Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 — 8 мая 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Турции и Саудовской Аравии. 5 мая А. Давутоглу объявил о своем решении уйти в отставку с постов премьер-министра Турции и лидера правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР). Король Саудовской Аравии Сальман произвел 7 мая крупные перестановки в правительстве, реструктурировав ряд министерств.

По имеющейся информации, премьер-министр Турции А. Давутоглу решил уйти в отставку и покинуть пост лидера правящей ПСР после того, как переговоры между ним и президентом страны Р. Т. Эрдоганом потерпели неудачу. Встреча показала, что Р. Т. Эрдоган, несмотря на то, что официально является формальной фигурой, на практике удерживает в своих руках все рычаги власти в Турции. Это позволяет ему сохранять контроль над управлением страной, а отставка А. Давутоглу, как считают эксперты, открывает Р. Т. Эрдогану путь осуществлять еще более жесткий контроль власти.

В СМИ отмечают, что А. Давутоглу давно раздражал тот факт, что Р. Т. Эрдоган отказывался занимать свой пост формально, сохраняя реальную власть в своих руках. «Его это раздражало даже в тот момент, когда он публично поддержал планы проведения референдума по усилению роли президента в стране». Также отмечается, что кризис внутри правящей партии «связан с рядом серьезных разногласий между президентом и премьером, а также с тем, что на прошлой неделе центрисполком ПСР забрал у А. Давутоглу полномочия назначать региональных руководителей партии». Как ожидается, внеочередной съезд ПСР, намеченный на 22 мая, выберет нового председателя партии, который, по всей вероятности, займется формированием нового правительства Турции. Давутоглу же заявил, что продолжит работу в парламенте.

В качестве возможных преемников А. Давутоглу называют министра транспорта и связи Турции Б. Йылдырыма, чье имя было связано с прекращенным ныне расследованием коррупционной деятельности в 2013г., министра энергетики и зятя Р. Т. Эрдогана Б. Албайрака, а также министра юстиции Б. Боздага. Все трое считаются сторонниками президента.

В своем выступлении 6 мая Р. Т. Эрдоган вновь заявил, что настаивает на том, что стране нужна новая конституция, которая сменит парламентскую форму правления на президентскую. По его словам, «это не его личный интерес, а суровая необходимость».

В Вашингтоне заявили, что отставка Давутоглу никак не скажется на сотрудничестве США и Турции.

3 мая в Турции вступил в силу закон об отмене визовых ограничений для всех 28 стран Шенгенской зоны. При этом решение об отмене виз начнет практически реализоваться вступит после того, как страны Шенгенской зоны отменят визы для турецких граждан, в соответствии с соглашением, которое Турция рассчитывает подписать с Евросоюзом. В свою очередь, Еврокомиссия 4 мая дала рекомендацию об отмене виз для отправляющихся в краткосрочные поездки граждан Турции «при условии полной реализации Анкарой остающихся 5 из 72 условий плана действий ЕС-Турция по визам». Практическое решение об отмене виз с Турцией должен принять Совет ЕС на основании рекомендации Еврокомиссии.

Турция не станет менять свои антитеррористические законы ради отмены визового режима с ЕС, заявил 6 мая президент страны Р. Т. Эрдоган. По его мнению, действующее жесткое антитеррористическое законодательство необходимо для борьбы с курдскими боевиками, а также угрозой со стороны «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии. «Мы пойдем своим путем, а вы идите своим», – заявил Р. Т. Эрдоган.

