О развитии ситуации в Сирии

Операция сирийских правительственных сил по установлению контроля над Алеппо очевидно если не провалилась, то, по крайней мере, серьезно забуксовала. Неким переломным моментом во всей активности сирийской армии и их союзников в лице иранцев, прежде всего, под Алеппо стал захват сторонниками «Джебхат ан-нусры» (запрещена в России) населенного пункта Хан Туман. При этом основную силу со стороны Дамаска там составляли иранцы, которые понесли серьезные потери в живой силе. Одновременно силы палестинских групп, которые должны были перерезать линии снабжения противника в Алеппо в зоне Хандарат, провалили свое наступление. В данном случае причина такого положения дел, в общем-то, лежит на поверхности. Это слабость иранских и сирийских военных в области штабного управления и тактики. Подразделения КСИР, которые в основном и воюют в Сирии, со всей очевидностью доказали, что бывшие фанатичные студенты так и останутся ополчением, как их не экипируй и какие громкие названия им не давай. При этом ленинский принцип «учится военному делу настоящим образом» предан забвению, видимо, из глубокой убежденности в том, что крепкая вера может компенсировать недостаток обучения. Бои в районе Алеппо и являются фактическим опровержением этого заблуждения. Полагать правильным поручать иррегулярным палестинским группировкам исполнить важнейший пункт операции по установлению контроля над каналами снабжения исламистов под Алеппо — есть непростительная ошибка. Американские аналитики в этой связи указывают на расхождение между Тегераном и Москвой по вопросу дальнейшей тактики. Москва якобы желает сделать основной упор на мирных переговорах, а Тегеран настроен исключительно на военный путь решения сирийской проблемы. Но это не совсем так, хотя бы исходя из того, что одно совершенно не исключает другого. По крайней мере, в отношении продолжения наступательных операций под Алеппо. В Тегеране опять же недовольны и тем фактом, что российская авиация слабо помогала им во время боев за Хан Туман. Но интенсивность такого содействия была связана не с политическим расхождением между Ираном и Россией, а прежде всего — соответствующими неблагоприятными погодными условиями. Но в любом случае один вывод очевиден — КСИР не в состоянии осуществлять самостоятельные наступательные и оборонительные операции без качественной воздушной поддержки.

При этом вновь появились сообщения о том, что ливанские боевики из «Хизбаллы» готовятся покинуть провинцию Алеппо и переместится в район Каламун на сирийско-ливанской границе. Не согласимся с этим утверждением. Речь скорее всего идет о перегруппировке некоторых отрядов ливанских шиитов в район Дераа и Хомса, где ситуация серьезно осложнилась в результате отвлекающих от Алеппо ударов отрядов «Джебхат ан-нусры». При этом говорить от отходе «Хизбаллы» от активной роли в сирийских событиях мы бы не стали, она по-прежнему останется высокой. Это подтвердил недавно и ее лидер шейх Х.Насралла: «шиитская группировка «Хизбалла» намерена укрепить свое присутствие в Сирии, увеличив число бойцов, сражающихся против бандформирований». По данным телеканала «Аль-Манар», Х.Насралла упомянул о гибели в Сирии неделю назад одного из командиров вооруженного крыла организации Мустафы Бадреддина. «Смерть любого из наших лидеров не отвратит нас от борьбы, — сказал Х.Насралла. — Эта драгоценная кровь подтолкнет нас к тому, чтобы наше присутствие стало более широким, более сильным и более продуманным». Как сообщил 14 мая телеканал «Аль-Манар», М.Бадреддин погиб в результате обстрела бандформирований, а не от удара ВВС Израиля, как предполагалось ранее. Но дело даже не в Бадреддине, а в общей концепции обязательности участия ливанских шиитов в сирийском конфликте до тех пор, пока это будет необходимо их главному внешнеполитическому спонсору в лице Тегерана. А он отступать из Сирии не намерен. Другой вопрос, что иранские силы в лице плохо обученного командного звена КСИР просто не в состоянии нанести исламистам серьезное поражение без авиаподдержки со стороны ВКС России. В этой связи, видимо, настал момент постановки перед иранскими и сирийскими союзниками вопроса о превалирующей роли именно российского генштаба в рамках планирования и координации наступательных операций. Если традиционная персидская гордость не позволяет иранским военным пойти на это, то пусть продолжают делать это сами с очень сомнительным успехом. Когда количество погибших генералов КСИР достигнет критического уровня, то и гордость с неизбежностью трансформируется в целесообразность. Тем более, что из Тегерана стали поступать сигналы о том, что командующий элитным подразделением КСИР «Кудс» генерал К.Сулеймани может быть скоро заменен на своем посту главного координатора иранского присутствия на сирийском направлении и переведен полностью на ливанское. Его должен заменить один из его заместителей. Это свидетельствует о том, что в Тегеране недовольны организаторскими способностями К.Сулеймани и уровнем его взаимопонимания с Дамаском. По нашей оценке, эти данные в большей мере играют роль предупреждения генералу из Тегерана, нежели чем реальное желание сместить К.Сулеймани в такой критический момент.

Параллельно активизировались и сторонники «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Хомсе и Дейр эз-Зоре, где по-прежнему блокирован крупный гарнизон сирийских войск. Говорить уверенно о том, что существует какое-то глобальное взаимодействие и координация усилий между ИГ и «Джебхат ан-нусрой» мы бы не стали. Она несомненно присутствует на уровне полевых командиров, а кроме того ИГ всегда успешно использовало подходящие моменты складывающейся оперативной обстановки для достижения своих локальных целей. В данном случае концентрация сил правительственных сил под Алеппо автоматически ослабила их присутствие под Хомсом, и этим постаралось воспользоваться командование ИГ.

В этой связи отметим локальный успех правительственных сил в Восточной Гуте, где им удалось укрепить свое присутствие. В значительной части это было связано с тем, что между различными оппозиционными группировками начались серьезные разногласия и даже столкновения в связи с гибелью харизматичного полевого командира «Джейш аль-ислам» Захрана Аллюша. Этот момент вновь заставляет напомнить о важности точечных ликвидаций командиров исламистов. Причем не только среднего звена, что само по себе дезорганизует управление отрядами, но и ключевых фигур с точки зрения сохранения единства оппозиционного фронта в той или иной провинции. То есть необходимо четко классифицировать полевых командиров с позиции оказания ими решающего влияния на сохранение единства различных отрядов в том или ином районе с последующей их планомерной ликвидацией.

Выскажем мнение о том, что иранцы будут наращивать свое присутствие в Сирии и в ближайшее время постараются вернуть себе стратегическую инициативу под Алеппо. В настоящее время они перебрасывают туда дополнительные подкрепления. Там же будут сконцентрированы и основные силы правительственных сил в лице «Тигров», «Ястребов пустыни» и Республиканской гвардии. Ливанцы из «Хизбаллы» сохранят свое серьезное присутствие под Дамаском и Хомсом в рамках заполнения участков фронта, которые остаются неприкрытыми в результате передислокации основных сил под Алеппо.

52.26MB | MySQL:103 | 0,449sec