Проблемы мирного урегулирования в Южном Судане

Москва рассчитывает, что с возвращением в столицу Южного Судана лидера вооруженной оппозиции Р.Машара начнется формирование правительства национального единства в этой стране. Об этом говорится в комментарии российского МИДа. «По поступающим сообщениям, 26 апреля в южносуданскую столицу Джубу возвратился лидер вооруженной оппозиции Риек Машар, который приведен к присяге в качестве первого вице-президента страны, — отметили в МИД РФ. — Тем самым реализовано одно из важнейших положений подписанного южносуданскими сторонами в августе 2015 года «Соглашения об урегулировании конфликта в Республике Южный Судан»». «В Москве выражают надежду, что президент Южного Судана Сальва Киир и Риек Машар энергично приступят к формированию переходного правительства национального единства, осуществлению практических мер по достижению стабильности и национального согласия в Южном Судане», — сказал представитель МИДа.

В России позитивно оценили посреднические усилия Африканского союза и восточноафриканской Межправительственной организации по развитию. Происходит это на фоне возвращения Р.Машара в столицу, которое прошло также не без проблем. В частности, сначала в Джубу вернулись отряды спецназа восстановленного в своих правах первого вице-премьера, которые и обеспечивали спокойное возвращение оппозиционного лидера. Последний приступил к консультациям с целью формирования нового правительства. Правда, они в основном касаются членов политбюро оппозиционной SPLM-IO. Последняя должна делегировать десять официальных лиц для занятия министерских постов. Фракция президента Южного Судана С.Киира согласно соглашению дает в новое правительство 16 кандидатур. Остальные партии делегируют в правительство двух членов. Предполагается, что окончательно правительство будет сформировано 4 мая с.г. При этом интересно, что Р.Машар призвал беженцев, которые в настоящее время проживают в лагерях для перемещенных лиц в окрестностях Джубы под защитой миссии ООН «не покидать лагеря до тех пор, пока новое правительство не будет приведено к присяге». Это очень показательно с точки зрения иллюстрации степени доверия «примирившихся» двух бывших однопартийцев. Общий итог авантюры С.Киира, который два года назад пытался монополизировать власть и отстранить под предлогом попытки государственного переворота Р.Машара (а вместе с ним и племенную группу нуэр) от рычагов управления страной, закончилась для него политическим фиаско. Он умудрился поссориться с фактически всеми крупными региональными игроками. В том числе и с теми, кто его изначально поддерживал. Последней не выдержала «международного прессинга» Уганда, которая стала выводить свой воинский контингент из Южного Судана и перебрасывать его на границу с Конго. Оттуда вдруг начали проникать отряды конголезкой племенной милиции. В этой связи политическое фиаско С.Киира, который растерял свой первоначальный авторитет даже у — вопреки здравому смыслу — американцев, можно совершенно оправданно рассматривать как фиаско попытки стать главным региональным игроком и президента Уганды Й.Мусевени.

Но это совершенно не означает того, что в Южном Судане сейчас воцарится мир и благодать. Бои по всей территории страны продолжаются. Другой вопрос, что зачастую не совсем понятно, кто с кем воюет. Там уже речь идет о боестолкновениях на внутриплеменном уровне. Естественно, что противостояние между нуэр и динка будет продолжаться с разной степенью интенсивности, и участие в одном кабинете министров эту ситуацию не исправит. Планы Р.Машара амбициозны, он хочет отстранения С.Киира и монопольной власти. Эти амбиции особенно явственно видны сейчас, когда политическая инициатива на его стороне, как и осторожные симпатии большинства региональных соседей и коспонсоров мирного урегулирования. Хартуму в этой связи также более удобен Р.Машар, который, в общем-то, никогда не был ярым сепаратистом, в период гражданской войны между Севером и Югом, воевал за Север. Р.Машар имеет репутацию практика. Сейчас он, безусловно, направит свою энергию на возобновление транзита южносуданской нефти через трубопроводную систему Судана с отгрузкой на экспорт через Порт-Судан. А это вызовет предсказуемую реакцию С.Киира и его окружения – т.н. «абъейской мафии». В качестве ударной силы на этот раз нынешний президент планирует использовать частные военные компании типа «Блэкуотрес» под руководством Э.Принса. Последний имел деловые контакты с лидерами Суданской народно-освободительной армии (СНОА) еще во времена Д.Гаранга и гражданской войны между Севером и Югом. На эти задачи Джуба, которая переживает, мягко говоря, не самые свои лучшие времена в экономическом плане, затратила 5.6 млн долларов США. В этой связи возникает вопрос о нарушении Э.Принсом и его частной военной компанией ограничений и законов федеральных ведомств США, которые сейчас действуют в отношении Южного Судана. Речь идет о снабжении через структуры, которые подконтрольны Э.Принсу, южносуданской армии вооружением и боеприпасами, без соответствующей лицензии правительства США. Оружие, кстати, по большей части украинского производства. Сам Э.Принс при этом имеет значительные финансовые интересы в Южном Судане, где он планирует построить нефтеперерабатывающий завод за 23.3 млн долларов США. То есть таким образом реализуется классическая для Африки сделка «нефть в обмен на оружие». Сам Э.Принс утверждает, что никогда не имел дела с южносуданскими военными. Тем не менее, имеются факты поставок через его структуры (прежде всего это Frontier Logistics Consultancy DMCC) армии Южного Судана не только стрелкового оружия, но и попыток продать боевые самолеты. Все это делается якобы в рамках тренировки, обучения и снабжения специальных частей, которые задействованы на охране объектов нефтяной инфраструктуры. В реальности же речь идет и силах внутренней безопасности и южносуданской армии. Некоторые эксперты в этой связи указывают на то, что общая сумма контрактов Джубы и Э.Принса составляет 300 млн долларов на ближайшие пять лет.

52.22MB | MySQL:103 | 0,457sec