О развитии ситуации в Ливии

У Италии нет никаких планов по отправке военного контингента в Ливию. Об этом говорится в распространенном официальном заявлении итальянского генерального штаба.

Таким образом, в генштабе опровергли информацию СМИ о том, что Италия направит в Ливию своих военнослужащих. В частности, газета «Коррьере делла сера» сообщила, что Италия готовит военную миссию в составе от 600 до 900 человек, которая будет направлена в Ливию после получения соответствующего запроса со стороны ливийских властей. «Относительно публикации в  «Коррьере делла сера» о направлении в Ливию 900 военных генштаб заявляет, что эта информация лишена каких-либо оснований», — говорится в заявлении. Премьер-министр Италии Маттео Ренци после встречи в формате G5 (лидеры США и четырех стран ЕС — Франции, Германии, Великобритании, Италии), состоявшейся в понедельник в Ганновере, заявил, что «Рим внимательно относится ко всем запросам правительства (премьер-министра Ливии-авт.) Фаиза Сараджа, которое единодушно признается международным сообществом, но любые действия возможны только в рамках общей международной миссии». Справедливости ради надо сказать, что итальянский, французский, британский и американские спецназы и так уже находятся в Ливии. Что касается итальянцев, то их контингент сотрудников военной разведки и сил силовой поддержки их миссии как раз где-то и составляет 600 человек на сегодняшний день. Но сейчас это частности. Заявление генштаба ВС Италии свидетельствует о другом. Планы в отношении международной интервенции, в которой участвовало бы в качестве ведущей силы около пяти тысяч итальянских военных, пока отложены в долгий ящик. И прежде всего из-за нерешительной позиции США, которые полагают, что сначала правительство Ф..Сараджа должно доказать свою правоспособность, а уже затем поднимать вопрос о международной военной помощи.

С учетом этого фактора, противоборствующие ливийские группировки начали очередной раунд позиционирования себя в глазах мировой общественности как единственно реального политического игрока, который способен навести порядок в Ливии. Сейчас вся интрига сосредоточена вокруг г.Сирт, который с легкой руки западной пропаганды стал чуть ли не ливийской «столицей» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Хотя в реальности сторонники ИГ не контролируют даже все городские кварталы, не говоря уже об окрестностях. Представляется, что именно совместная борьба с ИГ, по мнению еврорпейцев, станет тем цементирующим фактором, вокруг которого образуется некий базис для поддержки нового правительства национального единства. Не разделяем такой убежденности Брюсселя, поскольку корень разногласий между различными ливийскими кланами лежит не в формате противостояния ИГ. Все гораздо хуже. В Ливии обозначилось несколько центров силы, которые будут биться между собой как петухи — до смерти своего соперника и без всяких компромиссов. ИГ — это лишь один из центров таких сил. А вернее — попытка Катара такой центр силы создать. Надо признать, что эксперимент не удался. То есть повторить иракский или сирийский успех не получилось. Но есть игроки и помощнее. Это набравший при поддержке французского спецназа и материально-технической помощи Египта и денег ОАЭ генерал Х.Хафтар, который до сих пор действовал в основном в зоне интересов АРЕ в Ливии в Киренаике. Он вел бои с исламистскими группировками в Дерне, Адждабии и Бенгази. Последний не без помощи французов он почти взял в прошлом месяце. Теперь Х.Хафтар решил перебросить свои силы на запад под Сирт для борьбы с ИГ. Для этого (и не только) соединения генерала получили недавно новые бронемашины, танки и грузовики. За этими планами явно стоят Каир и Абу Даби при явной поддержке Эр-Рияда, которые начинают играть все более активную роль в Ливии. Решение о переброске сил Х.Хафтара под Сирт было оформлено аккурат сразу же после встречи лидеров ОАЭ и АРЕ в Каире в середине апреля с.г., похоже, что на это раз он будет действовать совместно с самым большим кланом на западе страны — зитаном. Х.Хафтар и его спонсоры полагают, что взятие Сирта резко повысит шансы генерала на то, чтобы сначала стать министром обороны, а затем возглавить правительство национального единства. Таким образом, генерал обретает реноме «сильного человека», способного укротить хаос в Ливии. Ну и возглавить ее, разумеется. Одновременно уничтожаются фактически все опорные очаги влияния прокатарских сил в стране — в Сирте и Дерне.

При этом не все в Ливии готовы поддержать такой план. Мисуратовцы также выдвинулись к Сирту. Это основные антагонисты Х.Хафтара намерены сами взять город, из которого их якобы выбил ИГ два года назад. Якобы, потому что добрые две трети сторонников ИГ в Сирте — это выходцы из Мисураты. И там два года назад одни полевые командиры просто заменили других без всякого кровопролития. Они понимают, что взятие Сирта силами Х.Хафтара грозит утерей многих влиятельных постов в правительстве национального единства, и прежде всего — в силовом блоке, который сейчас возглавляет их ставленник М.Баргхатхи. В спор «хозяйствующих субъектов» неожиданно вмешался и влиятельный полевой командир с Востока Ливии — И.Джадран. Он со своими отрядами «нефтяной гвардии» сейчас занял фактически все важные объекты нефтяной инфраструктуры как в Триполитании рядом со столицей, так и на востоке. Сейчас он действует совместно с мисуратовцами, как ранее действовал вроде бы совместно с Х.Хафтаром. Но сейчас И.Джадран опасается, что генерал по пути к Сирту установит контроль и над важнейшими месторождениями углеводородов, что дополнительно повысит его шансы на получение главного приза — неограниченной власти в Ливии.

Таким образом констатируем, что Сирт становится неким подобием разменной монеты в торгах с Западом за право получить должность нового ливийского лидера и при этом еще и не угодить под международные санкции. Говорить же о каком-то единстве среди различных политических сил не приходится. Нет никаких признаков и того, что ливийский кризис возможно решить исключительно военным путем. В том числе и с помощью военной интервенции. В этой связи на месте российйского МИД мы бы не отговаривали Запад от реализации этого сценария, а всячески бы стимулировали их вход в Ливию. Поскольку это будет еще один Афганистан как с точки латентного тягучего конфликта, так и с точки зрения бесконечного высасывания из Европы «лишних» финансовых средств.

52.22MB | MySQL:103 | 0,396sec