Конгресс США о проекте ближневосточного бюджета на 2017 год

Недавно администрация США вынесла на обсуждение Конгресса проект ближневосточного бюджета на 2017 год. Данный вопрос был рассмотрен Подкомитетом по делам Ближнего Востока и Северной Африки Палаты представителей Конгресса США под председательством Илианы Рос-Лейтинен.

И.Рос-Лейтинен заявила, что она поддерживает статьи бюджета на 2017 год, касающиеся Израиля, поскольку они полностью соответствуют меморандуму взаимопонимания США и Израиля. Она отметила, что Израиль, будучи давним партнером и союзником США, должен иметь достаточно возможностей для обеспечения собственной безопасности, особенно  в условиях нестабильности региона. И.Рос-Лейтинен также одобрила желание администрации увеличить оказываемую помощь Иордании, чьи ресурсы значительно уменьшились из-за притока сирийских беженцев и военных действий против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).

Тем не менее, проект ближневосточного бюджета на 2017 год, в частности планы оказания помощи Иордании,  демонстрирует ранее сложившуюся тенденцию распределения средств в пользу проведения особых военных операций (Overseas Contingency Operations): Администрация планирует потратить на это 3,5 миллиарда долларов из 7,1 миллиардов, что практически на 100% больше суммы, запрашиваемой в 2016 году. Это, на взгляд И.Рос-Лейтинен, является пугающей тенденцией, в связи с чем она надеется получить разъяснения по данному вопросу со стороны администрации США.

«Стабильный Тунис также очень важен для региона, и он должен стать примером успешного перехода к демократической системе в арабском мире. Однако, если сравнить запрашиваемые администрацией суммы на поддержку Туниса и, например, Ливана, Египта или Иордании, то нельзя сказать, что Тунис является одним из приоритетов ближневосточной политики США»,- отметила она.

Ливан может столкнуться с новой волной проблем из-за сирийского конфликта, а также продолжающегося внутреннего политического кризиса. Помимо прочего, особую обеспокоенность представляет влияние «Хизбаллы» в регионе. И.Рос-Лейтинен отметила, что необходимо убедиться в грамотном и своевременном оказании помощи Ливану.

«Если говорить о стратегических приоритетах США в ближневосточном регионе, то Египет по-прежнему остается одним из основных. Стабильность и безопасность Египта — ключевые интересы национальной безопасности США, в связи с чем Вашингтон продолжит оказывать военную и экономическую поддержку Каиру, а также поможет ему бороться с террористической угрозой на Синайском полуострове. Однако администрация не предоставила четкого плана по распределению запрашиваемых средств для оказания помощи Египту, что вызывает у Конгресса множество вопросов».

Что касается сирийского кризиса, США по-прежнему один из крупнейших доноров, который предоставляет 5 миллиардов долларов на разрешение гуманитарной катастрофы в Сирии. Однако значительная часть помощи Сирии распределяется через ООН, в связи с чем возникает вопрос следует ли США увеличивать количество выделяемых средств. В то же время остается неразрешенной проблема сирийской власти, поскольку страной все еще правит Башар Асад.

И.Рос-Лейтинен заявила, что одним из провальных направлений американской политики является оказание помощи региону Западного берега реки Иордан и сектору Газа. «Палестинская сторона продолжает вести агрессивную насильственную политику по отношению к Израилю, поддерживать террористов и вести антиизраильскую пропаганду в ООН. Все это ведет к подрыву мирного процесса. И хотя администрация может сказать, что запрашиваемый бюджет для этого региона меньше, чем был в 2016 году, необходимо полностью прекратить оказание финансовой помощи Западному берегу реки Иордан и сектору Газа».

Конгрессмен Тэд Дойч, которому И.Рос-Лейтинен передала слово, в первую очередь остановился на сирийском вопросе. Он отметил вклад США в оказание гуманитарной помощи сирийскому народу и раскритиковал международное сообщество, которое, по его мнению, прикладывает недостаточно усилий для того, чтобы нормализовать ситуацию в стране. Что касается стран, принявших сирийских беженцев, то там следует уделить особое внимание развитию системы здравоохранения и образования.

Говоря об Иордании, Т.Дойч отметил, что основным приоритетом США должно быть разрешение политического кризиса внутри страны, поскольку он является корнем всех проблем королевства. В Йемене следует уделить особое внимание проблеме прав человека, а в Тунисе — экономическому развитию и дальнейшему становлению демократических институтов.

Ситуации в Ливии вызывает особую обеспокоенность, поскольку за последнее время число сторонников ИГ в этой стране выросло вдвое. По мнению Дойча, в Ливии необходимо создать сильные политические институты и армию, так как это единственная возможность дать отпор ИГ.

Поддержка стран Магриба и кооперация с ними также должны способствовать борьбе с террористическими группировками ближневосточного региона.

