Иран: ответ на постановление Верховного суда США о конфискации иранских активов

15-го мая 2016 года 181 из 216 присутствующих1 депутатов иранского парламента – Меджлиса предварительно одобрило законопроект «двойной срочности» из пяти статей, требующий у правительства подать иск к Соединенным Штатам в Международный суд с требованием материальной компенсации за ущерб, который страна понесла в результате американских враждебных действий начиная с 1953 года.

Согласно принятому законопроекту, вмешательство США и нанесение ущерба Ирану начинается именно с 1953 года, когда при финансовой помощи   ЦРУ США и британская МИ-6 спланировали и осуществили переворот с целью свержения демократического правительства премьер-министра Мохаммада Мосаддыка, назначив вместо него генерала Фазлаллу Захеди. Причиной переворота стала национализация иранской нефтяной промышленности 15 марта 1951 года. Закон о национализации нанес большой материальный ущерб Великобритании, которая имела нефтяные концессии и управляла большей частью нефтяной промышленности. В 1952 году М.Мосаддык заявил о разрыве дипломатических отношений с Великобританией, в ответ на это Англо-иранская нефтяная компания (ныне British Petroleum Company) начала бойкотировать иранские нефтепродукты. Добыча нефти сократилась в 30 раз. Чтоб вернуться на иранский нефтяной рынок американские и британские спецслужбы организовали операцию «Аякс» и свергли М.Мосаддыка. Западные компании вернулись на иранский рынок, разделив его между собой.

Следующим обвинением со стороны Ирана стала попытка переворота в 1980 году с целью свергнуть также установленный в результате Исламской революции режим и правительство президента Аболхасана Банисадра и Имама Хомейни. Однако иранским вооруженным силам удалось предотвратить переворот, арестовав сотни американских военнослужащих на авиабазе Ножех (недалеко от Хамадана). В организации переворота участвовал отставной офицер шахской жандармерии полковник Мохаммад Бакир Бани Амири, а также последний премьер-министр шаха Шапур Бахтияр. Были использованы его контакты и финансовые возможности.

В законопроекте Иран обвиняет США также в поддержке режима Саддама Хусейна во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. О потерях иранской стороны существуют разные данные. В законопроекте указано, что число погибших составляет 223 тысячи, а раненных 600 тысяч.

Иранский Меджлис также намерен требовать компенсацию за воздушные налеты на иранские нефтяные объекты и вышки в Персидском заливе, а также любой арест иранских активов после Исламской революции 1979 года.

Законопроект последовал за недавним постановлением Нью-йоркского суда, вынесенным по гражданскому иску семей жертв теракта 11 сентября 2001 года. Согласно формулировке судебного постановления, Исламская Республика Иран не смогла доказать свою непричастность к организации и совершению теракта. В результате в марте текущего года суд потребовал от Ирана выплатить компенсацию семьям жертв размеров в 10,5 млрд долларов.

В апреле Верховный суд США присудил Ирану выплатить семьям около 300 жертв теракта 23 октября 1983 года на военной базе американских и французских миротворцев в Бейруте, а также семьям погибших при теракте в Саудовской Аравии в Дархане в 1996 году, когда при взрыве жилого комплекса погибло 17 американских военных летчиков.

В 2007 году Федеральный суд США потребовал от Ирана выплатить 2,65 млрд долларов компенсации жертвам погибших в теракте в Бейруте. В 2012 году Конгресс подтвердил решение федерального суда. В 2014 году постановление суда достигло своего окончательного утверждения, и было решено, под предлогом компенсации изъять около 2 млрд долларов с замороженного в Нью-Йорке банковского счета Центрального банка ИРИ. Между тем, Центральный банк ИРИ был основан на соглашении 1955 года между Тегераном и Вашингтоном, и согласно этому договору, США не имеют права снимать средства с банковского счета. Тем не менее, когда в 2012 году Конгресс одобрил решение суда, был принять законопроект под названием «Снижение угрозы прав человека в Иране и Сирии», который позволял использовать счет  ЦБ ИРИ. Руководство ЦБ Ирана, в свою очередь, заявило, что принятием такого законопроекта Конгресс нарушил принцип разграничения полномочий и повлиял на решение суда.

Министерство иностранных дел ИРИ незамедлительно отреагировало на подобное решение Верховного суда США. В МИД был вызван посол Швейцарии, так как именно Швейцария представляет интересы США в Исламской Республике после того, как американское посольство в ИРИ было закрыто в связи с нападением и захватом в заложники сотрудников посольства на 444 дня в 1979 году. Послу Швейцарии было представлено два документа с официальным протестом Тегерана. В документах отмечено, что решение Верховного суда США противоречит ирано-американским договоренностям и нарушает международные правовые нормы.

Официальный представитель МИД ИРИ Джабер Ансари на своем брифинге заявил: «Решение суда является присвоением собственности Исламской Республики, и, естественно, ответственность за решение о компенсации и возмещение ущерба, принятого против Ирана, лежит на американских властях».

Как и следовало ожидать, Тегеран вновь увидел израильский след в произошедшем. «Решение Верховного суда США показывает зависимость американских властей от сионистских кругов, враждебные действия правительства против Ирана продолжаются, что приводит только к большему недоверию правительства и народа Ирана к враждебной политике США», — заявил Джабер Ансари.

