Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16 — 22 мая 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Турции. В Вене 17 мая прошла встреча представителей стран, входящих в Международную группу поддержки Сирии (МГПС). В итоговом коммюнике её участники подчеркнули необходимость дополнительных усилий по прекращению боевых действий в Сирии, обеспечению гуманитарного доступа и реализации политического процесса. Экстренный съезд правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) 22 мая избрал новым главой партии Б. Йылдырыма — министра транспорта, мореходства и коммуникаций. Ожидается, что Б. Йылдырм возглавит новое правительство страны.

Ситуацию в Сирии и пути урегулирования конфликта в этой стране обсудили 17 мая в Вене страны-члены МГПС. Итоги встречи показали, что наряду с общими подходами по реализации достигнутых ранее договоренностей по сирийскому урегулированию, между Россией и её западными партнерами сохраняются расхождения по некоторым вопросам, в частности, о дальнейшей судьбе президента САР Б. Асада и о том, кого следует считать террористами и исключить из мирного процесса. МГПС призвала все стороны, участвующие в мирном урегулировании, дистанцироваться от террористических группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» (обе запрещены в России). Никаких решений о проведении следующего раунда межсирийских мирных переговоров принято не было. МГПС лишь призвала стороны конфликта вернуться к диалогу. Глава МИД России С. Лавров заявил, что Москва обязуется активнее работать с правительством Сирии, а США — с сирийской оппозицией. Лавров также отметил, что «по всем трем направлениям (прекращение боевых действий, гуманитарная помощь и политический процесс) мы зафиксировали движение вперед». Россия рассчитывает, что обязательства всех стран по отмежеванию сирийской оппозиции от «Джебхат ан-нусры» будут выполняться и эта группировка не должна рассматриваться средством для сдерживания Б. Асада. По словам С. Лаврова, президент САР не игнорирует советы России по урегулированию в Сирии. В то же время Турция «вместо голословного отрицания» должна подтвердить в Совбезе ООН свою непричастность к поддержке боевиков в Сирии. Госсекретарь США Дж. Керри заявил, что Вашингтон ждет от Б. Асада выполнения взятых им на себя обязательств по соблюдению условий перемирия на территории страны. По словам Дж. Керри, США во взаимодействии со своими ближневосточными партнерами намерены принять дополнительные меры для пресечения проникновения боевиков в Сирию, а также поставок оружия и финансовых средств действующим в этой стране экстремистам. В Госдепартаменте США сообщили, что силы сирийской оппозиции по-прежнему взаимодействуют с экстремистскими и террористическими группировками, невзирая на уговоры Вашингтона. Глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр заявил, что страны, поддерживающие сирийскую оппозицию, могут усилить ей военную помощь, поскольку попытки мирного урегулирования конфликта, по мнению Эр-Рияда, не приносят успеха из-за позиции правительства Б. Асада. А. аль-Джубейр заявил о возможности реализации так называемого «плана Б», означающего попытку свержения правительства САР военным путем.

Тем временем в различных районах Сирии правительственные силы продолжали военные действия против боевиков ИГ, «Джебхат ан-нусры» и примкнувших к ней группировок. Наиболее интенсивные бои велись в районе Алеппо, в провинциях Хомс, Хама и Дераа, в пригородах Дамаска. Сирийская армия на минувшей неделе добилась некоторых успехов, в частности, вытеснив отряды экстремистов из пригорода Алеппо Хан аль-Асаль и ряда районов Восточной Гуты под Дамаском. Нарушения режим перемирия имели место в провинциях Латакия, Алеппо, Дамаск. Сообщается, что боевики «Джебхат ан-нусры» и ИГ беспрепятственно пересекают границу Сирии и Турции, а «это способствует дестабилизации обстановки».