Если говорить о борьбе с экстремизмом, то Конгресс особо рад видеть взаимодействие Египта и Израиля в вопросе стабилизации ситуации на Синайском полуострове и попытки Каира ограничить поток опасных материалов, поставляемых из Сектора Газа.

Т.Дойч заявил, что одним из насущных вопросов остается проблема прав человека. По его словам, данный вопрос всегда должен стоять на повестке дня, даже если его обсуждение представляется весьма проблематичным. Это касается не только Йемена, но и других стран, в особенности, Ирана.

«Израиль, безусловно, основной партнер США в регионе, поэтому необходимо удостовериться, что осуществляемая администрацией политика в регионе не наносит вред Израилю. США остаются привержены идее создания двух отдельных государств, в связи с чем необходимо остановить все попытки Палестины сорвать переговорный процесс»,- отметил конгрессмен.

Если говорить об Иране, то Дойч весьма недоволен политикой Барака Обамы, поскольку Иран продолжает нарушать международный закон, поддерживать террористов и осуществляет попытки создания ядерного оружия. По его мнению, политика по отношению к Ирану должна носить более жесткий характер.

В качестве выступающих были приглашены помощник администратора Ближневосточного бюро Агентства по международному развитию США Пэйдж Александр и помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Энн Паттерсон.

Помощник Госсекретаря по делам Ближнего Востока Энн Паттерсон в начале своего выступления подчеркнула, что основным приоритетом США была и остается безопасность американского народа, что напрямую связано с военным и политико-экономическим вовлечением США в дела ближневосточного региона.

«Безусловно, каждый из конфликтов внутри данного региона представляет для безопасности США опасность разного рода и масштаба. Более того, в случае некоторых стран можно одновременно наблюдать как положительную динамику, так и опасные тенденции. Примером в данном случае может служить Иран, который обещал, что его атомная программа будет носить исключительно мирный характер, но продолжающий дестабилизирующую активность в регионе, в том числе поддерживая террористов», — заявила она.

Проект ближневосточного бюджета на 2017 год предполагает следующее распределение ресурсов: 3,1 миллиардов долларов будет направлено на поддержание безопасности Израиля; 1,5 миллиарда долларов — на сотрудничество с Египтом в вопросах поддержания региональной стабильности и безопасности; 1 миллиард долларов — на стратегическое партнерство с Иорданией, охватывающее множество сфер, начиная от предотвращения распространения экстремизма до продвижения ближневосточного мирного процесса. Для борьбы с ИГ и на гуманитарные нужды региона администрация запрашивает 4,1 миллиарда долларов.

Э.Паттерсон заявила, что в рамках борьбы с ИГ необходимо обеспечить соответствующий уровень подготовки и снажения для сил, сражающихся с данной террористической группировкой, поддерживать порядок и безопасность на освобожденных территориях и минимизировать последствия гуманитарного кризиса.

Для стабилизации иракской экономики администрация запрашивает 510,4 миллиона долларов, что на 280,6 миллионов больше, чем в 2015 году. Из этой суммы 151 миллион долларов планируется потратить на военную помощь Ираку, в частности на укрепление позиций иракской армии и ее возможность обеспечивать порядок и безопасность в стране.

Э.Паттерсон подчеркнула, что США не смогут обеспечить стабильность  в Ираке исключительно через военную поддержку, так как Багдад нуждается в политическом и экономическом реформировании. Данные реформы, по ее словам, являются одним из условий долгосрочной стабильности в регионе, в связи с чем администрация и запрашивает на 2017 год больше денежных средств.

Для помощи умеренной сирийской оппозиции администрация Барака Обамы запрашивает 238,5 миллионов долларов. Из 1 миллиарда долларов, которые Вашингтон планирует потратить на Иорданию, 367,6 миллионов будет направлено на улучшение возможностей королевства поддерживать внутреннюю безопасность и 632,4 миллиона на экономическое развитие страны и помощь сирийским беженцам. Для помощи Ливану администрация просит выделить 233,5 миллионов долларов, что также превышает соответствующие статьи бюджета 2015 года.

Согласно проекту ближневосточного бюджета на 2017 год, 363,6 миллионов долларов планируется потратить на осуществление программ помощи палестинцам, что также должно способствовать улучшению взаимодействия между израильскими и палестинскими властями. Около 1,5 миллиардов долларов необходимо для осуществления поставленных задач в сфере американо-египетского партнерства. Для Туниса, находящегося в переходном периоде, администрация просит выделить 140,4 миллиона долларов, что на 49 миллионов больше, чем было потрачено в 2015 году, а для Марокко — 33,5 миллиона долларов.

В заключении помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Энн Паттерсон отметила, что нельзя забывать о различных региональных программах, как например, Инициатива ближневостоного партнерства, на поддержание которой администрация запрашивает 60 миллионов долларов, или контртеррористическая программа для региона Сахеля, на которую Вашингтон просит выделить 7,9 миллионов долларов.

