О ситуации вокруг Миссии ООН по Западной Сахаре

Совет безопасности ООН 26 апреля с.г. принял резолюцию, в которой содержится решение о продлении до 30 апреля 2017 года деятельности Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) и подчеркивается необходимость всестороннего восстановления работы Миссии. В резолюции говорится, что из-за того, что некоторые сотрудники МООНРЗС не могут работать в зоне функционирования, это сказалось на возможности исполнения Миссией своих задач. Совбез ООН выразил сожаление по этому поводу и подчеркнул необходимость полного восстановления работы Миссии. В резолюции содержится просьба к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну в течение 90 дней доложить СБ ООН о том, возобновлена ли в полном объеме работа Миссии и, в случае невозможности возобновления ее деятельности, подумать о том, как достичь этой цели.

Таким образом, сенсации в связи с ожидаемым некоторыми экспертами полным выводом состава МООНРЗС из Западной Сахары не произошло. Страсти разгорелись после того, как во время своего визита в марте этого года в Алжир генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что Марокко «оккупировал» Западную Сахару. Такие заявления от главы ООН были расценены в Рабате, как «объявление войны». Тем более что сделаны они были в Алжире, который де факто является третьим участником конфликта в этом регионе, и всячески поддерживает повстанцев из Фронта ПОЛИСАРИО через узкий участок своей границы с этим мятежным районом. Деятельность МООНРЗС в Западной Сахаре является одной из самых длительных в системе миротворческих операций ООН. В общем-то, когда она утверждалась Советом безопасности ООН в 1991 году, планировалось, что Миссия просуществует примерно пять лет для того, чтобы подготовить и обеспечить проведение референдума о статусе Западной Сахары. Итоги этого референдума в принципе однозначны, и Рабат все это время делал все возможное для того, чтобы оставить эту ситуацию в замороженном состоянии. В трактовке ПОЛИСАРИО и Алжира референдум должен четко решить вопрос именно о независимости Западной Сахары. Рабат же по понятным причинам категорически против такой формулировки и настаивает исключительно на вынесении на плебисцит вопроса об автономии. Каждый год в Совете Безопасности ООН начинаются разговоры о прекращении Миссии и доведении дела до логического конца, и каждый год ее мандат продлевается. Алжир в данной ситуации, безусловно, старается процесс предоставления Западной Сахаре независимости педалировать. Причем совершенно отчетливо такая тенденция обозначилась в последнее время и, в общем-то, провокационное беспрецедентное высказывание генерального секретаря ООН произошло не случайно. Сложно сказать, какими аргументами пользовались алжирские руководители для того, чтобы простимулировать Пан Ги Муна на такие заявления, но прозвучали они очень вовремя для Алжира, который таким образом несколько нивелировал свой очевидный проигрыш в межрегиональном соперничестве с Рабатом. Мы имеем в виду посредничество в ливийском урегулировании, где все усилия Алжира играть первую и главную роль провалились в конечном итоге. А вот марокканские усилия оказались если не более продуктивными, то, по крайней мере, юридически и логически завершенными.

Высказывания генсека ООН помимо внешнеполитических демаршей и депортации «гражданской части» МООНРСЗ вызвали и серьезную рокировку во внешнеполитических ведомствах королевства. В частности был заменен весь дипломатический состав Марокко в представительстве ООН с жесткой формулировкой короля Мухаммеда VI «о потере наступательности и утере контроля над ситуацией».

Отметим при этом, что к внешнеполитическому соперничеству в данном случае примешалась и откровенная борьба за влияние в ближнем круге самого марокканского монарха. И заявление генсека ООН просто нужным способом интерпретировано одной из таких групп влияния. Ее возглавляет советник короля по иностранным делам Фуад Али аль-Химма, который, собственно, и стимулировал марокканского короля на такие решительные действия. Его позиция по вопросу Западной Сахары отличается жесткостью в отличие от министра иностранных дел Т.Фасси-Фихри, который остается приверженцем старой линии «мягкой дипломатии». При этом Ф.А.аль-Химма уже несколько раз участвовал в решении спорных вопросов по Западной Сахаре, и в данном случае он просто использует этот вопрос для зарабатывания очков. Именно ему принадлежит идея организации срочного вояжа марокканского монарха по странам — членам Совбеза ООН для согласования позиции по вопросу Западной Сахары. Таким образом, он просто сыграл на самолюбии Мухаммеда VI и его амбициях серьезного регионального центра силы. «Нужное» голосование в СБ ООН было расценено в Рабате как серьезная дипломатическая победа, что собственно и требовалось советнику короля.

Но при всем этом решение западносахарской проблемы в какие-то видимые сроки при этом не проглядывается. Рабат с самого начала не стремился полностью выводить Миссию ООН из этого региона, прекрасно понимая, что во-первых, сделать это чисто силовым путем он просто не может в силу очевидной международной обструкции, и во-вторых, отдавая себе отчет о неминуемой военной эскалации конфликта при таком сценарии. Это означало бы возобновление военной поддержки ПОЛИСАРИО со стороны Алжира (в том числе и тяжелой техникой) и резкого увеличения численности вооруженных отрядов этой организации. В свое время они насчитывали 15 тыс. бойцов, на настоящий день «под ружьем» находится не более 5 тысяч. Вариант с усилением ПОЛИСАРИО королевству точно не нужен. Рабат стремится просто «подвесить» ситуацию еще на некое неопределенное время. И он этого, в принципе, добился.

62.81MB | MySQL:102 | 0,535sec