О политике России в сирийском конфликте

По оценке американских аналитиков, несмотря на все многочисленные факты нарушения перемирия в Сирии, существуют все предпосылки для того, чтобы дипломатические усилия в конечном счете могли привести к успеху. Имеется ввиду установление устойчивого перемирия и выход на некие структурные согласованные действия по созданию политической архитектуры новой Сирии. При этом в Вашингтоне рассчитывают на снижение активности Москвы в вопросе военной поддержки режима президента Б.Асада, что мотивируется «осознанием» понимания тупиковости бесконечной поддержки нынешнего сирийского режима; невозможности достижения чисто военной победы и возросшей роли Тегерана в плане оказания влияния на Дамаск. Плюс ко всему в американской дипломатии до сих пор бытует стойкое убеждение в том, что, играя на сирийской площадке, Москва тем самым старается создать оптимальные условия для снижения экономического давления на Россию со стороны Запада и ослабления режима санкций. В случае же продолжения активной российской военной поддержки Дамаска однозначно обострится тема миграции, что де будет однозначно сказываться на позиции Брюсселя по отношению к нормализации экономических отношений с Москвой. Американские аналитики вновь все ставят с ног на голову, и излишне замыкаются на теме экономических санкций. Они в данном случае имеют второстепенное значение, и в Москве, в общем-то, никто всерьез не рассчитывает ни на какие «продуктивные обмены» и не верит в такие варианты.
Вашингтон сейчас пытается втянуть Москву в очень сомнительный с политической точки зрения альянс и вынудить российскую сторону предложить свой вариант решения сирийской проблемы. Иными словами, мы имеем попытку Вашингтона заставить Москву предложить некий глобальный план нормализации ситуации в Сирии и устройства страны на постасадовский период. В реальности же сама постановка этого вопроса уже таит в себе сценарий цугцванга, так как сохранение Б.Асада у власти на возможно максимальный срок является генеральной задачей не только самой алавитской верхушки в Сирии, но и Тегерана. В этой связи нынешняя позиция Москвы по сирийскому конфликту является, на наш взгляд, оптимальной. Россия минимизировала свое военное участие, сконцентрировав его прежде всего на поддержании боеспособности сирийских вооруженных сил с точки зрения прикрытия с воздуха и снабжения ударными артиллерийскими системами. При этом Россия активно играет на пропагандистски выгодных направлениях типа оказания гуманитарной помощи, освобождения и разминирования Пальмиры. Одновременно присутствие российской военной группы объективно сдерживает Анкару от прямой военной интервенции. То есть создана оптимальная система баланса российского присутствия и оказания влияния на ситуацию с одной стороны, и жесткого лимитирования возможности полномасштабного втягивания в долгоиграющий военный конфликт с финансовыми и репутационными издержками. Таким образом, в нынешней ситуации важно не сорваться в некие дипломатические ловушки, которые предлагают американцы, а сохранять нынешнюю позицию. Она заключается прежде всего в предоставлении инициативы США в рамках выдвижения планов и проектов по сирийскому урегулированию сирийского конфликта. Позиция критики Москвой американских инициатив в настоящее время самая продуктивная.
Вместе с тем необходимо продолжать молчаливо поддерживать явно обозначившееся намерение Ирана и Сирии все-таки логично развязать нынешнюю патовую ситуацию и взять Алеппо. Нынешнее обострение ситуации в Сирии и срыв перемирия прежде всего в Алеппо свидетельствует именно об этом. Взятие торговой столицы Сирии будет означать серьезное изменение оперативной обстановки с последующим наступлением на Идлиб. Падение этих двух стратегических пунктов однозначно снизит в очень значительной степени влияние просаудовских групп на весь сегмент вооруженной оппозиции. В настоящее время именно давление «Джебхат ан-нусры» на периферийные оппозиционные группы и обеспечивает постоянный срыв условий перемирия. То, что Саудовская Аравия не собирается отступать, было ясно еще до всех объявлений о перемирии. Сейчас важно продолжать ирано-сирийскими руками «таскать каштаны из огня», заставляя Эр-Рияд максимально напрягать свои финансовые усилия для продолжения поддержания динамики неустойчивости в Сирии. В принципе, кроме максимальных финансовых затрат, КСА мало что светит на сирийской площадке. Саудовская Аравия сейчас напоминает акулу, которая вынуждена все время плавать, дабы не утонуть. Для Москвы в этой ситуации необходимо не делать резких движений, исключить выдвижение каких-либо дипломатических инициатив (они все равно будут заблокированы Анкарой иЭр-Риядом), подспудно стимулировать Дамаск и Тегеран к наступательным действиям на Алеппо, поддерживать на плаву переговоры в Женеве и настаивать на присутствии сирийских курдов на  них, а также продолжать планомерную работу в Сирии по племенной дипломатии и заключению перемирий с местными племенами и отрядами. На сегодняшний день — это оптимальная тактическая схема для Москвы. Она позволяет сохранять стратегическую инициативу и вынуждать США предпринимать активные действия. В частности, в рамках попыток наконец-то взять Ракку. Там будет не все просто, но в конечном счете эта задача будет решена. Причем в основном руками курдов, что усилит их влияние в прилегающих к Турции районах Сирии. Пока американцы будут заниматься всеми этими вопросами и улаживать свои и н так не простые отношения с Анкарой и Эр-Риядом, надо решить задачу-максимум — взять Алеппо и обеспечить устойчивое блокирование Идлиба. Причем ирано-сирийскими руками с минимально необходимым участием российских ВКС. И не надо бояться чрезмерного усиления влияния Тегерана на Дамаск. Без Москвы в сирийском кризисе ни тот, ни другой обойтись просто не могут, что позволяет Москве занять и сохранять очень комфортную позицию влиятельного игрока на этом направлении с минимизацией рисков втягивания в латентный конфликт и максимальным пропагандистским эффектом. Кстати, факты попыток запретить вещание российских каналов, въезда российских журналистов в ту или иную страну Запада, и т.п. свидетельствует об очень ранее нехарактерном факте — Запад проигрывает информационную войну России.

52.24MB | MySQL:103 | 0,446sec