20 мая министр обороны России С. Шойгу предложил «США как сопредседателю МГПС с 25 мая приступить к совместным действиям ВКС РФ и авиации коалиции, возглавляемой США, по планированию и нанесению ударов по отрядам «Джебхат ан-нусры», незаконным вооруженным формированиям, не поддерживающим режим прекращения боевых действий, а также по караванам с оружием и боеприпасами, вооруженным отрядам, незаконно пересекающим сирийско-турецкую границу, исключив при этом удары по гражданским объектам и населенным пунктам». С. Шойгу сообщил, что эти меры согласованы с руководством САР. В то же время Россия оставляет за собой право с 25 мая в одностороннем порядке наносить удары по формированиям, не присоединившимся к перемирию в Сирии. В ответ в Пентагоне заявили, что США не собираются координировать с РФ проведение военных операций в воздушном пространстве Сирии, так как «проводимые Россией операции направлены на сохранение режима Асада, мы же сконцентрированы исключительно на том, чтобы ослабить ИГИЛ  и нанести ему поражение».

Глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Вотел совершил 21 мая тайный визит в северные районы Сирии, где обсудил с представителями вооруженной сирийской оппозиции и курдского ополчения подготовку к наступлению на Ракку – сирийскую  «столицу» ИГ.

Ливанская радикальная шиитская группировка «Хизбалла» намерена укрепить свое присутствие в Сирии, «увеличив число бойцов, сражающихся против бандформирований» на стороне войск Б. Асада.

Оппозиционная Сирийская свободная армия и связанные с ней вооруженные группировки 22 мая пригрозили выйти из режима прекращения огня через двое суток, если правительственная армия не прекратит военные действия в районе Дамаска.

19 мая правящая в Турции Партия справедливости и развития выдвинула на пост своего председателя Бинали Йылдырыма — министра транспорта, мореходства и коммуникаций. Его кандидатура была утверждена исполкомом после внутрипартийных консультаций, а 22 мая на экстренном съезде партии делегаты проголосовали за кандидатуру Б. Йылдырыма, который, как ожидается, станет новым премьер-министром страны. По имеющейся информации, Б. Йылдырым считается одним из наиболее близких соратников турецкого президента Р. Т. Эрдогана, и 22 мая высказался за создание в Турции президентской республики, к чему стремится Р. Т. Эрдоган.

Р. Т. Эрдоган 22 мая принял отставку правительства А. Давутоглу и в тот же день поручил Б. Йылдырыму формирование нового кабинета министров. По заявлению президента Турции, он утвердит новое правительство 24 мая по окончании Всемирного гуманитарного саммита в Стамбуле.

20 мая турецкий парламент одобрил законопроект о лишении целого ряда депутатов Меджлиса неприкосновенности. Документ содержит временные поправки к конституции страны, которые делают возможным лишить защиты перед судебным преследованием 138 депутатов. В отношении них от прокуратуры в парламент поступило в общей сложности 677 запросов о снятии иммунитета. В частности, свыше 25 запросов о лишении неприкосновенности подано в отношении депутатов от правящей ПСР, более 50 — от Народно-республиканской партии, 45 — от прокурдской Партии демократии народов и 7 — в отношении избранников Партии националистического движения.

На минувшей неделе обострилась обстановка в Ираке. В Багдаде 20 мая состоялась многотысячная демонстрация сторонников радикального шиитского политика М. ас-Садра, протестовавших против коррупции в стране и требовавших реформ в системе власти. При этом часть демонстрантов вновь, как это было 30 апреля – 1 мая, прорвалась в «зеленую зону» столицы, где расположены многие правительственные учреждения и иностранные дипмиссии, и ворвалась в здание рабочей резиденции премьер-министра страны Х. аль-Абади. Силы безопасности применили боевые патроны, резиновые пули, водометы и слезоточивый газ, чтобы вытеснить демонстрантов. Сообщается о гибели двух участников акции и ранении примерно 60 человек. Власти города объявили о введении комендантского часа и восстановлении порядка в столице к концу дня 20 мая. М. ас-Садр осудил применение силы в отношении демонстрантов и одновременно поддержал «стихийный бунт» своих сторонников. Глава правительства Х. аль-Абади заявил, что вторгшиеся в «зеленую зону» демонстранты, которые напали на официальные учреждения и их охрану, «нарушили закон и пытались посеять хаос» в Багдаде.

