Отношения КСА и США – новый поворот?

Отношения Саудовской Аравии и США за последний месяц были отмечены рядом важных событий. Прежде всего, это касается последнего визита Б.Обамы в Эр-Рияд 20-22 апреля с.г. в качестве президента США, что особо подчеркивалось саудовцами. Несмотря на «радушный прием», который по замечанию газеты «Эр-Рияд» «всего лишь формальность, что требуется арабским и дипломатическим гостеприимством», были явные «сбои» в дипломатическом протоколе – встречал Б.Обаму в аэропорту губернатор Эр-Рияда принц Фейсал бен Бандар вместо наследного принца или его заместителя, а саудовское телевидение освещало ход визита в ограниченном режиме. Несмотря на официальные заявления по итогам встречи глав государств, представляется, что президенту США не удалось «очисть воздух», и обе стороны остались недовольными друг другом. В целом в Эр-рияде, если судить по тону местных газет, не собираются прощать Б.Обаме провальную, по их мнению, политику на Ближнем Востоке за весь срок его президентства. Главные претензии касаются «арабской весны», ядерной сделки с Ираном, появления «Исламского государства», (ИГ, запрещено в России) а также неудачной попытки свержения режима Б.Асада в Сирии. В саудовском руководстве, по сведениям из некоторых дипломатических источников, уже давно пришли к выводу, что иметь дело с Б.Обамой — тупиковая ситуация, поэтому все накопившиеся проблемы надо решать с новым президентом, который вступит в должность в 2017 г. Пока в Эр-Рияде решили, что для усиления позиций королевства в США и «перезагрузки» отношений надо свести до минимума контакты с Белым домом, и сосредоточиться на активизации отношений с Конгрессом, СМИ и американским обществом.

Планы Эр-Рияда действовать в этом направлении вполне объяснимы. Как известно, в Конгрессе США уже в течение нескольких месяцев находится на обсуждении законопроект «Правосудие против покровителей терроризма» (The Justice Against Sponsors of Terrorism Act, JASTA). Этот закон в случае его принятия позволит семьям жертв терактов 11 сентября 2001 г. инициировать процедуру судебных исков против иностранных правительств, прежде всего против руководства Саудовской Аравии, включая членов королевской семьи, если, конечно, будет доказана их причастность к деятельности «Аль-Каиды». Саудовская Аравия отнеслась к такому повороту событий очень серьезно, фактически попытавшись оказать давление на нынешнюю президентскую администрацию, пообещав распродать все свои американские активы на сумму 750 млрд долл., чтобы избежать ареста своих банковских счетов и других репрессивных мер против саудовских активов в США. Несмотря на заявления пресс-секретаря Белого дома Дж. Эрнеста, что все эти действия представляют угрозу мировой финансовой системе, ряд экспертов оценивают ситуацию иначе. По их мнению, такие предполагаемые действия не являются серьезной угрозой для американского финансового рынка, но в большей степени представляют риск для самого КСА, особенно учитывая, что курс саудовского риала привязан к доллару (от чего Саудовская Аравия так и не смогла отказаться несмотря на неоднократные попытки это сделать). Тем более, министр иностранных А.аль-Джубейр на встрече со своим коллегой Дж.Керри в Женеве 2 мая с.г. по сирийскому урегулированию несколько «снизил обороты», отрицая, что Саудовская Аравия угрожает «своему ближайшему союзнику» и намерена распродать все свои американские активы. По его словам, речь якобы шла о «разрушении доверия со стороны инвесторов», в случае принятия такого закона, не только в Саудовской Аравии, но и во всем мире. При этом он подчеркнул, что Саудовская Аравия не использует денежно-кредитную, энергетическую, экономическую политику в политических целях.

Интересно отметить, что законопроект JASTA, который был внесен сенатором-республиканцем Джоном Корнином (Техас) и сенатором-демократом Чаком Шумером (Нью-Йорк), уже получил широкую поддержку как в Палате представителей, так и в Сенате, даже, несмотря на острую межпартийную конкуренцию накануне президентских выборов. Уровень напряженности в двусторонних отношениях также повысился из-за предложения сенатора-демократа Кирстен Джиллибранд и бывшего сенатора Боба Грэхема 12 апреля с.г. рассекретить часть отчета, знаменитые «секретные 28 страниц» доклада «Комиссии 9/11», где якобы существуют неопровержимые доказательства о причастности Саудовской Аравии к этим терактам. Несмотря на то, что официальный Белый дом неоднократно ранее заверял, что поводов говорить о причастности Саудовской Аравии к событиям 9/11 не имеется.