Тем временем в Турции продолжаются преследования и репрессии в отношении работников СМИ. Суд в Стамбуле 6 мая приговорил к тюремному заключению сроком на пять лет главного редактора оппозиционного издания «Джумхуриет» Дж. Дюндара и корреспондента этой газеты Э. Гюля, сообщивших о поставках Турцией оружия в Сирию,

7 мая король Саудовской Аравии Сальман произвел крупные перестановки в правительстве, реструктурировав ряд министерств. В первую очередь, изменения коснулись одно из ключевых в КСА Министерства нефти и минеральных ресурсов, которое упразднено, а вместо него появилось новое ведомство — Министерство энергетики, промышленности и минеральных ресурсов. Глава упраздненного ведомства А. ан-Нуайми отправлен в отставку, пост главы нового министерства занял бывший министр здравоохранения, председатель правления государственной нефтяной компании «Сауди Арамко» Х. аль-Фалех, который 8 мая заявил, что КСА «будет поддерживать свою стабильную нефтяную политику», а королевству «необходимо укрепить свои позиции поставщика энергоресурсов, как самого надежного в мире».

Кроме того, изменения коснулись министров по социальным делам, транспорта, а также по делам хаджа и умры. Министерство водных ресурсов и электроэнергетики упразднено. Политические наблюдатели единодушно подчеркивают, что наиболее важной из перестановок стало увольнение А. ан-Нуайми, который занимал должность с 1995 г. и считался одной из наиболее авторитетных фигур в ОПЕК, оказывая влияние на формирование политики этой организации. Саудовский монарх издал также указ о создании при правительстве королевства двух советов — по делам в области политики и безопасности, и совета по экономическим вопросам и развитию страны. Как отмечается в указе, «изменения в правительстве предусмотрены планом стратегического развития королевства» до 2030 г. При этом главой экономического совета стал сын короля Сальмана, наследник наследного принца Мухаммед  бен Сальман, который, как полагают эксперты, «централизует власть».

Обстановка в Сирии остается очень сложной и напряженной. На прошедшей неделе при содействии России и США «режим тишины» продлевался в районе Восточная Гута под Дамаском и на севере провинции Латакия, а 5 мая был установлен в Алеппо (7 мая продел на 72 часа). При этом российские военные отмечают регулярные нарушения режима перемирия со стороны боевиков экстремистских группировок, прежде всего, «Джебхат ан-нусра» (Организация запрещена в России). Более того, боевики «Джебхат ан-нусры» и примкнувших к ней группировок 5 мая захватили город Хан Туман в 8 км юго-западнее Алеппо. Сирийские правительственные войска при поддержке авиации 8 мая начали наступление на Хан Туман с целью вернуть населенный пункт под свой контроль. На северо-западе провинции Хомс правительственные войска с переменным успехом вели ожесточенные бои с отрядами ИГ в районе крупнейших в стране газовых полей Аш-Шаар. Турецкие военные неоднократно открывали артиллерийский огонь по боевикам ИГ в районе Алеппо после обстрелов с их стороны территории Турции.

Российские саперы РФ в полном объеме выполнили задачу по разминированию Пальмиры.

Россия и США достигли «полного взаимопонимания» в вопросах организации полетов авиации над Сирией, сообщили в МО РФ. Российско-американский центр по оперативному реагированию на нарушения режима прекращения боевых действий в Сирии 4 мая начал работу в Женеве.

США заявляют, что работают с оппозицией в Сирии, чтобы она отмежевалась от террористов «Джебхат ан-нусры». При этом американцы признают, что оппозиция «перемешивается» с теми, кто не участвует в перемирии в Алеппо.

Командование ВС САР отрицает нанесение сирийскими ВВС авиаудара по лагерю беженцев под Сармада в провинции Идлиб. Российские или другие летательные аппараты не совершали 4-5 мая полетов над лагерем беженцев, по которому якобы был нанесен авиаудар, заявили в МО РФ. При этом российские военные считают, что лагерь мог быть обстрелян из РСЗО боевиками «Джебхат ан-нусры».