Помощник администратора Ближневосточного бюро АМР США П.Александр отметила, что в условиях царящего на Ближнем Востоке хаоса, связанного с глубокими внутренними проблемами в политической и социо-экономической сферах, на которые США может оказывать весьма ограниченное влияние, необходимо большее вовлечение в работу с населением региона. К сожалению, такие проблемы, как низкий уровень системы образования и здравоохранения, отсутствие социальных институтов, что отчасти спровоцировали протесты 5 лет назад, по-прежнему остаются нерешенными. Кроме того, ситуацию значительно обострил сирийский кризис. В связи с этим приоритетными при формировании ближневосточного бюджета на 2017 год должны стать следующие сферы: уменьшение негативных последствий кризиса для населения региона, поддержка ключевых интересов национальной безопасности США и продвижение идеи всеобъемлющего развития и реформирования ближневосточных стран.

Последнее время АМР США сконцентрировалось на поддержке стран, принявших сирийских беженцев. Непосредственно в самой Сирии АМР поддерживает местные сообщества в вопросах обеспечения населения продовольствием, водоснабжения, строительства необходимой инфраструктуры. Например, более 6,5 миллионов было выделено на восстановление электросетей.

Если говорить об Иордании, то на протяжении многих лет АМР занимается проблемами низкого экономического роста, ограниченностью водных ресурсов и проблемами в сфере образования. К настоящему времени благодаря помощи США в Иордании было построено 28 школ, и запрашиваемый администрацией бюджет на 2017 год предусматривает строительство еще 25 школ, 300 детских садов и 50 спортивных объектов. Также предполагается оказание помощи наиболее уязвимым группам населения, в частности, в плане трудоустройства.

Ливан, где, по некоторым данным, каждый третий является беженцем, также нуждается в поддержке США. Запрашиваемые денежные средства будут направлены на укрепление социальных и политических институтов, увеличение экономического роста, обеспечение стабильности, создание рабочих мест для беженцев, развитие системы образования и социальных институтов, поддержку малого бизнеса.

Поскольку АМР США напрямую взаимодействует с Госдепартаментом в вопросах обеспечения национальной безопасности США, то, по мнению Пэйдж Александр, необходимо отдельно коснуться ситуации в Ираке, Египте, Йемене, Ливии, на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.

Проект ближневосточного бюджета на 2017 год предусматривает значительное увеличение финансовой помощи Ираку для решения экономических проблем и поддержки усилий по децентрализации власти. В Египте больше внимания должно быть уделено проблеме создания рабочих мест, развитию малого и среднего бизнеса, доступности и качеству образования, в частности, для женской половины населения.

Несмотря на то, что по соображениям безопасности США не может направить своих представителей в Йемен и Ливию, программы поддержки для данных стран по-прежнему осуществляются благодаря помощи региональных партнеров США. В Йемене основное внимание АМР уделено экономическим проблемам, а также системам здравоохранения и образования. Что касается Ливии, основным приоритетом является политический транзит и создание постоянного правительства, в связи с чем АМР США планирует продолжать консультативную помощь и способствовать развитию гражданского общества в Ливии.

Если говорить о Западном береге реки Иордан и секторе Газа, в 2017 году планируется продолжить программы по оказанию поддержки палестинскому народу и улучшению безопасности в регионе, а также по восстановлению разрушенной инфраструктуры.

Отдельно помощник администратора Ближневосточного бюро Агентства по международному развитию США Пэйдж Александр коснулась стран Магриба. В плане Марокко, АМР США планирует и впредь бороться с проблемой безработицы среди молодежи, укреплять гражданское сообщество, способствовать вовлечению в общественную жизнь наиболее уязвимых групп населения, бороться с проявлениями экстремизма. «Тунис, который хотя и достиг относительных успехов в политической трансформации, все еще нуждается в поддержке США. В последнее время США и Тунису удалось установить довольно прочные экономические отношение, с годовым оборотом торговли в 1,4 миллиарда долларов. В 2017 году планируется выделить 20 миллионов долларов на поддержку малого и среднего бизнеса в Тунисе».

Также проект бюджета на 2017 год предполагает выделение 5 миллионов долларов на программу арабо-израильского сотрудничества и проведение совместных исследовательских работ.

В целом проект ближневосточного бюджета на 2017 год не подразумевает включения каких-либо новых направлений деятельности администрации США в регионе. Запрашиваемые средства планируется использовать на поддержание уже осуществляемых программ помощи и поддержки ближневосточных стран с незначительной корректировкой перераспределения средств в соответствии с текущими нуждами и проблемами конкретных стран. Конгресс США по большей части одобряет данный проект бюджета, однако требует от администрации Б.Обамы большей точности и конкретики в плане того, как именно будут использованы денежные средства. Поскольку в ряде статей в проекте бюджете отсутствует четкий план распределения финансов, Конгресс призывает администрацию доработать его, предоставив Конгрессу ответы на интересующие его вопросы.

52.73MB | MySQL:101 | 0,333sec