Как стало известно из американских СМИ, некоторые представители Госдепа и Пентагона провели в конфиденциальном порядке несколько встреч с конгрессменами, пытаясь их убедить, что принятие этого закона и рассекречивание 28 страниц доклада приведет к «тяжелейшим экономическим и финансовым последствиям», а также будет иметь крайне негативное влияние на все ближневосточную  дипломатию США. Сторонники такой точки зрения есть и в Конгрессе среди сенаторов-республиканцев, выразивших свои опасения, что все эти шаги могут нанести ущерб американо-саудовским отношениям. Среди них сенатор-республиканец Дж. Маккейн, который уже несколько последних лет является жестким критиком ближневосточной политики Б.Обамы , который по его мнению, из-за желания иметь какие-либо отношения с Ираном «сумел отравить отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией, что является беспрецедентным». Лидер республиканского большинства в Сенате США Митч Макконнелл и спикер Палаты представителей Пол Райан также отказались одобрить этот законопроект, причем последний особо подчеркнул необходимость убедиться, что «мы не делаем ошибок в отношении наших союзников». Однако, несмотря на сильное противодействие, Эр-Рияд столкнулся с широкой «антисаудовской коалицией» в Конгрессе, которая включает в себя представителей самых разных политических кругов – от либерально-демократических до консервативно-республиканских. Однако единственным законным способом помешать этому пока является право президента наложить вето. Но это может только отсрочить законодательный процесс, если конгрессмены решать довести начатую процедуру до конца. Также в Эр-Рияде с понятной тревогой отнеслись к заявлению Джеймса Клеппера, директора Национальной разведки (National Intelligence), от 25 апреля с.г., что в июне будут рассекречены 28 страниц секретной части доклада о событиях 9/11, пока временная задержка объясняется им «межведомственной координацией».

В ответ на это саудовские СМИ и ряд газет стран Залива пытались представить ситуацию, что все эти обвинения голословны, т.к. Саудовская Аравия стала такой же жертвой терроризма со стороны «Аль-Каиды». В качестве доказательств приводится заявление двух председателей «Комиссии 9/11» Томаса Кина и Ли Гамильтона, что «не удалось найти доказательств предполагаемой причастности Саудовской Аравии к этим атакам». При этом дается понять, что в американской политических кругах имеет место рост влияния некой «антисаудовской группы», как это следовало из интервью бывшего офицера военной разведки полковника Дерека Харви для «Аш-Шарк Аль-Аусат». По его словам «существует враждебное мнение в отношении Саудовской Аравии в Соединенных Штатах, и это подталкивает Конгресс принять закон «Правосудие против покровителей терроризма»», а также по причине дезинформации, которая используется некоторыми, что королевство не предпринимает никаких действий для борьбы с терроризмом.

Все это стало определенной проблемой для некоторых американских политиков, имеющих традиционные прочные связи с Саудовской Аравией. Как известно, Х.Клинтон и Б.Сандерс – кандидаты от демократов на пост президента США выразили свою поддержку этому законопроекту, о чем они объявили 18 апреля, как раз накануне визита Б.Обамы в Эр-Рияд. Хотя, по мнению многих экспертов, именно приход Х.Клинтон в Белый дом в Эр-Рияде рассматривают в качестве реальной возможности начать новый этап в американо-саудовских отношениях. Тем более, королевский дом Аль Сауд и семью Клинтонов связывают давние отношения в различных сферах. Например, в свое время саудовцы предоставили благотворительному фонду The Clinton Foundation по разным оценкам около 25 млн долл. как через группу «Друзья Саудовской Аравии», так и через частные пожертвования членов королевской семьи. Некоторые американские обозреватели считают, что Х.Клинтон была вынуждена выступить с поддержкой JASTA под напором критики со стороны своих конкурентов и общественного мнения. При этом отмечается, что «антисаудовские», иногда скандальные, пассажи Д.Трампа, не стали приоритетными в ее предвыборной риторике по международной проблематике, и вряд ли будут таковыми в будущей внешнеполитической американской стратегии на Ближнем Востоке, если демократы одержат победу на президентских выборах.

