Проблемы и перспективы газовой отрасли Саудовской Аравии

Согласно ряду авторитетных источников, Саудовская Аравия – одна из крупнейших стран в мире по объему резервов природного газа.

По данным ОПЕК, по состоянию на 2014 год доказанный объем резервов составляет 8 488 млрд куб. м, что ставит королевство на 6-е место в мире после России, Ирана, Катара, Туркменистана, США. Некоторые источники указывают, что Саудовская Аравия занимает 5-е место в мире по этому показателю.

Объемы добычи в 2014 году достигли 102,38 млрд куб. м (данные ОПЕК) – 8-е место в мире после США, России, Ирана, Катара, Канады, Норвегии и Китая. Весь объем добычи используется внутри страны, Эр-Рияд не экспортирует и не импортирует «голубое топливо».

Основные потребители газа – электростанции и предприятия по опреснению воды, хотя точные данные использования этого сырья по секторам отсутствуют. Известно, что в 2011 году газ служил топливом для 36 % электроэнергии, вырабатывавшейся в стране[i]. За прошедшие годы этот показатель не претерпел значительных изменений: наиболее крупные электростанции (общей мощностью более 5 ГВт), введенные в эксплуатацию за этот период, являются предприятиями смешанного типа, использующие нефть и газ.

Также не раскрывается информация об инфраструктуре  для хранения этого вида сырья.

В стране имеется газораспределительная сеть Master Gas System (MGS), ее общая протяженность более 5 000 км (данные ОПЕК), она  охватывает главным образом побережье Персидского залива и внутренние провинции Эль-Худуд-Эш-Шамалия, Эль Касим, Хаиль и Эр-Рияд, что обусловлено расположением месторождений в этих районах. В составе указанной инфраструктуры в том числе два крупных газопровода (1193 и 966 км), соединяющие районы газодобычи на побережье Персидского Залива и в провинции Эль-Худуд-Эш-Шамалия с городом Янбу-Эль-Бахр на Красном море. Большая часть указанных газопроводов сооружена в 1970-х гг, их владельцем является компания Saudi Aramco.

Как и вся энергетика в стране, внутренние цены на газ в королевстве одни из самых низких в мире за счет субсидий. В прошлые годы это было основной причиной, которая тормозила интеграцию Эр-Рияда с ВТО, требовавшей пересмотра политики субсидирования на газ с целью ликвидации конкурентных преимуществ некоторых видов продукции, производимой в королевстве.  Так, средняя цена за 1 000 куб. м газа на внутреннем рынке составляет 0,7 дол. США, тогда как себестоимость добычи аналогичного объема – 2 долл. США, а в отдельных случаях доходит до 3-х долл. США[ii].

Объемы добычи «голубого топлива» на фоне резервов выглядят умеренными – отношение извлекаемого сырья к объему резервов составляет 1,3 % в год[iii]. Для сравнения – в Алжире этот показатель 4,1 %.

Ввиду общего роста спроса на энергию в стране (от 5 до 7 % в год на различные виды топлива) существуют причины и для роста потребления газа. Правда, будущие объемы спроса на «голубое топливо» будут зависеть от развития соответствующей инфраструктуры (электростанции, опреснительное оборудования, транспортные средства), и здесь есть широкие возможности для его регулирования. В последние 10 лет темпы роста спроса на «голубое топливо» в королевстве колебались от 1% до 9% в год. Однако тенденция к росту устойчивая.

Согласно прогнозам некоторых экспертов, спрос на «голубое топливо» достигнет 130 млрд куб. м в 2020 году, а в 2030 году – 150 млрд куб. м[iv]. С учетом тенденций, имеющихся сегодня, эти прогнозы выглядят логичными.

В пользу них говорят и косвенные факты. Так, в октябре 2014 года Saudi Aramco и Shandong Electric Power Construction Corporation подписали контракт на расширение мощностей упомянутого выше газопровода, проложенного к побережью Красного моря, с 0,237 млрд куб.м/день до 0,353 млрд куб. м/день. Основное назначение проекта – обеспечение газом строящегося экономического центра King Abdullah Economic City, одной из крупнейшей инициативы страны в экономике, которая была принята в 2005 году. Завершение проекта по расширению газопровода запланировано на конец 2018 года[v]. О намерении расширять газораспределительную сеть упоминал и наследник наследного принца Мухаммед бен Сальман в Программе «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». В июле 2017 Saudi Aramco планирует запуск крупной газовой  электростанции Shaybah мощностью 1,3 ГВт. Все это говорит о том, что руководство страны предполагает использование газа в качестве важного энергоносителя в будущем и будет способствовать увеличению его потребления.