3 мая глава МИД РФ С. Лавров на встрече в Москве со спецпредставителем генсека ООН по Сирии С. де Мистурой заявил, что Россия и США концентрируют усилия на укреплении и расширении перемирия в Сирии. В то же время группировки, которые не согласны с правилами действия режима прекращения боевых действий, зафиксированных решениями Международной группы поддержки Сирии (МГПС) и резолюциями СБ ООН, являются законными целями. С. Лавров считает, что США должны выполнить обещания о размежевании террористов и оппозиции в Сирии. Российский министр также отметил, что ультимативное и высокомерное поведение сирийского оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП) на переговорах в Женеве неприемлемо. По словам С. Лаврова, «Асад не союзник России в том смысле, в котором Турция союзник США. Да, мы его поддерживаем в борьбе с терроризмом и в сохранении сирийского государства», но при этом в Москве поддержат любую форму государственного устройства Сирии, о которой договорятся сами сирийцы.

По информации СМИ, межсирийские переговоры могут возобновиться в Женеве не ранее 20 мая, после проведения встречи МГПС, намеченной, ориентировочно, на 17 мая в Вене.

На прошедшей неделе обострилась обстановка в зоне палестино-израильского конфликта. В ответ на минометные и ракетные обстрелы палестинскими боевиками из сектора Газа израильских военных, искавших туннели в приграничной полосе, самолеты ВВС Израиля и танкисты ЦАХАЛа наносили удары по целям радикального палестинского движения ХАМАС в приморском анклаве. Наблюдатели подчеркивают, что нынешнее обострение обстановки вокруг сектора Газа стало самым серьезным с конца августа 2014 г., когда между конфликтующими сторонами было достигнуто соглашение о прекращении огня.

В конце недели Израиль и ХАМАС достигли при международном посредничестве договоренности о стабилизации ситуации на границе с сектором Газы. Израиль отвел свои войска в 100-метровый периметр внутри сектора, а ХАМАС дал обещание сохранять соглашение о прекращении огня от 2014 г. Посредниками между сторонами выступили разведслужбы Египта и Катара, а также Турция и представитель ООН на Ближнем Востоке. Израильские наблюдатели полагают, что военное крыло ХАМАСа и его лидер М. Дейф не смирятся с разрушением своих подземных инфраструктур и возобновят обстрелы, когда почувствуют угрозу. Со своей стороны, командование Армии обороны Израиля (АОИ/ЦАХАЛ) заявляет, что «инженерные и пехотные подразделения, а также бронетехника продолжат действовать в приграничных районах сектора Газы, чтобы ликвидировать все туннели террористов» на границе, а ВВС ЦАХАЛа продолжат наносить удары по объектам террористов в палестинском анклаве в случае, если ракетно-минометные обстрелы возобновятся.

В Ливии продолжаются бои между вооруженными формированиями различных враждующих между собой группировок. Так, войска ливийского правительства, находящегося в Тобруке (силы генерала Х. Хафтара) на прошедшей неделе выбили формирования происламистского альянса «Рассвет Ливии» из крупного района в центральной части страны, взяв под контроль регион протяженностью примерно 150 км между городами Марада и Залля. Одновременно войска генерала Хафтара продолжают операции по ликвидации боевиков террористических группировок, в том числе ИГ, в районе городов Бенгази и Дерна на востоке Ливии.

5 мая боевики ИГ объявили о всеобщей мобилизации в их главном плацдарме в Ливии — городе Сирт, готовясь к отражению наступления правительственной армии. Одновременно ряд районов к востоку от столицы страны Триполи были 5 мая захвачены боевиками «Исламского государства».

Правительство национального согласия Ливии 6 мая сообщило о формировании командования военными операциями для ведения более эффективной борьбы с боевиками ИГ, в частности, чтобы «координировать проведение различных операций против ИГ на территории от Мисураты до Сирта».

2 мая меджлис (парламент) Ирана одобрил законопроект, обязывающий руководство ИРИ выделять не менее 5 процентов бюджетных расходов на нужды обороны страны.

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Марокко

 

 

Военно-политическое руководство Марокко рассматривает вооруженные силы в качестве важного инструмента осуществления внешней и внутренней политики. На них возложено решение задач по защите суверенитета и территориальной целостности королевства; оказания помощи силам безопасности в поддержании общественного порядка; участия в операциях по борьбе с терроризмом, контрабандой, торговлей наркотиками и нелегальной миграцией; участия в миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой ООН и других международных организаций.

