Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 апреля – 1 мая 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ираке. В Женеве 27 апреля завершился очередной раунд межсирийских переговоров об урегулировании и конфликта в стране. Внутриполитическая обстановка в Ираке продолжает обостряться. 30 сентября сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра захватили здание Совета представителей (парламента) в Багдаде.

27 апреля в Женеве завершился очередной раунд переговоров по урегулированию конфликта в Сирии. В нем участвовали делегации правительства САР и трех сирийских оппозиционных объединений: сформированного в Эр-Рияде Высшего комитета по переговорам (ВКП), группы «Москва-Каир» и группы «Хмеймим». При этом переговоры велись через спецпредставителя генсека ООН по Сирии С. де Мистуру, а делегация ВКП досрочно покинула Женеву. С. де Мистура подготовил документ с обобщением позиций делегаций по политическому урегулированию в Сирии, где определены 15 «точек соприкосновения» позиций сторон. В частности, участники переговоров едины в понимании необходимости создания переходного правительства и подготовки новой конституции страны, которая должна быть одобрена на референдуме. Участники переговоров также разделяют понимание о возможности включения в переходный орган представителей действующего правительства. В то же время серьезные расхождения сохраняются по ряду вопросов политического перехода, и переговоры пока не вышли на стадию обсуждения кандидатур для переходного органа. Не обсуждалось и будущее президента САР Б. Асада. С. де Мистура намерен провести до июля еще один или два раунда переговоров, однако призывает прежде провести встречу Международной группы поддержки Сирии. По мнению де Мистуры, приостановка участия делегации ВКП в дискуссиях в Женеве не сказалась на переговорах и была компенсирована содержательными идеями других участников. «Попытки отдельных оппозиционеров и их внешних покровителей выдвигать ультиматумы неприемлемы и должны немедленно пресекаться», считает глава МИД России С. Лавров. В своем докладе Совбезу ООН С. де Мистура предупредил, что перемирие в Сирии «еле держится».

На минувшей неделе военная обстановка в Сирии заметно осложнилась, главным образом из-за непрекращающихся провокаций со стороны экстремистских и террористических группировок. Наиболее напряженная ситуация сохраняется в Алеппо и прилегающих к городу районах, где боевики террористической группировки «Джебхат ан-нусра» (запрещена в России) и примкнувшие к ним отряды других радикальных исламистских группировок постоянно атаковали позиции сирийских правительственных войск и подвергали обстрелам занятые ими кварталы Алеппо. США же обвиняют режим Б. Асада в нарушении перемирия и призывают Россию оказать нажим на власти САР, чтобы заставить их соблюдать обязательства по прекращению огня, которые, по мнению Вашингтона, Дамаск не выполняет. В то же время в американском Госдепартаменте признают, что «ситуация в Сирии носит хаотичный и сложный характер. И могут возникать ситуации, когда такие силы, как «Джабхат ан-нусра», которые не являются участниками режима прекращения огня, могут смешиваться с группами, которые являются участниками этого соглашения. Это препятствует четкому выполнению режима прекращения огня». В этой ситуации Россия считает, что «США должны выполнить обещание и убрать оппозицию Сирии из районов, где находятся террористы. Оппозиция Сирии должна физически уйти с позиции террористов, отмежеваться от них, если хочет участвовать в политическом процессе». Москва также внесла в СБ ООН заявку на включение в санкционный список группировок «Ахрар аш-шам» и «Джейш аль-ислам». С. Лавров заявил 28 апреля, что США не отказываются от планов по силовой смене политического режима в Сирии.

На прошедшей неделе США перебросили Сирию в районы, контролируемые курдскими формированиями, дополнительные силы спецназа. В Дамаске назвали этот шаг «вторжением», а Россия – незаконным.

В конце минувшей недели Россия и США договорились о введении «режима тишины» с 30 апреля на 72 часа в северной части провинции Латакия и на 24 часа в пригороде Дамаска Восточная Гута (продлен еще на сутки 1 мая), которые соблюдались конфликтующими сторонами. Ведется работа по установлению «режима тишины» в районе Алеппо.