Кроме того, по данным ряда американских СМИ (The Daily Caller и др.), лоббистская фирма «Подеста групп» (Podesta Group) — один из ключевых организаторов предвыборной кампании демократов, является также лоббистом и Саудовской Аравии. В доказательство этого приводится, данные документов, опубликованных Министерством юстиции США в соответствии с законом «Акт о регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act, FARA). Это особенно актуально, если учесть, что основатели этой фирмы братья — Тони и Джон Подеста не только являются крайне влиятельными лоббистами и главными инсайдерами демократов, которые активно участвовали в прошлых президентских кампаниях, но также входят в ближайший круг Х.Клинтон. Согласно Observer, Дж.Подеста назван «архитектором» президентской кампании Х.Клинтон, а его брат Т.Подеста «бандлером» (на американском политическом сленге это слово обозначает человека, который добывает финансовые средства на избирательные кампании политиков, иногда сомнительными с точки зрения законности способами).

Очевидно, что на фоне видимого охлаждения в отношениях с администрацией Б.Обамы в Эр-Рияде приняли наиболее логичное решение — лоббирование своих интересов в США всеми возможными способами. Как известно, фактор лоббизма давно уже стал одним из рычагов для принятия политических решений в Белом доме, Конгрессе и Пентагоне. Для этой цели саудовцы уже давно прибегают к услугам американских лоббистских фирм, юридических компаний представителей СМИ, которые имеют механизмы влияния на американский политический истеблишмент. Согласно информации, предоставленной газетами The Washington Post и The Hill» с правительством КСА сотрудничает целый ряд лобби-групп и юридических фирм, действующих в Вашингтоне и «обрабатывающих» конгрессменов, высокопоставленных государственных чиновников и лиц, представляющих определенный интерес для саудовцев. Среди них называются – Podesta Group, BGR Groups, Edelman, DLA Piper, Pillsbury Winthrop, Targeted Victory и др. Некоторые из вышеупомянутых фирм работают непосредственно на саудовское посольство в Вашингтоне. А крупнейшее PR-агентство Edelman заключило контракт с Генеральным управлением Саудовской Аравии по инвестициям. Что касается Podesta Group и BGR Group, то они контактируют с «Центром исследований и по вопросам СМИ при Королевской канцелярии Саудовской Аравии» (это фактически «идеологический отдел» подотчетный принцу Мухаммеду бен Сальману). По некоторым данным Podesta Group имеет текущий контракт на 140 млн долл. ежемесячно с этим Центром. Задачи, поставленные саудовской стороной, весьма разнообразны и зависят от профиля и специализации фирмы — от форсирования отношений и координации встреч между саудовскими и американскими чиновниками и бизнесменами, привлечения инвестиций, до информационного обеспечения и работы акаунта «Twitter» (@SaudiEmbassy) USA и канала саудовского посольства на YouTube. Некоторые аналитики (Дж. Стюарт, неправительственный фонд Тhe Sunlight Foundation) считают, что Саудовская Аравия длительное время является одним из «самых крупных игроков, когда дело доходит до иностранного влияния в Вашингтоне», которое касается как внешней, так и внутренней политики. В.Новак, директор общественной организации Center for Responsive Politics, также полагает: «Наличие множества людей, представляющих их страну в Вашингтоне, помогает Саудовской Аравии держать в центре внимания, что она важный союзник на Ближнем Востоке, а не на таких вопросах как то, что женщины имеют и не имеют право там делать». «Эта страна будет нанимать демократов и республиканцев, чтобы убедиться, что она имеет широкий охват, и включает в себя людей, которые раньше работали на ключевых комитетах или агентствах – иногда даже бывших членов Конгресса», — добавила она. Отмечается, что пока неизвестно будут ли все эти лоббисты оказывать влияние в Конгрессе или Белом доме по конкретному закону (JASTA) и секретной части доклада «Комиссии 9/11» или у них более обширные планы. Как обычно в таких случаях представители всех эти компаний категорически отказываются от каких-либо комментариев для прессы. А в контрактах прописаны самые общие формулировки — «содействие посольству в более активном укреплении способности Соединенных Штатов и Саудовской Аравии в продвижении взаимных интересов по национальной безопасности», «предоставление PR и медийных услуг», поощрение инвестиций в экономику королевства, которая в настоящее время проходит процесс диверсификации и т.д.