Решение поставленных задач, по мнению королевской администрации, может быть обеспечено путем проведения обоснованной и грамотной военной политики, оптимального уровня расходов на содержание армии и закупку вооружения и военной техники, расширения военно-политического и военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами.

В качестве союзников Рабат рассматривает США и другие страны НАТО. Марокко связано с ними двусторонними соглашениями о сотрудничестве в военной и военно-технической области, однако формально в этих документах нет статей, предусматривающих обязательства о взаимной обороне. Взаимодействие с НАТО строится на базе совместного военного планирования, проведения совместных двусторонних и многосторонних учений и др. В 2014 г. Марокко вступило в антитеррористическую коалицию во главе с США для борьбы с «Исламским государством» (ИГ), но не стало направлять свою авиацию для участия в бомбардировках боевиков ИГ в Ираке и Сирии.

В последние годы заметно активизировалось военное сотрудничество с аравийскими монархиями, особенно с Саудовской Аравией. Королевство с 2015 г. принимает участие в военной операции арабской коалиции во главе с КСА против шиитских мятежников-хоуситов в Йемене. Марокко направило в Йемен 1500 десантников и 4 истребителя F-16. Рабат поддержал саудовскую инициативу создания исламской антитеррористической коалиции и формирования общеарабского военного контингента. Королевские вооруженные силы (КВС) приняли участие в проведенных на территории КСА в феврале-марте 2016 г. учениях мусульманских стран «Гром с севера». Как видится, активна поддержка Марокко саудовских военно-политических инициатив «имеет, прежде всего, прагматический подтекст. В условиях региональной гонки вооружений Рабату нужны средства на перевооружение КВС. Судя по всему, определенные надежды он возлагает на Эр-Рияд, который может пойти на реализацию схемы, уже отработанной в случае Египта».

В начале 2016 г. марокканские СМИ сообщили о подписании соглашения с Саудовской Аравией, согласно которому КСА выделит Марокко в течение четырех лет значительных средств на становление национальной военной промышленности.

Своим главным противником Марокко рассматривает Алжир. Политические противоречия продолжают оставаться катализатором соперничества между двумя крупнейшими государствами Магриба за влияние и лидерство в регионе. Не исключается возникновение конфликтов с Испанией из-за спорных территорий на средиземноморском побережье.

Вооруженные силы Марокко (195,8 тыс. чел.) состоят из сухопутных войск, ВВС, ВМС, военной жандармерии и королевской гвардии. Военные расходы в среднем составляют 3-4% от ВВП или 11-12% государственного бюджета, что являются тяжелым бременем для страны и ее экономики. Причем оборонные расходы неуклонно растут. В 2011-2015 гг. королевство заняло второе место в Африке по тратам на нужды обороны (26%) после Алжира (30%). В 2015 г. правительство страны приняло решение вложить в реализацию программ модернизации армии сумму свыше 15 млрд долларов. Эти средства направляются на приобретение новых боевых самолетов, подводных лодок, РЛС, другого вооружения, а также на «усиление человеческого фактора КВС».

Верховным главнокомандующим ВС является король. После событий начала 1970-х гг., связанных с попытками государственных переворотов, монарх взял на себя исполнение обязанностей министра обороны и начальника генерального штаба, упразднив само министерство и должность руководителя генштаба. Сегодня практически ни одно военное решение не принимается без предварительного личного ознакомления и последующего утверждения королем. Непосредственное руководство повседневной деятельностью вооруженных сил осуществляет генеральный инспектор (командующий ВС). Он является высшим должностным лицом в армии после монраха. Основным рабочим органом главкома является генеральный штаб. Командующие (инспекторы) видами ВС непосредственно подчиняются королю. Подобная структура руководства вооруженными силами создает ненужные параллельные линии подчиненности и затрудняет управление войсками.