21 мая президент США Б. Обама и премьер-министр Ирака Х. аль-Абади провели телефонный разговор, в ходе которого глава Белого дома подтвердил готовность Вашингтона и дальше поддерживать нынешнее иракское правительство. Б. Обама также рассчитывает, что оно продолжит борьбу с ИГ. «Президент и премьер-министр согласились, что чрезвычайно важно улучшить обеспечение безопасности в Багдаде и международной зоне, и отметили необходимость продолжения диалога между всеми политическими силами в Ираке, чтобы граждане страны могли реализовать свои устремления через демократические институты».

20 мая главарь афганского движения «Талибан» мулла А. М. Мансур был убит в результате удара БПЛА ВС США на границе Афганистана и Пакистана. Это подтвердили представители талибов и кабульские власти. «Мансур открыто выступал против мирных переговоров и процесса примирения», — заявил госсекретарь США Дж. Керри.

Министры иностранных дел стран НАТО 20 мая приняли решение продлить миссию Альянса в Афганистане после 2016 г., так как эта страна «продолжает сталкиваться с множеством вызовов». НАТО будет также финансировать армию Афганистана до 2020 г. В настоящее время в стране в рамках миссии «Решительная поддержка» находятся примерно 12,8 тыс. военнослужащих НАТО, в том числе 6,9 тыс. американских военных. Ещё 2,9 тыс. служащих ВС США осуществляют в Афганистане отдельную миссию, нацеленную на противодействии террористической угрозе.

16 мая в Вене прошла международная встреча по Ливии. По её итогам госсекретарь США Дж. Керри заявил, что Америка и другие страны «готовы поддержать Ливию экономически и гуманитарно, а также оказать помощь по безопасности, по её запросу», но при этом США не обсуждают возможности военной интервенции в Ливию в настоящий момент. Сообщается, что поставки вооружений будут производиться в ответ на запрос ливийского правительства к комитету ООН по санкциям против Ливии. Правительство национального согласия (ПНС) Ливии уже обратилось к мировому сообществу с просьбой снять оружейное эмбарго, чтобы получить возможность противостоять угрозам со стороны ИГ.

Конфликтующие политические силы в Ливии достигли принципиального согласия по вопросу создания в стране единой нефтяной компании, сообщил 17 мая министр иностранных дел ПНС М. Сияла. В то же время создание Президентской гвардии руководством ПНС незаконно, заявил спикер Палаты представителей (парламента, находящегося в Тобруке) А. С. Иса, потому что «в Ливии только одна армия, — та, которой руководит генерал Хафтар. Он уполномочен законным, признанным международным сообществом органом власти».

17 мая представители правительства Йемена приостановили участие в переговорах с шиитскими повстанцами-хоуситами, которые проходили в Кувейте. Причиной, стал отказ делегации хоуситов выполнять положения ряда международных инициатив, в частности, резолюцию Совета Безопасности ООН 2216. Однако после встречи с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и эмиром Кувейта С. ас-Сабахом президент Йемена А. М. Хади заявил 21 мая, что делегация правительства вернется за стол переговоров с повстанцами.

Глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр сообщил 16 мая об изменении приоритетов Эр-Рияда в Йемене. По его словам, главной задачей КСА в йеменском конфликте становится не война с хоуситами, а разгром на юге Аравийского полуострова местного ответвления «Аль-Каиды». Министр считает, что с хоуситами можно вести переговоры, и они являются частью йеменского социума, в то время как «Аль-Каиде» и «Исламскому государству» «не может быть предоставлен шанс ни в Йемене, ни в какой-либо другой точке мира».