С официальным письмом к Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну обратился и сам глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф. В письме генсеку ООН М.Д.Зариф обвинил США в незаконном присвоении иранских средств и попросил оказать на Вашингтон давление, чтоб убедить выполнять свои международные обязательства.

Представитель провинции Хамадан в Меджлисе Ибрагим Карханеи, являющийся автором законопроекта, заявил: «Америка не понимает языка взаимодействия настолько, что после утверждения Совместного всеобъемлющего плана действий, вместо того, чтоб снизить враждебность, наоборот разжигает ее. Создается впечатление, что США хотят отомстить за 37 лет своей политической пассивности и проблем, с которыми они столкнулись в результате своей политики в регионе. Но это мечта и мираж».

Президент ИРИ Хасан Роухани заявил о намерении подать иск в Международный суд еще до принятия законопроекта Меджлисом. 10-го мая, выступая с речью в провинции Керман, Х.Роухани назвал постановление Верховного суда США «воровством», сообщает государственное агентство Pars Today. «В вопросе кражи 2 млрд долларов имущества Ирана правительство не пожалеет никаких усилий для восстановления прав иранского народа», — заявил Х.Роухани. А еще раньше об обращении в Международный суд заявил представитель Центра международного права при аппарате президента Мохаммад Джахрами.

«Международным воровством» назвал  действия США и заместитель министра иностранных дел ИРИ Аббас Аракчи на заседании комиссии по выполнению ядерного соглашения в Вене, о чем сообщило агентство ИРНА. «Решение Верховного суда об использовании иранских активов в США идет вразрез с международным правом», — сказал А.Аракчи.

С целью расследовать факт ареста активов Центрального банка Ирана в США была создана специальная правительственная комиссия, в которую вошли представители министерств экономики и финансов, иностранных дел, разведки и юстиции, председатель ЦБ ИРИ. Комиссия выступила с интересным заявлением. В заявлении от 16 мая сего года в частности говорится: «Несмотря на наличие враждебных санкций против Ирана, наложенных судебной властью и Конгрессом, несмотря на наличие сведений о согласованных усилиях присвоить имущество иранского народа, и несмотря на неоднократные предупреждения иностранных источников и  отечественных центров власти, почему правительство с 2007 по 2008 год не предприняло никаких действий, чтобы вывести иранские активы из страны, которая уже доказала свою ненадежность?». Очевидно, что речь идет о правительстве Махмуда Ахмадинежада. В промежутке, когда постановление о заморозки иранских активов вынес Нью-йоркский суд и пока его не подтвердил Верховный суд, у Тегерана было время вывести свои средства из США, однако этого сделано не было.

Комиссия также выяснила, что конфискованные у Ирана 2 млрд долларов в виде облигаций принадлежали одной доверенной компании в Люксембурге, однако, эта компания перевела часть иранских вкладов на счет в американском банке. В тот момент, когда стало понятно, что приобретенные Ираном ценные бумаги в «опасности», Центральный банк ИРИ, несмотря на многочисленные предупреждения, распродал лишь малую их часть. В результате иранские активы в США были конфискованы. Комиссия по расследованию заявила, что присвоение имущества ИРИ не является правовой, политической или банковской проблемой, а угрозой национальной безопасности Исламской Республики.

О том, что Соединенные Штаты не намерены менять свою политику по отношению к Ирану, Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи повторял на протяжении всего переговорного процесса по ядерной программе. После вступления соглашения в силу США не спешили размораживать иранские активы, на что Верховный лидер заявил, что США выполняет свои обязательства лишь на бумаге. На встрече с послами исламских государств в Тегеране, А.Хаменеи заявил, что антииранская и антишиитская деятельность является основной политикой США и их союзников. А на встрече с лидером палестинского «Исламского джихада» Рамаданом Абдуллой, А.Хаменеи назвал врагом Ирана номер один США, за спиной которого «стоит сионистский режим»о чем сообщило иранское агентство «Мехр».

На иранском национальном телевидение выступил и министр юстиции Хадад Адель Пурмохаммад, Он сообщил, что специально созданная комиссия уже провела свое расследование и передала материалы Высшему совету национальной безопасности, который в свою очередь должен обсудить и определить сроки подачи иска в Международный суд.

Таким образом, совершенно очевидно, что оптимистические прогнозы о том, что с приходом на пост президента умеренного реформатора Хасана Роухани и победой реформаторов на парламентских выборах ирано-американские отношения после 37 лет вражды пойдут на улучшение, после решения Верховного суда США потеряли всякий смысл. Если ранее существовало мнение, что клерикальный режим Исламской Республики слишком консервативен и не хочет мириться с Западом, то на сегодняшний день стало понятно кто на самом деле не желает примирения и кто так опасается могущества Ирана в регионе и  мире.

Решение США присвоить иранские активы также свидетельствуют о полном безнаказанном самоуправстве Вашингтона, против действий которых не властны никакие международные нормы и правила.

 

  1. Общее число депутатов Меджлиса (Исламского совета) составляет 290 депутатов. По результатам прошедших в 2016 году выборов, большинство мест принадлежит представителям умеренного и реформистского крыла иранской политической системы.
52.32MB | MySQL:103 | 0,451sec