Обстановка в Ираке продолжает обостряться. Страна находится в глубоком политическом кризисе. Попытки премьер-министра Х. аль-Абади сформировать новое «правительство технократов» с тем, чтобы проводить экономические и политические реформы, усилить борьбу с коррупцией наталкиваются на жесткое противодействие со стороны его политических противников, в том числе в парламенте. Х. аль-Абади 26 апреля с большим трудом удалось добиться утверждения депутатами кандидатур шести министров. Однако 30 апреля парламент не смог одобрить еще одну группу из пяти кандидатов на министерские посты из-за отсутствия необходимого кворума – заседание было перенесено на 3 мая. В этот же день в Багдаде сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра проводили очередную массовую манифестацию против коррупции и бездействия парламента. Узнав о провале голосования по кандидатурам министров, часть манифестантов прорвалась в «зеленую зону» столицы, где расположены основные правительственные учреждения и многие иностранные диппредставительства, и захватила здание Совета представителей, изгнав из него депутатов. Позднее манифестанты покинули парламент, но часть из них соорудила в «зеленой зоне» палаточный городок. В ответ власти ввели в Багдаде режим чрезвычайного положения. Х. аль-Абади сообщил, что ситуация с демонстрантами в Багдаде находится под контролем. 1 мая глава правительства отдал распоряжение о наказании лиц, участвовавших в захвате здания Совета представителей, однако полиция пока не принимает никаких мер. 1 мая вечером протестующие начали покидать территорию «зеленой зоны» в Багдаде.

29 апреля в Иране состоялся второй тур выборов в Меджлис (парламент), в ходе которого из 136 человек, набравших большинство голосов в первом туре, но не преодолевших 25-процентный барьер, избирались 68 депутатов. По предварительным данным, сторонники умеренных реформаторов получили 38 мандатов, консерваторы – 20 и независимые кандидаты – 13 мест. Таким образом, по итогам двух туров умеренные реформаторы завоевали наибольшее число мест в меджлисе (133 из 290), но и не имеют там абсолютного большинства. Первая сессия парламента 10-го созыва начнется 27 мая.

1 мая парламент Ирана принял программу укрепления обороноспособности страны, которая направлена на «усиление сдерживания потенциального агрессора». Документ предусматривает усиление ракетного потенциала ИРИ, создание новых средств ПВО и новых защищенных коммуникационных сетей для формирования единой системы управления и контроля в армии; создание систем управления обороной страны с использованием последних компьютерных технологий; проведение исследований, а также разработку и налаживание производства оборудования и оружия для противостояния террористическим группировкам; повышение боевой мощи ВМС; расширение возможностей по ведению электронной войны. Будет увеличено финансирование оборонных проектов. Предполагается модернизация инфраструктуры оборонной промышленности.

25 апреля правительство Саудовской Аравии, возглавляемое королем Сальманом, приняло план развития страны «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». Целью данного плана, представленного сыном монарха, наследником  наследника престола, министром обороны и главой Совета по экономике и развитию М. бен Сальманом, является диверсификация экономики КСА, которая по большей части зависит от экспорта нефти. Среди основных пунктов документа – приватизация (пока 5%) национальной нефтяной компании АРАМКО, резкое снижение государственных субсидий на воду и продовольствие, стимулирование развития саудовского ВПК, снижение безработицы, а также создание крупнейшего в мире фонда национального благосостояния, активы которого, как ожидается, превысят 2 триллионов долларов.

По поступавшей информации, переговоры между конфликтующими сторонами в Йемене, идущие в Кувейте под эгидой ООН, проходили в целом «в позитивном ключе» и их участники 30 апреля приступили к прямому диалогу. Однако 1 мая делегация правительства президента республики А. М. Хади заявила о приостановке прямых контактов с представителями шиитских мятежников-хоуситов и их союзников из Всеобщего народного конгресса (сторонники бывшего президента Йемена А. А. Салеха) из-за многочисленных нарушений режима прекращения огня со стороны вооруженных формирований хоуситов.