Приложение

 

 

О некоторых проблемах национальной безопасности Иордании

 

 

Сложная и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, продолжающаяся война в Сирии и Ираке, неурегулированность арабо-израильского конфликта, прежде всего его палестино-израильского сегмента, внутриполитическая нестабильность в Египте, рост влияния джихадистских организаций в королевстве, давление на власть внутренней оппозиции диктуют иорданскому руководству приоритеты политики в сфере обеспечения национальной безопасности. Значительное негативное воздействие на решение вопросов, связанных с безопасностью государства оказывает недостаточно высокий уровень экономического развития страны, нехватка собственных топливно-энергетических, продовольственных и, особенно, водных ресурсов. Отметим, что из всех государств региона водная проблема наиболее остра именно в Иордании. К тому же по распределению водных ресурсов, в первую очередь рек Иордан и Ярмук, у Иордании имеются до конца не урегулированные противоречия с Израилем и Сирией. Отметим и демографический фактор. С одной стороны, для страны характерны высокие темпы прироста населения, превышающие тепы роста экономики, но при этом Иордания по численности населения значительно уступает своим арабским соседям.

Вопросы обеспечения национальной безопасности решаются иорданским руководством на основе государственного прагматизма.

Серьезную обеспокоенность в Иордании вызывает обстановка в соседних странах – Сирии, Ираке и Египте. В Аммане считают, что происходящие там события негативно воздействует на ситуацию в королевстве, увеличивают террористическую угрозу для страны. При этом наиболее опасным для Иордании является вооруженный конфликт в Сирии, оказывающий разноплановое негативное воздействие на страну и создающий реальную угрозу её безопасности. В Аммане справедливо обеспокоены тем, что «сирийский конфликт может перерасти из гражданской войны в регионально-конфессиональный конфликт». На юге Сирии в районах, непосредственно прилегающих к Иордании, постоянно происходят боестолкновения и теракты, в том числе с участием боевиков «Исламского государства» (ИГ). На границе с САР сосредоточены дополнительные силы иорданской армии, что в Аммане объясняют как превентивную меру безопасности. Растет число сирийских беженцев в королевстве (по различным оценкам, от 1,3 до 1,5 млн человек), чье пребывание создает дополнительное напряжение в стране.

Стремление минимизировать воздействие событий в Сирии «побуждает Амман занять прагматичную и здравомыслящую позицию в отношении сирийского урегулирования». Иордания выступает за политическое решение сирийского кризиса и сохранение единства сирийского государства, так как «разрушение целостности Сирии станет катастрофой», а крушение режима Б. Асада приведет к образованию на сирийской территории «мощного анклава радикалов». Амман поддерживает введенный 27 февраля с. г. режим перемирия в САР. Иордания отрицательно относится к прямому военному вмешательству в сирийский конфликт и не готова «в полной мере участвовать в каких-то полномасштабных агрессивных действиях по свержению режима в Дамаске». В то же время власти королевства поддержали санкции, введенные ЛАГ против официального Дамаска и оказывают содействие «умеренной» сирийской оппозиции. На иорданской территории действуют лагеря по подготовке бойцов для формирований, воюющих против режима Б. Асада.

Перманентная политическая нестабильность в Ираке, сохранение боевиками ИГ контроля над частью иракской территории (в том числе у границы с Иорданией), высокая активность террористов и различных незаконных вооруженных формирований в соседней стране, опасность «экспорта» экстремистов в королевство представляют серьезную угрозу для Иордании, вынуждает Амман принимать дополнительные меры в сфере безопасности.

В Аммане в 2014 г. изначально поддержали инициативу США по созданию международной коалиции для борьбы с «Исламским государством». Иордания вошла в её состав и предоставила свои авиабазы самолетам стран коалиции, наносящим удары по боевикам ИГ в Ираке и Сирии. Самолеты иорданских ВВС периодически участвуют в налетах на объекты ИГ в Сирии.

Иордания выступает за скорейшее политическое урегулирование палестино-израильского конфликта. Примерно 65% населения королевства составляют палестинцы. Это, а также непосредственная близость палестинских территорий к Иордании обусловливают первостепенную значимость палестинских проблем для Аммана, требуют постоянного и самого пристального внимания к ним со стороны иорданского руководства. Иордания обеспокоена усилением радикальных фракций в палестинском движении и отсутствием прогресса на палестино-израильских переговорах. В Аммане считают, что эти факторы оказывают дестабилизирующее воздействие на внутреннюю и внешнюю безопасность королевства.