По действующему законодательству верховный главнокомандующий ВС и сами вооруженные силы Марокко находятся вне зоны критики. Любая попытка раскрыть ситуацию в армии в СМИ расценивается как подрыв ее боеспособности и преследуется по закону.

Основные усилия в сфере военного строительства сосредоточены на переоснащении войск на новые и модернизированные образцы вооружения и военной техники; повышении их боевой и мобилизационной готовности; совершенствовании боевой выучки частей и подразделений, повышении их мобильности, огневой мощи и совершенствовании организационно-штатной структуры; развитии системы тылового обеспечения; строительстве новых объектов оперативного оборудования территории страны. Большое внимание уделяется улучшению системы управления войсками. На базе соответствующей программы происходит внедрение современных средств автоматизации и связи во все управленческие звенья, а также широкое внедрение компьютеров. В вопросах военного строительства Марокко во многом ориентируется на получение помощи от стран НАТО, главным образом от США и Франции.

Вооружение и военная техника КВС представлены иностранными образцами: американскими, французскими, российскими, китайскими и др. Наличие в войсках разнотипной техники затрудняет ее эксплуатацию, обслуживание и обучение личного состава. Кроме того, многие образцы вооружения морально и физически устарели, требуют замены или модернизации.

В военно-административном отношении территория Марокко разделена на два Командования зон: Северного (штаб в Рабате) и Южного (Сахарского, Агадир).

Основу КВС составляют сухопутные войска (175 тыс. человек). В их боевом составе имеется 6 бригад (механизированных – 3, воздушно-десантных – 2, охраны -1) и свыше 100 различных полков и батальонов (пехотных, танковых, «коммандос» и др.). Основное вооружение сухопутных войск включает в себя 730 основных и средних танков, главным образом американских М60А3 (427); свыше 400 артиллерийских орудий, в том числе 282 САУ калибра от 105 до 203,2 мм; 35 РСЗО; до 1700 минометов; 790 ПТРК; 12 ЗРПК «Тунгуска»; 37 ЗРК ближнего действия «Чапарэл»; до 70 ПЗРК; свыше 200 зенитных орудий. Китай поставляет Марокко ЗРК ближнего действия DК-9. В ближайшие годы ожидается поступление 222 танков М1А1 «Абрамс», снятых с вооружения армии США.

Военно-воздушные силы (13 тыс. человек) имеют на вооружении 94 боевых самолета. Наиболее современными являются американские тактические истребители F-16С/D (1 F-16 был сбит в Йемене в мае 2015 г.). Также имеется около 40 учебных самолетов, 3 самолета РЭБ, 14 базовых патрульных самолетов, 2 самолета-заправщика и свыше 50 средних и легких транспортных самолетов. Вертолетная авиация представлена 24 боевыми (SA-342L «Газель») и примерно 100 транспортными машинами. Рассматривается вопрос о приобретении истребителя JF-17 китайско-пакистанской разработки.

В последние годы динамично развиваются королевские ВМС (7,8 тыс. человек). Их корабельный состав представлен фрегатами (6), корветами (2), ракетными (4) и патрульными катерами (23), десантными кораблями (5) и вспомогательными судами (4). Наиболее современными являются фрегаты французской (проекта FREMM, 1 ед.) и голландской (проекта Sigma, 3 ед.) постройки. В постройке находятся два десантных корабля. Предполагается приобретение подводной лодки в России («Амур-1650», проект 677Е) или в Германии (Type 209).

В целом на сегодняшний день вооруженные силы Марокко по своей численности, уровню подготовки личного состава и наличию боевого опыта по праву считаются одними из наиболее сильных и боеспособных на африканском континенте. Вместе с тем, наличие большого количества устаревшей техники снижает их боевые возможности, а отсутствие в стране развитой военно-экономической базы не позволяет КВС самостоятельно, без иностранной военно-технической и финансовой помощи, вести масштабные и длительные военные действия.

52.37MB | MySQL:103 | 0,473sec