Спикер парламента Турции И. Кахраман, представляющий правящую в стране Партию справедливости и развития (ПСР), 25 апреля высказался за принятие новой конституции республики, построенной на религиозных принципах, что прямо противоречит светским основам современной турецкой государственности. Со своей стороны, премьер-министр Турции и лидер ПСР А. Давутоглу заявил 27 апреля, что партия не намерена вносить изменения в конституционные положения о светском характере республики.

28 апреля А. Давутоглу объявил в ходе своего визита в Катар о том, что турецкая военная база в эмирате начала действовать, и две страны подписали соответствующее соглашение. По словам Давутоглу, на базе будут размещены порядка 3 тыс. турецких военнослужащих сухопутных войск, ВВС и ВМС, а также инструкторы и подразделения спецназа. Кроме того, Турция и Катар будут развивать совместные проекты в области оборонной промышленности.

Правительство национального согласия (ПНС) Ливии во главе с Ф. Сараджем официально получило под свою юрисдикцию семь министерств в столице страны Триполи. 25 апреля ему официально были переданы офисы и служебные здания МИДа, а также министерств планирования и снабжения.

Действующая в Ливии террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) должна уничтожаться усилиями самих ливийцев, а не иностранными силами, заявил 29 апреля Ф. Сарадж. По словам премьера, он уже наладил «контакты с командирами военных подразделений на востоке, западе и юге страны для того, чтобы начать операцию по освобождению Сирта» (города на побережье Средиземного моря в центральной части страны). Президентский совет Ливии объявил 28 апреля о создании совместного армейского командования для координации боевых действий против сил ИГ. По информации разведывательных служб западных стран, численность боевиков ИГ в Ливии составляет примерно 6 тыс. человек, включая иностранцев — тунисцев, суданцев, йеменцев и других. США и Евросоюз собираются приступить к оказанию Ливии расширенной помощи в борьбе с ИГ только после завершения формирования в этой стране законного правительства.

25 апреля президент Афганистана А. Г. Ахмадзай представил общие направления изменений стратегии правительства в противостоянии с движением «Талибан», а именно: «Кабул переходит от формата диалога с талибами к полномасштабной войне с ними» с помощью США и стран НАТО. Кроме того, было заявлено, что Афганистан больше не нуждается в посредничестве властей Пакистана в привлечении движения «Талибан» к переговорному процессу. Отказ от сотрудничества с Исламабадом вызван той антиафганской политикой, которую последовательно проводит пакистанская сторона, пояснил президент Ахмадзай.

28 апреля парламент Иордании проголосовал за поправку к конституции страны, расширившую полномочия монарха в назначении ведущих лиц государства. Таким образом, король Абдалла II получил право без одобрения премьер-министра и правительства назначать наследного принца, регента, главу и членов Сената, глав высших судебных инстанций, ведущих руководителей армии, спецслужб и жандармерии.

Президент Южного Судана С. Киир 29 апреля сформировал переходное правительство, в которое вошли бывшие руководители повстанцев и представители оппозиционных партий.

Приложение

О руководителе Ирана Али Хаменеи

Али Хаменеи родился 17 июля 1939 г. в Мешхеде в семье священнослужителя и был вторым из 8 детей. По происхождению азербайджанец. Хаменеи принадлежит к сеидам, потомкам пророка Мухаммеда.

После окончания в 1957 г. медресе в Мешхеде он отправился для продолжения религиозного образования в Ирак, в священный для шиитов город Эн-Наджаф, но вскоре вернулся на родину. В 1958-1964 гг. Хаменеи продолжает учебу в главном шиитском религиозном центре – Куме. Завершил религиозное образование в Мешхеде в 1975 г. В Куме Хаменеи знакомится с аятоллой Хомейни, радикальные взгляды которого оказали сильное влияние на Али. Под влиянием идей Хомейни с 1962 г. Хаменеи встает на путь борьбы с шахским режимом, становится одним из близких учеников и соратников Хомейни. С 1963 г. по 1975 г. он шесть раз подвергался арестам шахской полицией, но общий срок пребывания в тюрьмах составил всего несколько месяцев. Наряду с участием в политической борьбе Хаменеи активно занимался преподаванием, научной и религиозно-просветительской деятельностью.

