Что препятствует урегулированию сирийского кризиса

18 апреля переговоры по урегулированию сирийского кризиса в Женеве были фактически сорваны по причине их бойкота со стороны ряда группировок сирийской вооруженной оппозиции, прежде всего «Джейш аль-ислам» и «Ахрар  аш-Шам». Лидер движения «Джейш аль-ислам» Мухаммед Аллюш (двоюродный брат основателя этой вооруженной группировки Захрана Аллюша, погибшего в конце декабря 2015 года) заявил: «Оппозиция не может возобновлять мирные  переговоры на фоне начавшегося наступления правительственных войск и ухудшающейся гуманитарной ситуации». Военная ситуация в Сирии действительно серьезно ухудшилась, однако причиной такого ухудшения было не наступление правительственных сил, а непрекращающиеся военные провокации части вооруженной оппозиции как против сирийской армии, так и против вооруженных формирований сирийских курдов.

Сирийская наблюдательная комиссия по правам человека, близкая к непримиримой оппозиции объявила, что в результате налетов правительственной авиации в Алеппо погибло не менее 26 человек, но при этом умалчивают о том, что Дамаску пришлось прибегнуть к бомбардировкам после обстрелов данными группировками квартала Шейх Максуд на севере Алеппо с населением в 40 тысяч человек, занятого курдами. При этом оппозиционные группировки применяли не только самодельное оружие, такое как минометы и артиллерийские орудия «Хамим», но и установки «Град». По информации интернет-портала «Аль-Монитор» сирийскими повстанцами при обстреле Шейх Максуда  менялись снаряды, заряженные отравляющим веществом зарин. В результате атак в северных районах Алеппо погибли 100 человек и были ранены не менее 700. По мнению одного из руководителей местной администрации Ибрагима Дауда, подстрекателем атак вооруженной оппозиции выступила Турция. На снарядах, посылавшихся с позиций бригад сирийских туркоманов были надписи «За взрывы в Стамбуле и Анкаре», недвусмысленно намекающие на причастность курдских Отрядов народной самообороны на теракты в Турции.

Наблюдатели отмечают, что наибольшую военную активность в Сирии развивают салафитские вооруженные группировки, так или иначе связанные с Саудовской Аравией. Это неудивительно, учитывая, что главная ударная сила салафитов – террористическая группировка «Джебхат ан-нусра» была исключена из процесса мирного урегулирования. Напомним, что сразу же после начала мирного процесса 27 февраля с.г. лидер этой группы Абу Мухаммед аль-Джулани призвал «не предавать дело революции, а развернуть джихад против правительства Асада и поддерживающего его Запада» (наверное, сирийские джихадисты причисляют к Западу и Россию). Между тем, джихадисты из «Джебхат ан-нусры» сохраняют боевую коалицию «Джейш аль-фатх» с такой «международно признанной» военно-политической группировкой как «Ахрар аш-Шам». Между тем «Ахрар аш-Шам» вместе с «Джейш аль-ислам» и некоторыми подразделениями Сирийской свободной армии (ССА), действующими в регионе Алеппо, сформировали общий штаб «Операционная группа аль-Музалем» для координации боевых действий. Таким образом,  провести четкую грань между «умеренными» и «радикальными» оппозиционерами в Сирии сейчас практически невозможно, особенно учитывая то обстоятельство, что «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-ислам» являются идеологическими близнецами «Джебхат ан-нусры». Все это в большей степени относится к северу страны, так как на юге действующий в провинции Дераа умеренный Южный фронт соблюдает перемирие и по-настоящему борется с джихадистами в лице «Бригады Ярмук».

Ливанская газета «Ас-Сафир» отмечает, что неуступчивое поведение салафитской (и не только) оппозиции объясняется теми инструкциями, которые она получила от Саудовской Аравии. Нынешняя переговорная делегация сирийской оппозиции во главе с Риядом Хиджабом была сформирована на конгрессе сирийской оппозиции в Эр-Рияде в декабре 2015 года. Рияд Хиджаб является перебежчиком правящего режима, занимавшим непродолжительное время пост премьер-министра САР летом 2012 года. До этого он был министром сельского хозяйства Сирии и губернатором провинции Латакия. При формировании делегации саудовские спонсоры побуждали делегацию «постоянно повышать планку требований» и не соглашаться с сохранением Башара Асада в качестве главы государства даже на переходный период. По информации газеты «Ас-Сафир», спецпосланник Башара Асада Рияд Дауди предложил оппозиционерам через Стафана де Мистуру включить в правительство страны на переходный период посты трех вице-президентов из числа сторонников Национальной коалиции оппозиционнвых и революционных сил. Данное предложение было встречено отказом. По сведениям журналистов газеты, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Наеф инструктировал делегацию оппозиции, созданную на конгрессе в Эр-Рияде, не идти ни на какие компромиссы с Дамаском. Мотивы такого поведения Саудовской Аравии нетрудно понять. В результате установления режима прекращения огня, усиления курдского фактора и российско-американских договоренностей по Сирии влияние Эр-Рияда на ситуацию в этой стране резко падает, а шансы привести к власти в Дамаске своих ставленников снижаются, поэтому необходима новая эскалация конфликта. Таким образом, наиболее опасной силой в Сирии, препятствующей мирному процессу, является не «Исламское государство», а «Джебхат ан-нусра» (обе организации запрещены в России) и связанные с ней салафитские группировки.

Не совсем понятна пока реакция Соединенных Штатов на обострение обстановки в Сирии. Американский сенатор Боб Коркер, относящийся к «ястребам», объявил о том, что мирный процесс в Сирии провалился и поэтому пора переходить к «плану Б». Однако «страшной тайной» американской политики является то, что никакого четкого «плана Б» не существует. Единственной мерой, которую в настоящее время предпринимают в Вашингтоне, является увеличение поставок оружия «умеренной оппозиции», то есть той же группе «Джейш аль-ислам». При этом значительная часть данного вооружения в конце концов попадет к «Джебхат ан-нусре». Причинами является нежелание США допустить усиление России и Ирана в Сирии и латентная недоброжелательность администрации президента Барака  Обамы к Российской Федерации.

Исходя из нынешней ситуации в Сирии, наиболее реальными представляются три сценария развития ситуации в этой стране. Первый, пессимистический, подразумевает активизацию боевых действий до уровня 2014-2015 годов. Руководитель близкого к сирийской оппозиции Центра стратегических исследований «Омран аль-дирасат» Синан Хатахет связывает осуществление этого сценария с действиями КСА и Турции. По мнению С.Хатахета, «Несмотря на то, что финансовые возможности Саудовской Аравии и Турции сейчас существенно ниже, чем в начале конфликта, у них есть большое желание переломить ситуацию в пользу вооруженной оппозиции. При этом они возлагают большие надежды на обещание госсекретаря Керри интенсифицировать поставки оружия оппозиции при провале мирного процесса». По мнению С.Хатахета, в настоящее время в Сирии существует не баланс силы, а «баланс слабости, при котором ни одна сторона не может однозначно выиграть». Второй сценарий подразумевает «замораживание» конфликта. При этом в руках правительства остаются Дамаск, средиземноморское побережье, Хомс и большая часть Алеппо. В руках боевиков будут находиться провинция Дераа на юге, территории на севере и северо-востоке страны и анклавы около Алеппо и Дамаска. Третий, наиболее оптимистический сценарий подразумевает реально примирение. К нему стороны будут подталкивать усталость от войны, исчерпанность ресурсов и возможный уход в скором времени в США  администрации Б.Обамы, тормозящей урегулирование в САР.

52.17MB | MySQL:103 | 0,683sec