О развитии боевой беспилотной авиатехники в Турции: оценки китайских специалистов

В современных вооруженных конфликтах все большее применение получают беспилотные летательные аппараты (БЛА) и по причине умеренной стоимости подобной техники оборонно-промышленные компании завоевывают оружейный рынок, как в развитых странах, так и среди развивающихся государств.

Наибольшее распространение в XXI веке получили разведывательно-ударные БЛА, которые позволяют собирать информацию о вероятном противнике, а также наносить ракетно-бомбовые удары по обнаруженным целям в оперативном порядке. Следует отметить, что гражданская война в Сирийской Арабской Республики не стала исключением и практически все участвующие стороны применяют БЛА различных модификаций и типов в воздушном пространстве Сирии.

По информации СМИ КНР, турецкие военные также активно используют БЛА национальной разработки для ведения разведки над районами компактного проживания курдов, а также вдоль границы с САР.

Вероятно, ВВС Турции задействуют авиабазы Elazig, Batman и Diyarbakir, а для полетов над районами проживания курдов также задействована АБ Van.

Примечательно, что хотя Турция и является страной-членом НАТО, а также предоставляет США одну из крупнейших авиабаз на Ближнем Востоке, но она до сих пор не получила доступа к современным американским технологиям в области БЛА. Известно, что вплоть до 2011 г. официальная Анкара направляла запросы в Пентагон о продаже партии разведывательно-ударных MQ-9 Reaper или ударных MQ-1 Predator, однако американские законодатели остались непреклонны и запретили ВС США продавать или передавать технологии указанных машин.

Следует отметить, что турецкие инженеры и конструкторы в своих разработках учитывали конструктивные решения более компактных БЛА RQ-7 Shadow, которые СВ ВС США активно применяют при ведении разведки.

Известно, что еще в 2009 г. турецкие компании «Байкар» и «Кале Калип» провели успешные испытания первой версии легкого разведывательного БЛА «Байрактар Блок-А» и получили финансирование от Министерства оборонной промышленности Турции на продолжение работ по данному проекту.

Вторая модификация БЛА под обозначением «Байрактар-ТВ2» была готова к испытаниям в апреле 2014 г., которые успешно прошли в течение 7 месяцев. Известно, что «Байрактар-ТВ2»  предназначен для оснащения подразделений СВ и ВМС основного звена, которые осуществляют патрулирование и разведку вдоль линии государственной границы. Всего в распоряжении турецких военных находится 12 БЛА «Байрактар-ТВ2».

Известны следующие тактико-технические характеристики:

Длина 6,5 м.

Размах крыла 12 м.

Максимальная взлетная масса 630 кг.

Полезная нагрузка 55 кг.

В качестве силовой установки используется поршневой двигатель мощностью 100 л.с., который приводит в движение двухлопастной винт

Дальность полета составляет 150 км.

Практический потолок 6860 м.

Максимальная скорость 130 км/ч

Время нахождения в воздухе 20 часов

По информации китайских специалистов известно, что при полетах на высотах 800 м данный БЛА способен находится в воздухе более 24 часов.

В стандартный комплект бортового разведывательного оборудования БЛА «Байрактар-ТВ2» входит фотокамера, инфракрасная фотокамера, лазерный целеуказатель и  лазерный дальномер. Также, турецкие специалисты ведут разработки комплекса радиоэлектронной разведки под обозначением BSI-101 для оснащения БЛА «Байкар-ТВ2».

Известно, что компания «Рокетсан» для вооружения данного БЛА  используется противотанковый управляемый снаряд с лазерным наведением UMTAS (вес 37,5 кг., калибр 160-мм). Известно, что в ходе государственных испытаний БЛА «Байкар-ТВ2» с высоты 4800 м. и на дальности 8000 м применил ПТУР UMTAS и поразил мишень размером 3х3 м в центр диаметром 1 м.

На основе данного боеприпаса компания «Рокетсан» разработала новый интеллектуальный легкий планирующий боеприпас под обозначением SMM (вес боеприпаса 22,7 кг.), который позволяет использовать принцип «пустил и забыл». Для увеличения полезной нагрузки в боеприпасе SMM не используется ракетный двигатель как в UMTAS.

По данным китайских спецслужб, легкие планирующие боеприпасы создаются для борьбы с автомобильной техникой, неукрепленными строениями, а также РЛС и с живой силой противника поскольку радиус разлета поражающих элементов составляет 12 м и более.

Следует отметить, что турецкие конструкторы применили стандарты НАТО при проектировании  системы управления группой БЛА. Так в состав группы включено 6 БЛА, 2 наземные станции управления, 3 станции цифровой связи, 2 комплекта сменно-запасных частей. Станции управления созданы по стандарту ACE-III снабжены системами связи, электропитания, кондиционирования воздуха и защиты от радиационного, химического и биологического нападения.

Известно, что кроме создания легких БЛА в Турции ведется разработка аппаратов большой продолжительности полета, которые будут оснащены  перспективной аппаратурой наблюдения и разведки. К подобным машинам следует отнести разработку компании TAI под обозначением Аnka-B (другое обозначение Anka-S).

По мнению китайских специалистов, данный БЛА будет способен выполнять полеты в течение 24 часов и более на высотах до 10 000 м. Максимальный взлетный вес оценивается в 5 тонн, а полезная нагрузка в 1 тонну. Управление БЛА будет основано на применении аппаратуры спутниковой связи с передачей сигнала через космические аппараты серии TURKSAT. Вероятно БЛА Аnka-B будет готов для передачи ВВС Турции в 2017 г.. а по плану официальной Анкары продажи данного аппарата зарубежным покупателям (ЮАР, Монголия, КСА) начнутся в 2018 г.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с китайскими специалистами в том, что сектор БЛА в оборонно-промышленном комплексе Турции развит недостаточно, но способность турецких конструкторов создавать надежные машины без использования импортных компонентов дает основания полагать, что компании TAI, «Байкар» и «Кале Калип» способны справиться с задачами, поставленными военно-политическим руководством страны.

52.19MB | MySQL:103 | 0,392sec