По собственному признанию, до исламской революции 1979 г. он «тесно общался с интеллектуальной элитой и поддерживал близкие отношения с политическими группировками. Мне нужно было знать, чем они дышат, и со многими я вступал в дискуссии и споры». Но при всем этом Хаменеи продолжал оставаться сосредоточенным «на изучении шариата и законов ислама» и твердо придерживался избранной цели – «добиваться преобразования общества в соответствии с религиозными учениями». Его особенно увлек С. Кутб — египетский радикальный исламист и главный теоретик «Братьев-мусульман» (казнен в 1966 г. в период правления Г. А. Насера).

В 1977 г. Хаменеи вместе с соратниками организует «Общество борющегося духовенства», которое стало основой созданной в феврале 1979 г. Партии исламской революции (ПИР). В начале 1978 г. власти вновь арестовали Хаменеи и выслали его в Ираншахр. Однако в середине 1978 г. на фоне роста массовых народных выступлений он был освобожден. В преддверии победы исламской революции, до возвращения Хомейни из Парижа в Тегеран, в Иране по приказу аятоллы был создан Совет исламской революции. Хаменеи стал его членом и одним из ключевых деятелей революции.

После победы революции в феврале 1979 г. Хаменеи занял пост заместителя министра обороны, руководил Корпусом стражей исламской революции (КСИР), был имамом коллективной пятничной молитвы в Тегеране; представлял Хомейни в Высшем совете обороны, оставался членом Совета исламской революции и был главой Совета революции и культуры. Является основателем газеты «Исламская республика». 27 июня 1981 г. на Хаменеи было совершено неудачное покушение в мечети в Тегеране.

В октябре 1981 г. Хаменеи первым из представителей духовенства избирается президентом ИРИ, получив 95% голосов. С санкции Хомейни он становится генеральным секретарём ПИР. Сразу после избрания Хаменеи президентом в стране развертываются репрессии против антирежимных сил. Хаменеи призвал устранить «отклонения от курса, либерализм и проамериканизм». Тысячи оппозиционеров были казнены. Государственный террор продолжался до 1982 г., когда власти упразднили революционные суды.

В августе 1985 г. Хаменеи переизбирается на пост президента Исламской Республики, получив 85% голосов. В 1987 г. он становится во главе Совета по определению государственной целесообразности. Помимо обязанностей президента ИРИ, Хаменеи занимает ряд других крупных государственных должностей, в том числе председателя Высшего совета военного обеспечения и Высшего совета планирования восстановления страны. В годы ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) он неоднократно совершал поездки на фронт и курировал военные вопросы. При нём КСИР эволюционировал из народного ополчения в элитную гвардию. Будучи президентом, Хаменеи посетил ряд стран Азии, Африки и Европы, и даже США, участвовал в работе международных форумов, активно разъясняя цели и позиции ИРИ, основанные на принципах «Ни Запад, ни Восток».

4 июня 1989 г., через день после смерти аятоллы Хомейни, Совет экспертов избрал А. Хаменеи Веоховным руководителем Ирана. На тот момент он не имел титула аятоллы, тогда как конституция ИРИ требовала, чтобы на посту Верховного руководителя был марджа («тот, кому следует подражать», интерпретатор ислама). Поэтому Хаменеи был формально назначен временным руководителем страны. Необходимая поправка к конституции была одобрена на референдуме 28 августа, а титул марджи Хаменеи получил лишь в 1994 г., причем он отказался быть марджей для иранцев, приняв титул марджи для шиитов за пределами Ирана.

