Ситуация в Судане и Южном Судане: март 2016 г.

Главная новость месяца пришла из Судана 5 марта, когда было объявлено о смерти Хасана ат-Тураби. Этот исламист, долгое время бывший «серым кардиналом» режима Омара аль-Башира, в последние годы перешел в оппозицию. Он скончался в возрасте 84 лет от инфаркта.

Чтобы объявить о кончине «мусульманского интеллектуала и ученого», государственное телевидение прервало свои плановые трансляции, а затем передавало строки из Корана, как это делается в мусульманских странах по случаю кончины первых лиц.

Х.ат-Тураби получил блестящее образование. Он был обладателем дипломов Хартумского и Лондонского университетов, а также Сорбонны. Кроме арабского говорил на английском, французском и немецком языках.

Основал суданское крыло «Братьев-мусульман». Впоследствии стал одним из главных идеологов политического ислама (исламизма) и выступил одним из инициаторов (вместе с О.аль-Баширом) военно-исламистского переворота, который в 1989 году привел к власти генерала. Считался близким с Усамой бен Ладеном, который пользовался покровительством суданских властей в период с 1992 по 1996 годы. Создал первую международную исламистскую организацию — Исламо-арабский народный конгресс, своего рода «Зеленый Интернационал». В Судане возглавлял пропрезидентскуую партию Национальный конгресс, долгие годы был спикером парламента.

Х.ат-Тураби перешел в оппозицию режиму, который он во многом сам создавал, примерно с 1999 года. Основал оппозиционную партию Народный конгресс. С того времени власти неоднократно его арестовывали. В частности, Х.ат-Тураби был арестован в январе 2009 года, когда он стал единственным суданским политиком, обвинившим президента О.аль-Башира в том, что тот «политически ответственен» за преступления, совершенные режимом в Дарфуре. Таким образом он фактически поддержал действия Международного уголовного суда (МУС), выписавшего ордер на арест О.аль-Башира, обвиненного в военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде в Дарфуре.

Не смотря ни на что, президент Судана О.аль-Башир лично побывал в семье бывшего сподвижника с тем, чтобы выразить свои соболезнования. То же сделали члены правительства.

Похороны Х.ат-Тураби состоялись 6 марта. На них присутствовали около 3 тысяч человек.

10 марта в Дарфуре был атакован из засады конвой Продовольственной программы ООН, который сопровождали «голубые каски» из ЮАР. При отражении атаки один миротворец из Совместной миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (Minuad) погиб. Ранее, в феврале, президент ЮАР Джейкоб Зума объявил, что в апреле южноафриканский контингент выйдет из состава Миссии. При этом он не привел каких-либо мотивов этого решения.

Как известно, Хартум требует полного вывода контингента Minuad численностью 17 тысяч человек из Дарфура.

17 марта в Дарфуре неизвестные атаковали совместный судано-чадский патруль. В результате нападения погиб офицер чадской армии.

Совместные патрули ведут наблюдение на границе Судана и Чада в Дарфуре с 2010 г. До этого обе страны обвиняли друг друга в поддержке повстанцев, действующих на их территориях. В 2010 г. они учредили совместный контингент, который патрулирует общую границу. Его численность остается неизвестной.

15 марта сотрудники суданских спецслужб без каких-либо объяснений изъяли из типографии тираж ежедневной газеты «Ас-Судани» при том, что формально она считается близкой к правительству. Предыдущий аналогичный случай имел место 5 месяцев назад.

17 марта, два месяца спустя после открытия границы между Суданом и Южный Суданом с северной стороны, Хартум в лице советника президента Судана Ибрагима Махмуда предупредил, что может вновь закрыть границу. При этом он вновь обвинил южного соседа в том, что тот поддерживает повстанцев, действующих на территории Судана в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. И.Махмуд также уведомил, что Хартум может лишить специального статуса 200 тысяч граждан Южного Судана, укрывшихся в Судане от гражданской войны. Южносуданцы, перебравшиеся в Судан, не имеют статуса беженцев и теоретически пользуются теми же правами, что и граждане Судана.

25 марта Южный Судан обвинил своего северного соседа в том, что тот подверг бомбардировке его территорию. Джуба также обвинила Хартум в том, что тот поддерживает повстанцев, действующих на территории Южного Судана. По данным южносуданских военных, самолет Ан-26 ВВС Судана сбросил 12 авиабомб на позиции южносуданской армии к востоку от г.Ренк в штате Верхний Нил. Эта информация не была подтверждена независимыми источниками.

29 марта в штате Южный Кордофан в районах городов Каркарая и Агаб после нескольких месяцев относительного затишья возобновились боевые действия между суданскими войсками и повстанцами.

