Россия – Алжир: интрига по АЭС и ВТС

Состоявшийся 27 – 28 апреля визит в Москву алжирского премьер-министра Абдельмалека Селлаля оставил целый ряд нерешенных вопросов относительно дальнейшего сотрудничества с Россией. Речь в первую очередь идет о ядерной энергетике и военно-техническом сотрудничестве (ВТС).

По данным алжирских источников, А.Селлаль уехал в Алжир, «оставив на столе в России фактически подписанные документы», когда «стороны оказались как нельзя близки к их окончательному оформлению».

Но что же тогда вынудило премьер-министра АНДР, по сути, уехать, обманув ожидания двух стран?

Алжирские источники подтверждают наибольшую привлекательность как по ядерной сфере, так и по ВТС, именно России. В частности, они признают «международное лидерство ведущего производителя атомных электростанций и крупнейшего оператора ядерных реакторов на строительство первой алжирской АЭС».

Также они объясняют причину, почему Россия обошла на данном направлении в острой конкурентной борьбе США – это, прежде всего, заметное снижение курсов алжирского динара и российского рубля по отношению к американскому доллару, благодаря чему предложение Москвы представляется на данный момент более выгодным.

Не менее интригующая ситуация складывается и в отношении дальнейшего развития ВТС. Дело в том, что алжирская сторона действительно интересуется подписанием многомиллиардных контрактов по ВТС, которые должны «завершить перевооружение армии АНДР на среднесрочную перспективу».

В частности, алжирскую сторону особенно интересует подписание контрактов на поставку зенитно-ракетных комплексов дальнего и среднего радиуса действия С-400 «Антей» и «Бук2М».

В случае их получения АНДР завершила бы создание полноценное многоуровневой системы ПВО. А это, в свою очередь, гарантировало бы, по мнению высших представителей ее военно-политического руководства, «ненападение и невмешательство в дела Алжира ряда недружественных западных держав».

Также Алжир стремится завершить перевооружение своих ВВС за счет контрактов по бомбардировщикам Су-34 и истребителям Су-35, с точки зрения алжирских военных экспертов «очень хорошо зарекомендовавших себя в Сирии».

И, наконец, АНДР рассчитывает окончить обновление своего бронетанкового парка за счет дополнительной поставки российских танков Т-90СМ.

Сложность заключается в двух существенных деталях. В частности, представители алжирского руководства, указывая на снижение курса своего динара, предлагают сделать уже фактически подписанные контракты более выгодными для себя.

В частности, речь идет о возможности получения серьезной скидки (в том числе за счет перехода в расчете на национальные валюты). Алжирская сторона напоминает Москве, что именно последняя поднимала данную идею применительно к внешней торговле с другими государствами.

Кроме того, АНДР предлагает России пойти на сделку, предполагающую лицензионное производство боевой техники на территории Алжира.

Несмотря на то, что алжирские источники с явным огорчением называют позицию Москвы по второму пункту «огненно непоколебимой», их обнадеживает тот факт, что в конце концов представители руководства «Уралвагонзавода», выпускающего танки Т-90СМ, согласились на лицензионное производство в Алжире локомотивов и подвижного состава.

Однако пока этим и ограничиваются успехи представителей АНДР. Упорство российской стороны в данном случае объясняется очень просто: та продукция, на лицензионное производство которой претендует Алжир, имеет эксклюзивный характер, особенно в сегменте ПВО.

И судя по всему, в лучшем случае ему «светит» лишь передача технологий по некоторым образцам наземной техники и, судя по всему, не столь современной, как танки Т-90СМ. Однако алжирские лидеры относятся без особого энтузиазма к перспективе приобретения производства моделей Т-72. Они настаивают на получении лицензий по наиболее передовым образцам оружия.

Впрочем, речь идет не только об эксклюзивности. С учетом нынешней программы перевооружения российской армии и более ранней, нежели алжирская, заявки со стороны Китая на приобретение тех же ЗРК С-400 Алжир в лучшем случае вряд ли сможет получить их ранее 2025 г.

Кроме того, Россия в условиях продолжающегося кризиса (и в том числе с непростой ситуацией с заказами на предприятиях того же «Уралвагонзавода») стремится в первую очередь обеспечить загрузку собственных мощностей.

Также Москва рассчитывает за счет реализации контрактов по ВТС хотя бы частично компенсировать снижение поступлений от падения на мировом рынке цен на нефть и газ.

Помимо того нежелание российской стороны предоставить АНДР соответствующие лицензии объясняется опасениями потерять «перспективные прибыли». В этом случае ей практически неизбежно пришлось бы «ужать» свои планы на сохранение лидерских позиций по ВТС с африканскими государствами.

И, наконец, другой немаловажный момент: ранее Россия уже простила Алжиру его долг в размере более 3.7 млрд долларов как раз под обещание подписать в будущем оборонные контракты, и с точки зрения ее представителей это, по сути, уже является той самой скидкой, на которую претендуют представители АНДР.

В данной ситуации от Москвы лишь требуется деликатно донести до алжирского партнера свои соображения. Тем более, что если его претензии на производство танков хоть как-то обоснованы технологически, то по всем остальным позициям алжирская сторона пока явно несостоятельна.

Во всяком случае, ее собственная технологическая база и уровень подготовки промышленных кадров не соответствует высокому уровню современных образцов российских вооружений, а переводить их выпуск в неспокойную Северную Африку для российских промышленников видится несколько легкомысленным и преждевременным решением.

Впрочем, несмотря на сложность вопросов дальнейшего сотрудничества двух стран в столь чувствительных и важных областях как атомная энергетика и ВТС, эти проблемы не являются непреодолимыми.

Учитывая «ужимание» прежнего алжирского «правящего триумвирата» до «дуумвирата» (с «выпадением из системы» уже бывшего шефа спецслужбы DRS Мухаммеда Медьена), добиться положительного решения для России здесь будет проще.

В данном случае «колебания» алжирских лидеров могут быть разрешены путем предоставления им дополнительных неофициальных личных подарков. Впрочем, размеры и объемы последних представляются немалыми, учитывая происки американских и французских конкурентов как в ядерной сфере, так и в сегменте ВТС.

Тем более, что окончательный выбор российской стороны в качестве победителя на сооружение АЭС может с высокой долей вероятности ухудшить американо-алжирские отношения. Во всяком случае, Вашингтон регулярно дает Алжиру понять, что он неудовлетворен существующим положением дел с правами человека в данной стране и что он в любой момент готов надавить на эту традиционно болезненную для АНДР «мозоль».

52.26MB | MySQL:103 | 0,607sec