Тем не менее, пока в Конгрессе поддерживают публикацию секретной части доклада о терактах 9/11, директор ЦРУ Дж.Бреннан в интервью телеканалу NBC выступил против этого, т.к. по его словам: «Доказательства того, что власти Саудовской Аравии или отдельные высокопоставленные официальные лица страны финансировали «Аль-Каиду», отсутствуют». Он подчеркнул, что выводы комиссии могут быть превратно истолкованы, а некоторые «могут ухватиться за неподтвержденную непроверенную информацию», и в конечном итоге нанести ущерб сложным дипломатическим, военно-экономическим отношениям между двумя странами. Чтобы понять такой подход, необходимо напомнить, что Дж.Бреннан, профессиональный арабист, согласно его официальной биографии в 1996 г. являлся главным резидентом ЦРУ в Эр-Рияде, главой Национального центра по борьбе с терроризмом (2001-2005 гг.), а затем главным советником президента США Барака Обамы по борьбе с терроризмом (2009—2013 гг.). Он имеет солидный опыт работы в КСА и на Ближнем Востоке, а также наработанные профессиональные связи в спецслужбах и политических кругах Саудовской Аравии, например с наследным принцем Мухаммедом бен Наефом. Некоторые американские издания (The New York Post) ставят под сомнение искренность подобных заявлений, полагая, что власти «решили обмануть» всех, и заняли «круговую оборону, защищая своих «саудовских друзей». В этом случае дается ссылка на меморандум ЦРУ от 02.08.2002 г., в котором признается, что существуют «неопровержимые доказательства того, что имеется поддержка этих террористов внутри правительства Саудовской Аравии». Поэтому такая уклончивая позиция заставляет некоторых обозревателей выстраивать очередные конспирологические версии (причем особенно часто в подобных публикациях упоминается имя принца Бандара бен Султана, бывшего в 2001 г. саудовским послом в Вашингтоне).

Однако ряд экспертов в области безопасности высказывают предположения, что такая позиция некоторых должностных лиц в Белом доме, Госдепе и спецслужбах относительно принятия JASTA и публикации секретных 28 страниц доклада объясняется тем, что «Комиссия 9/11» все же не нашла прямых доказательства об участии «правительства Саудовской Аравии, как государственного института, или высших должностных лиц королевства» в финансировании этих террористов. Например, Ален Родье (заместитель директора Французского центра исследований в области разведки (CF2R) не считает, что «саудовская королевская семья, так или иначе, причастна к терактам 11 сентября», но не исключает, что «спецслужбы неправильно оценили ситуацию, в частности после терактов против американских дипмиссий в Дар-эс-Саламе и Найроби». Главной ошибкой Саудовской Аравии называется распространение наиболее радикальной формы ислама (салафизма) за счет государственных программ строительства медресе и мечетей, а также недостаточный контроль за собственными исламскими благотворительными организациями, которые зачастую занимались финансированием различных экстремистских группировок в различных странах, что привело в конечном итоге к трагедии в Нью-Йорке, а затем к «десятилетию террора» уже на территории королевства.

Таким образом, можно констатировать, что внутри американского истеблишмента существуют явные разногласия относительно построения отношений с КСА в будущем. Это осознают и в Эр-Рияде, как следовало из интервью для CNN принца Турки аль-Фейсала (тоже одного из фигурантов в расследовании событий 9/11 в 2002 г.), что отношения между странами уже никогда не вернутся на прежний уровень и нуждаются в «перекалибровке». Он также призвал американцев «сделать правильный выбор» и не голосовать за кандидатуру Д.Трампа, победа которого на выборах в ноябре с.г., им видится реальной проблемой, особенно в свете его последних заявлений о новых доктринах американской внешней политики. Тем не менее, несмотря на серьезные осложнения в американо-саудовских отношениях, полученных в наследство от Б.Обамы, их не стоит преувеличивать, т.к. ни одна из сторон не намерена доводить дело до неприкрытой конфронтации. Например, согласно заявлению Пентагона 6 мая с.г., в Йемен было отправлено «небольшое количество» американских военнослужащих и военных советников для оказания помощи подразделениям ОАЭ в борьбе с группировками боевиков, связанных с «Аль-Каидой», которая является «значительной угрозой США и нашим региональным партнерам». Хотя всем известно, что главным «региональным партнером» американцев и главой сил международной коалиции в Йемене является Саудовская Аравия. Не приходиться сомневаться, что, несмотря на призывы «уйти с Ближнего Востока», Вашингтон и в будущем будет поддерживать отношения с Эр-Риядом, оказывая военную и политическую поддержку, чтобы сохранить стратегический альянс между двумя государствами. Одной из главных задач нового президента США, по мнению некоторых экспертов, — попытка убедить КСА продолжить процесс реформ, включая решение целого спектра социальных и этноконфессиональных проблем, для поддержания внутренней стабильности на фоне падения цен на нефть и роста дефицита бюджета. Поэтому в США в целом, несмотря на возражения некоторых скептиков, положительно оценили программу «Видение Королевства Саудовская Аравия 2030 года», объявленную наследником наследного принца Мухаммедом бен Сальманом.

52.31MB | MySQL:103 | 0,460sec