Иордания и Израиль соблюдают положения мирного договора 1994 г., по которому они обязались «воздерживаться от угроз применения силы друг против друга и решать все вопросы между ними только мирными средствами». Документ считается гарантией обеспечения «длительной безопасности» для двух государств «в пределах признанных границ». В то же время ряд направлений израильской политики, особенно по вопросам изменения облика Иерусалима, расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, жесткость израильской позиции по урегулированию с палестинцами подвергаются критике со стороны Аммана.

В Иордании опасаются усиления внутриполитической нестабильности в Египте. Серьезную угрозу представляет ситуация на расположенном рядом с Иорданией Синайском полуострове, где активно действуют террористы.

США рассматриваются в Аммане как основной стратегический партнер королевства, фактический гарант его внешней безопасности, а Иордания является одним из ключевых элементов ближневосточной политики Соединенных Штатов, которые оказывают этой стране разностороннюю помощь, в том числе финансовую и военную. На иорданской территории базируются американская авиация, группа спецназа и ЗРК «Пэтриот». Регулярно проводятся совместные учения армий двух государств.

Тесные связи, в том числе военные и в сфере безопасности, Иордания поддерживает с Саудовской Аравией и другими аравийскими монархиями. В Аммане считают, что «высокий уровень» отношений с аравийскими монархиями определяется тем, что «безопасность государств Залива и Иордании – сообщающиеся сосуды», а это означает, что «безопасность государств Залива – это наша национальная безопасность».

Укрепление вооруженных сил и служб безопасности считается одним из важнейших элементов укрепления безопасности Иорданского Хашимитского королевства. На сегодняшний день ВС Иордании по качеству подготовки личного состава по праву считаются одними из лучших на Ближнем Востоке. Амман активно сотрудничает с западными и арабскими странами, а также с Израилем в деле борьбы с терроризмом. Благодаря успешным действиям местных спецслужб в последние годы в Иордании удалось во многом нейтрализовать деятельность террористического подполья. В то же время серьезную потенциальную опасность представляют «спящие» ячейки джихадистов, способные организовать антирежимные выступления.

Внутриполитическая обстановка в Иордании остается в общем стабильной. Вместе с тем. Негативное влияние на положение дел в стране оказывают ухудшение экономической ситуации, рост безработицы, особенно среди молодежи, падение доходов населения, коррупция в госаппарате. В то же время иорданские власти, в отличие от Саудовской Аравии, крайне лимитированы «в свободных средствах», для погашения возможных социальных катаклизмов и подкупа племенной бедуинской верхушки.

Все это ведет к усилению исламистских настроений в стране. Так, власти чрезвычайно обеспокоены распространением джихадистской идеологии среди иорданских салафитов. При этом пропаганда религиозного экстремизма идет в основном с территории Сирии и Ирака. В Сирии, в основном на стороне террористической группировки «Джебахт ан-нусра», воюет большое число иорданцев. Много иорданцев воюет на стороне «Исламского государства» в Ираке и Сирии. Их возвращение на родину расценивается местными спецслужбами как прямая угроза национальной безопасности Иордании и «как один из самых опасных сценариев развития ситуации в королевстве». В стране уже отмечено появление подпольных ячеек ИГ.

Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, значимым сдерживающим фактором является то, что «гражданская война в соседней Сирии показала иорданцам цену возможной смуты и вооруженного исламистского восстания».

Таким образом, на сегодняшний день король Иордании Абдалла II, несмотря на имеющиеся элементы напряженности, продолжает уверенно контролировать ситуацию в стране как политически, так и в сфере безопасности. Армия и службы безопасности полностью находятся на стороне монарха.

62.9MB | MySQL:102 | 0,657sec