ОАЭ получат от США дополнительную военную и техническую помощь для борьбы с АКАП, что было воспринято очень положительно. Договорено, что ВМС США присоединятся к морской блокаде побережья Йемена с целью блокировать поставки оружия хоуситам из Ирана. Вот «взятие» Мукаллы и символизирует то, что КСА и ОАЭ свое слово держат. При этом никакой реальной военной активности против джихадистов эмиратовские войска не проводят, а АКАП оперирует в Хадрамауте большими суммами наличных финансов (как полагают, имеющих саудовские корни), которыми активно покупаются и местные шейхи, и даже развернута широкая программа гуманитарной помощи окрестному населению и раненным. Та же самая ситуация складывается еще в одном эпицентре джихадизма — Абъяне. Там местный шейх с джихадистским прошлым и настоящим Т.аль-Фадли тоже разрешил представителям президента А.М.Хади посидеть в муниципалитете, но это ничего решительно не означает.

А хоуситы тем временем медленно, но поступательно расширяют зону своего контроля на западном побережье Йемена и в провинции Шабва, что как-то не вяжется с заявлениями Эр-Рияда в самом скором времени взять Сану. В принципе на переговорах в Кувейте должен быть решен главный вопрос. Это отказ хоуситов от боевых действий в южных провинциях самого КСА, и разрешение А.М.Хади и его администрации хотя бы формально присутствовать в Сане. В эр-Рияде в свою очередь закрывают глаза на сохранение влияния хоуситов в провинции Саада. При этом хоуситв будут представлены и в парламенте, и в правительстве, но не напрямую, а через выдвижение от партии Всеобщий народный конгресс (ВНК). То есть в некотором роде стороны возвращаются к ситуации, которое сложилось после двух войн между режимом бывшего президента А.А.Салеха и хоуситами. За одним лишь исключением — ввод в политический оборот ВНК означает незримое присутствие во власти самого А.А.Салеха, который эту партию продолжает контролировать. Тогда возникает вопрос — а, собственно говоря, каковы тогда итоги прямого военного вмешательства Саудовской Аравии и их союзников? По большому счету, получается, что никаких реальных итогов нет. Хоуситы сохраняют зоны своего контроля на севере Йемена и остаются инкорпорированными в государственную власть. А.А.Салех остается в тройке ведущих политических фигур в стране через своих сторонников в ВНК. Режим А.М.Хади как был в принципе бутафорским, так и остается таковым. При этом из переговорного процесса в Кувейте исключены две мощные политические силы, без которых говорить о каком-то прогрессе в достижении действительно устойчивого мира в Йемене сложно. Это южнойеменцы и исламистская партия «Ислах». Против участия лидеров последней в переговорах категорически выступают в Абу-Даби, так как полагают, что под видом «Ислаха» действует глобальное движение «Братьев-мусульман». В отличие от КСА, ОАЭ категорически выступают против любого участия «братьев» в политическом урегулировании в Йемене. Но без партии «Ислах» о каком-то устойчивом балансе сил в стране говорить не приходится. Это, конечно, сейчас не та мощная сила, какой партия «Ислах» была в 1990-х и начале 2000-х годов. Но влияние на значительную часть племенной группы Хашед она сохранила. И пассивность местных племен в формате организации наступления сил аравийской коалиции на Сану это подтверждает в полной мере.

По оценке ряда экспертов, переговоры в Кувейте с большей долей вероятности к какому-то прорыву и выходу на многостороннее соглашение не приведут. Этот процесс будет многоступенчатым, с перерывами и техническими паузами, что совершенно не будет отменять локальные бои. Из того формата, какой мы сейчас видим в Кувейте, очень сложно получить действительно многостороннее соглашение о разделе сфер влияния и организации новой системы баланса сил в Йемене.

52.25MB | MySQL:103 | 0,520sec