3 марта глава миротворческих миссий ООН Эрве Ладсус заявил, что после более чем двух лет гражданской войны в Южном Судане ситуация в этой стране ухудшается, а две стороны конфликта не торопятся соблюдать мирное соглашение. «Экономическая и гуманитарная ситуация катастрофическая, и она продолжает усугубляться», — подчеркнул он.

По его оценке, в результате конфликта «погибли десятки тысяч человек, мы потеряли им счет, 2 миллиона стали беженцами». Он обвинил президента Южного Судана Сальву Киира и его противника, главаря повстанцев Риека Машара в том, что из-за их политических  амбиций «продолжаются страдания населения».

Говоря о числе жертв конфликта, он назвал «50 тысяч погибших, возможно, больше». По его оценке, настало время ввести эмбарго на поставки оружия в Южный Судан.

Ранее группа экспертов ООН уже рекомендовала Совету Безопасности ввести санкции против С.Киира, Р.Машара, а также двух военных руководителей сторон, а также эмбарго на поставки оружия в Южный Судан. Как сообщалось, этому решению воспротивилась Россия, согласно представителям которой санкции против руководителей сторон южносуданского конфликта будут контрпродуктивными, а эмбарго на поставки оружия будет более полезным для повстанцев, так как более легко контролировать поставки вооружений для правительственных сил.

4 марта германская неправительственная организация Sign of Hope предупредила, что использованные после переработки нефти химические продукты заразили территории близ бывшего нефтеперерабатывающего завода в Тар Джат в штате Единство и угрожают жизни 180 тысячам людей, живущих в окрестностях НПЗ, разрушенного в ходе гражданской войны. Германские экологи предупредили об угрозе населению региона власти Южного Судана.

4 марта Бюро по координации гуманитарных операций ООН сообщило, что в результате нападения в середине февраля группы неизвестных в форме южносуданской армии на лагерь беженцев близ Малакаля, находившийся в ведении персонала ООН, погибли по меньшей мере 25 гражданских лиц, 120 получили ранения. Ранее ООН уже охарактеризовала то нападение как «военное преступление». По данным Бюро, подтвердиллось, что в атаке на лагерь участвовали солдаты правительственной армии. В момент нападения в лагере проживали свыше 47 тысяч беженцев.

8 марта появилась информация, что известный южносуданский журналист Жозеф Афанди, критиковавший власти Джубы в связи с гражданской войной, после освобождения из 2-месячного заключения, куда он был брошен без предъявления ему обвинения, был похищен в столице страны, подвергнут пыткам и оставлен умирать близ одного из кладбищ. После его обнаружения он был доставлен в одно из медучреждений. Врачи констатировали у него многочисленные следы побоев и ожог ног.

Ранее правозащитные организации неоднократно обвиняли южносуданские силы безопасности в запугивании журналистов и в применении насилия по отношению к ним.

10 марта правозащитная организация «Международная амнистия» охарактеризовала как военное преступление то, что солдаты южносуданской армии сделали в октябре 2015 года, закрыв в транспортном контейнере свыше 60 человек из числа мирных жителей в штате Единство и выставив его под открытое Солнце. Все они погибли мученической смертью. Трупы затем были брошены в болото. Правозащитники  потребовали от властей Джубы предать суду ответственных за это преступление. Ранее южносуданские власти отвергли обвинения в их адрес.

До сих пор остается неизвестным число жертв южносуданской трагедии. Некоторые сотрудники гуманитарных организаций полагают, что число погибших за два с небольшим года может быть порядка 300 тысяч человек, то есть столько же, сколько погибли в Сирии за 5 лет войны.

11 марта Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн назвал ситуацию с правами человека в Южном Судане «одной из самых ужасных в мире». По его данным, в ходе войны со стороны правительственной армии и союзных с ней формирований «было использовано массированное насилие над женщинами как инструмент устрашения и как оружие». «Учитывая размах и число преступлений, их регулярную повторяемость и похожесть, есть основания полагать, что эти деяния подпадают под понятия военные преступления и/или преступления против человечности», — отметил он.

18 марта стало известно, что представитель ЮАР Николас Хейсом назначен на пост специального посланника ООН в Судане и Южном Судане. Он сменил на этом посту другого представителя ЮАР Хайле Менкариоса. До нового назначения Н.Хейсом с 2014 г. занимал пост специального представителя генсека ООН в Афганистане.

Как представляется, мировому сообществу никуда не уйти от решения проблемы наказания тех, кто виновен в южносуданской трагедии. Как представляется, их необходимо для начала хотя бы четко назвать. Любое молчание на этот счет может быть воспринято заинтересованными лицами как поощрение к дальнейшим преступлениям.

52.31MB | MySQL:103 | 0,515sec