Избрание Хаменеи на пост руководителя страны устраивало лидеров основных политических течений и влиятельных группировок в иранской правящей элите, как реформаторски настроенных, так и консервативных.

Верховный руководитель – это доминирующая фигура в иранской политике. Конституция ИРИ «наделяет его колоссальной властью и верховенством более, чем любые другие государственные институты». «Формально или нет, но исполнительная, законодательная и судебная ветви государственной власти безоговорочно ему подчиняются. Хаменеи – глава государства, главнокомандующий вооруженными силами и верховный идеолог. Именно его взгляды в конечном итоге определяют политику Тегерана». К тому же «это роль арбитра, который не дает нарушить существующий баланс сил в руководстве ИРИ, дабы не дать перевеса ни одной из сторон». Хаменеи в годы своего правления значительно расширил власть первого лица страны, передав ему (то есть себе) некоторые президентские полномочия, связанные с контролем работы Меджлиса (парламента), президентской администрации, совета министров, судебной системы, КСИР, СМИ, армии, разведки, полиции, а также различных негосударственных организаций, фондов и советов.

Хаменеи считается лидером консервативной части иранского политического спектра. Он уверен, что у ИРИ своя форма демократии, которая уходит корнями в религию. С точки зрения Хаменеи, марксистская, либеральная и националистическая идеологии утратили притягательность, и только ислам остается привлекательным для широких масс. В то же время он оказывает большую поддержку научному прогрессу, выступает за ускорение темпов приватизации национальной экономики.

Хаменеи уделяет большое внимание развитию атомной энергетики, считая, что «запасы нефти и газа небезграничны». В 2013 г. он издал религиозное постановление (фетву), запрещающую ядерное оружие, а ранее признал его разработку грехом. Однако группа бывших иранских дипломатов заявила, что Хаменеи в разговоре с представителями служб безопасности и разведки Ирана сказал, что изданная им фетва не запрещает мусульманам ИРИ разрабатывать ядерное оружие. Хаменеи подчеркивает, что ИРИ «ни на йоту» не отступиться от своих прав на исследования в ядерной сфере. Аятолла не верил в успех переговоров с международными посредниками по иранскому ядерному досье, но и не препятствовал им. После подписания соответствующего соглашения в июле 2015 г. Хаменеи поручил президенту ИРИ  Х.Роухани приступить к выполнению его условий. При этом он выразил недоверие позиции, занимаемой США в отношении исполнения условий ядерной сделки, подчеркнув, что необходимо «внимательно следить за тем, чтобы противоположная сторона соглашения в полной мере выполняла свои обязательства».

Хаменеи поддерживает иранских «ястребов». Так, он заявил: «Те, кто утверждает, что будущее в переговорах, а не в ракетах — невежды или предатели». В 2015 г. после подписания ядерной сделки он поручил президенту Роухани принять меры «по совершенствованию и укреплению оборонительных возможностей страны», особенно в деле «модернизации ракетного потенциала», развития современных вооружений, борьбы с кибероружием».

Для Хаменеи характерен резкий антиамериканизм во внешней политике. Он постоянно критикует Вашингтон за империалистическую политику на Ближнем Востоке, за поддержку Израиля, действия в Ираке и Сирии. По мнению Хаменеи, переговоры с американцами наносят бесконечный вред Ирану. Аятолла рассматривает Израиль как «незаконный оккупационный режим», поддерживает нежелание палестинцев признавать еврейское государство. Выступает за оказание поддержки режиму президента Сирии Б. Асада.

Высший руководитель ИРИ заявил в январе 2016 г., что нападения на диппредставительства Саудовской Аравии в Иране «нанесли ущерб репутации Исламской Республики и исламу».

Хаменеи женился в 1964 г. У него четыре сына и две дочери. Ведёт «аскетичный образ жизни».

Хаменеи свободно владеет азербайджанским и арабским языками. Немного говорит по-английски. Перевел несколько книг с арабского. Увлекается персидской поэзией. В свободное время предпочитает пешие горные прогулки.

52.22MB | MySQL:103 | 0,498sec