Экспансия ИГ в Бангладеш маловероятна

ЦРУ США предупредило о том, что «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) готовит серию террористических атак в Бангладеш. При этом основными организаторами и исполнителями должны стать граждане этой страны, которые сейчас воюют в Сирии и Ираке. Теперь они под нарастающим военным давлением якобы готовятся вернуться домой и начать джихад отечественного разлива. Вся эта алармисткая информация появилась исключительно на основе публикации в журнале ИГ «Дабик», в которой руководитель «бангладешского филиала» ИГ шейх Абу Ибрагим аль-Ханиф обсуждает вопросы переброски своих сторонников в Бангладеш для того, чтобы объединить разрозненные джихадистские группы в стране и начать борьбу за создание ИГ в самом Бангладеш. Уже из этого факта можно сделать вывод о том, что джихадисты в Бангладеш фрагментированы и не имеют никакого централизованного управления. Публичные откровения А.И.аль-Ханифы в данном случае следует расценивать в большей степени, как некую заявку на лидерство и самопиар. В своем интервью А.И.аль-Ханиф обозначил приоритетные цели для предстоящих атак — христианские миссионеры, шииты, индуисты, и иностранцы. При этом вновь возникшие бангладешские сторонники ИГ будут координировать свои усилия с «другими группами». Интересно, кого имеет в виду А.И.аль-Ханифа. Попробуем предположить, что это сторонники «Аль-Каиды». Кстати, и набор целей более отвечает устремлениям как раз «Аль-Каиды».

Пока А,И.аль-Ханиф и его группа отметилась в Бангладеш незначительными терактами. 23 апреля с.г. они убили в северо-западе Бангладеш профессора английской литературы Р.Карима Сиддика. Он был убит на автобусной остановке. Это пока единственное проявление ИГ, а вернее группы А,И.аль-Ханифы после его интервью журналу «Дабик». Отметим, что для убийства профессора боевики группы использовали самодельную гранату с довольно низкотехнологичной схемой изготовления. Это свидетельствует о том, что группа А.И.аль-Ханифы пока не располагает ни финансами, ни опытными кадрами. В общем-то, это понятно, поскольку ни того, ни другого бангладешским боевикам взять негде. Начиная с сентября 2015 года, ИГ взяла на себя ответственность за восемь терактов, для совершения которых использовались ножи, пистолеты и архаичные гранаты с использованием селитры и угольной пудры. При этом выбирались «мягкие цели», то есть такие, которые по определению не охранялись. Потенциал группы исключительно ничтожен для совершения чего-то более резонансного. Сейчас в Сирии и Ираке по оценкам местных правоохранителей воюет на стороне джихадистов порядка тридцати выходцев из Бангладеш. При этом надо отметить, что это число тех. кто выехал в Сирию и Ирак. Данных о том, сколько из них еще живо, вообще нет. Таким образом, мы бы не стали поддерживать опасения аналитиков из ЦРУ США, которые убеждены, что возвращение бангладешских сторонников ИГ на родину способно коренным образом изменить что-либо в картине совершения террористических атак. Как выскажем пессимизм и в отношении перспектив приезда сторонников ИГ из других стран. Для этого организаторы джихада в Бангладеш должны иметь деньги, очень много денег. Но их у них нет. А все публичные заявления А.И.аль-Ханифы необходимо расценивать как попытку «засветиться» в СМИ и тем самым привлечь к себе внимание потенциальных спонсоров. Обычная практика для слабых групп по всему миру, которые открыто торгуют своими якобы мощными потенциалами в надежде получить не только «франшизу» какой-нибудь солидной террористической организации, но и что более важно — деньги. Такой практикой очень любят заниматься группки безработной криминализированной молодежи у нас на Северном Кавказе. Но это совсем не означает, что и на Северном Кавказе, и в Бангладеш есть действительно ИГ с координирующей ролью из-за рубежа. Для того чтобы разжечь действительно серьезное пламя джихада где-либо, мало просто прислать группу боевиков-террористов. На этой территории должны созреть социально-экономические условия. Если этого нет, то бесполезно финансировать отдельных уголовников, которые решили заниматься криминалом под «благородной идеологией».

При этом американские эксперты в качестве подтверждения своих аналитических выкладок о «возможном прогрессе джихада при иностранном участии» ссылаются на арест в 2015 году в Бангладеш британского подданного Тухидура Рахмана, которого обвинили в финансировании и организации убийств местных блогеров. Но при чем тут ИГ? Если один гражданин Бангладеш, который каким-то образом получил британский паспорт, провозгласил себя мессией, то это не означает прирост иностранного джихадизма. В качестве другого примера приводится американец Д.Хейли, который выполнял роль рекогносцировщика во время атаки террористов на Мумбаи. Но он тоже был этническим пакистанцем. Прирост иностранцев в джихаде это совсем другое. Это управляемый и финансируемый приход иностранных «добровольцев» в состав ИГ или «Джебхат ан-нусры» в Сирии, например. Это всегда иностранный спонсор, каналы финансирования и логистики. Ничего этого в Бангладеш нет и в помине. Есть, как видится, очень немногочисленная группка людей, которая выдает себя за глобальное движение в попытке привлечь к себе внимание, и возможно, если повезет, — получить финансирование.

Рассуждения А.И.аль-Ханифы «о стратегическом положении» Бангладеш, также не выдерживают критики. Он указывает, что территория страны является идеальным плацдармом для экспансии джихадизма в Мъянму и Индию. В Мьянме есть проблема меньшинства рохингья, что может в теории быть использовано ИГ. В Индии также есть мусульмане, да и вообще непростой формат взаимоотношений с Пакистаном. Сами по себе эти выкладки ценны, прежде всего, тем, что А.И.аль-Ханифа вновь скатывается к сугубо националистической повестке дня. Но никак не интернациональной. Для того, чтобы сделать ее интернациональной, не хватает сущего пустяка. Заинтересованности аравийских монархий в этом регионе. В Сирии и Ираке идет борьба за влияние против Ирана, и там все понятно. А что КСА и Катар забыли по большому счету в Мьянме? Ничего, а значит экспансия ИГ и большой джихад Бангладеш пока не угрожает. . .

52.18MB | MySQL:103 | 0,491sec