Что касается источников удовлетворения даже текущих потребностей без учета их увеличения, то здесь мнения экспертов не выглядят оптимистичными.  Это обусловлено тем, что, по некоторым данным, от 50 % до 60 % добываемого «голубого топлива» извлекается в качестве попутного сырья на эксплуатируемых месторождениях нефти[vi]. По данным EIA, «попутный» газ обеспечивает 70 % добычи[vii]. При этом основной объем этого газа приходится на участки Ghawar, Safaniya и Zuluf, а их потенциал описывается как во многом исчерпанный. Что касается остальных участков добычи (не связанных с нефтяными), то ввиду их геологических особенностей процесс извлечения газа, предположительно, более сложный, что сильно ограничивает их потенциал. Причем здесь мнения различных экспертов в-целом сходятся[viii]. Институт Oxford Energy в одном из своих исследований вообще указывает на отсутствие возможности Эр-Рияда удовлетворять растущий спрос за счет эксплуатации собственных недр в течение следующих нескольких лет, в связи с чем его эксперты предполагают увеличение доли ВИЭ, атомной энергетики как альтернативу газу и начало импорта голубого топлива королевством[ix]. При реализации последнего сценария в качестве наиболее вероятного маршрута рассматривается сооружение газопровода из соседнего Катара.

С технической точки зрения также возможно сооружение газовых магистралей из Ирана и Йемена (некоторые запасы «голубого топлива» в последнем тоже имеются), однако ввиду политических причин Эр-Рияд не пойдет на реализацию подобных проектов.

Что касается катарского газа, то здесь могут возникнуть свои сложности. Саудовская Аравия – крупный потребитель «голубого топлива», а в случае реализации выше упомянутых прогнозов к 2030 году объемы потребления сырья королевством (150 млрд куб. м) превысят сегодняшние показатели экспорта катарского газа (122,6 млрд куб. м). При этом темпы роста спроса на газ в эмирате тоже не низкие, а нагрузка на месторождения оценивается как высокая. В этой ситуации важно понимать, что в случае превращения Саудовской Аравии в крупного импортера газа и выбора Катара в качестве единственного поставщика Доха будет вынуждена значительно переориентировать структуру поставок голубого топлива, очевидно, за счет потери позиций на азиатском или европейском рынке. Пойдет ли эмират на это в будущем, сложно сказать. Однако есть и политическая составляющая: увеличение зависимости от Катара ввиду его потенциальной монополии на поставки голубого топлива вряд ли привлекательно для Эр-Рияда.

На наш взгляд, в случае принятия решения о начале закупки газа за рубежом королевство рассмотрит в первую очередь возможность по импорту СПГ.

Впрочем, Эр-Рияд пока более оптимистичен в оценке перспектив газового сектора, а вопросы импорта голубого топлива на повестке дня не стоят. Напротив, в «Видении 2030» прозвучали слова о намерении увеличить добычу газа в 2 раза к 2030 году.

Конечно, дать объективную оценку перспективам газового потенциала Саудовской Аравии невозможно: подробная информация о результатах геологических исследований не раскрывается. Ограничимся отдельными выводами.

В последние годы четко обозначилась тенденция по развитию газовых месторождений, не связанных с нефтяными. Наиболее крупные —  Fadhili Wasit, Karan и  Midyan[x]. Последний – первый проект по добыче газа на побережье Красного моря. Большие надежды возлагаются и на регион Руб-эль-Хали.

Эту тенденцию подтверждает и компания Saudi Aramco – ключевой игрок в газовом секторе страны. Согласно ее утверждениям, рост добычи голубого топлива в последние годы происходит только на «не аффилированных» месторождениях, а ее ключевые усилия  в ближайшие годы будут направлены главным образом на их развитие. Смогут ли эти месторождения обеспечить рост добычи в два раза до 2030 года, сказать сложно. Однако это не простая задача, требующая крупных инвестиций.

Отметим еще один факт. Развитие «не аффилированных» месторождений отличается по своей инвестиционной окупаемости. К примеру, одно из крупнейших в мире нефтегазовых месторождений Ghawar, эксплуатируемое Саудовской Аравией, в значительной степени окупает себя за счет экспорта нефти, извлеченного из его недр. При том, что себестоимость добычи черного золота в королевстве оценивается как одна из самых низких в мире, а значительная часть продукции реализуется по мировым ценам, объемы доходов с подобных месторождений позволяют попутно инвестировать в добычу газа на них же и отпускать его покупателям по субсидированной цене. Уровень рентабельности месторождения даже с учетом «газовых» затрат остается приемлемым для инвесторов. В случае инвестирования в отдельные газовые месторождения показатели рентабельности следует оценивать уже без «нефтяной» выручки, что, естественно, снижает привлекательность подобных проектов. Конечно, экономическая эффективность каждого месторождения требует отдельного анализа, но очевидно одно: в условиях королевства развитие газовых месторождений менее рентабельно по сравнению с нефтегазовыми. Впрочем, в случае необходимости импорта газа это тоже станет сложным испытанием для системы субсидирования, которую, возможно, придется пересмотреть.

Рассматриваются возможности для добычи сланцевого газа, приблизительные запасы которого, по словам Али бен Ибрагима Аль Наими, занимавшего в 2013 году пост министра нефти и минеральных ресурсов, достигают 16 трлн куб. м – почти вдвое больше, чем оцененные запасы традиционного газа[xi].

О намерениях инвестировать в сектор разведки и добычи сланцевого газа впервые было заявлено руководством Saudi Aramco в октябре 2013 года. По словам исполнительного директора компании Халеда аль-Фалиха, Саудовская Аравия станет второй страной после США, где использование сланцевого газа станет важной составляющей во внутренней структуре энергопотребления.

На основании данных геологического анализа Saudi Aramco в 2013 году определила 3 потенциально привлекательных зоны для сланцевых проектов: северо-запад (побережье Красного моря), южная часть месторождения Ghawar, и район пустыни Руб-эль-Хали[xii]. Рассматривались даже перспективы строительства электростанции, работающей на сланцевом газе.  Интересно, что это была первая крупная нефтяная компания в мире, сделавшая подобные заявления о серьезных намерениях вложиться в эти проекты. В то время активные действия в секторе вели специализированные и менее крупные компании, как правило, пользующиеся поддержкой со стороны правительства или инвесторов.

Конечно, это можно было воспринимать как ажиотаж, вызванный «сланцевым бумом» в США, который имел место быть в то время. Однако внимание к этому направлению у Saudi Aramco не угасает. В 2015 году руководство компании заявило об инвестициях в развитие проектов, связанных с не конвенциальным газом на 3 млрд долл. США и о намерении дальнейшего инвестирования в сектор в размере 7 млрд долл. США[xiii]. О большом внимании к сланцевому газу говорится и на официальном сайте Saudi Aramco.

Однако условия для развития сектора в королевстве не самые лучшие: реализация проектов может потребовать использования большого количества воды, избытка которой в королевстве нет. Существуют некоторые альтернативные технологии, однако их применение более дорогое и пока находится в стадии разработки. Есть и экологические проблемы, связанные со сланцевыми проектами. Да и сама эффективность добычи сланцевого газа сегодня оценивается в мире как неоднозначная, а его себестоимость в условиях Саудовской Аравии будет не дешевой.

Чем же обусловлено такое внимание к сланцевому газу?

Возможно, имеет место отсутствие уверенности в способности обеспечить достаточный уровень добычи «голубого топлива» за счет собственных месторождений.

Подводя итог, отметим, что о наличии кризиса в газовой отрасли королевства говорить пока рано: уровень добычи «голубого топлива» позволяет удовлетворять внутренние потребности, инвестиционные ресурсы для его расширения имеются, а некоторый успех на этом направлении уже достигнут. С другой стороны, очевидно, что дальнейшее увеличение производства голубого топлива будет требовать больших инвестиций при меньшей рентабельности. Поэтому, даже при благоприятном сценарии развитие газового сектора потребует более крупных вложений, что отразится на общем экономическом состоянии страны.

 

[i]                       https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2013/07/Summer-Again-The-Swing-in-Oil-Demand-in-Saudi-Arabia.pdf

[ii]                      http://english.aawsat.com/2013/10/article55319936/saudi-aramco-announces-shale-gas-investment

[iii]                     При расчете этого показателя количество извлекаемого сырья включает в себя объемы сжигаемого газа и иных потерь в процессе добычи.

[iv]                    http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/Regional-gas-trade-projects-in-arab-countries.pdf

[v]                     http://www.saudiaramco.com/en/home/news-media/news/sales-gas.html

[vi]                    http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/Regional-gas-trade-projects-in-arab-countries.pdf

[vii]                     https://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=SAU

[viii]                  Под экспертами здесь подразумеваются материалы и публикации ресурсов EIA, Asharq-al-Awsat, Oxford Energy.

[ix]                     https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2013/07/Summer-Again-The-Swing-in-Oil-Demand-in-Saudi-Arabia.pdf

[x]                      Описание проектов представлено на официальном сайте компании Saudi Aramco http://www.saudiaramco.com/en/home/our-business/worlds-leading-supplier-of-energy/gas-development.html

[xi]                     http://english.aawsat.com/2013/10/article55319230/saudi-arabia-to-join-us-as-shale-gas-producer

[xii]                    http://english.aawsat.com/2013/10/article55319230/saudi-arabia-to-join-us-as-shale-gas-producer

[xiii]                   http://english.alarabiya.net/en/business/energy/2015/02/22/Saudi-Aramco-extends-bidding-for-unconventional-gas-work.html

62.9MB | MySQL:102 | 0,531sec