Саудовская Аравия: нефть и политика

На следующей неделе ОПЕК соберется на свое первое заседание после проведения в апреле с.г. переговоров о замораживании производства между странами-членами и производителями, которые в картель не входят. Сразу же скажем, что никаких прорывов на этой встрече не предвидится. Расчеты некоторых экспертов о том, что со сменой министра нефти КСА с А.аль-Наими на Х.аль-Фалиха каким-то образом будет трансформирована нефтяная политика королевства не оправдались. Эр-Рияд продолжает проводить свою прежнюю политику на нефтяном рынке — банкротство сланцевых компаний в США в первую очередь путем демпингования цен на углеводороды. И, судя по количеству закрывающихся в США нефтяных вышек и повышению средневзвешенной цены за баррель, политика Саудовской Аравии себя оправдывает. И смена ее автора в лице А.аль-Наими в данном случае ничего не доказывает. Его сменили совершенно по иным причинам – наследник наследного принца Мухаммед бен Сальман провозгласил курс на структурные реформы в королевстве и омоложении кадров. Необходимо признать, что болезненная политика демпингования цен с попыткой оставить за собой свой рынок сбыта была единственно возможной в тех условиях. Американские компании в январе 2011 года вышли на уровень добычи в 400 000 баррелей в сутки при общем годовом спросе в 1 000 000 баррелей в сутки В данном случае перед Эр-Риядом оставалось два пути — договоренность в рамках картеля или самостоятельная политика по демпингованию цен. Выбор второго варианта был, по нашей оценке, предопределен просто в силу того, что ОПЕК еще ни разу в своей истории реального эффективного картельного договора не продемонстрировал. Отсюда объективный выбор второго варианта, который на сегодняшний день позволил хоть как-то стабилизировать ситуацию. Но такая политика крайне дорогостоящая. Если даже предположить, что цена за баррель нефти будет колебаться на уровне 50 долларов, то саудовская казна может рассчитывать на годовую выручку 450 млрд риалов (120 млрд долларов в год). Ежегодные потребности саудовской казны составляют 1.1 трлн риалов. Если же цена нефти за баррель будет колебаться в диапазоне 40-50 долларов, то ежегодный дефицит бюджета КСА будет составлять 150 млрд долларов. «Подушка» валютных резервов в КСА сейчас составляет 587 млрд долларов. Самый минимальный период волатильности на нефтяном рынке, по оценке экспертов, составит, минимум, пять лет. Считайте сами.

Другими словами, у Эр-Рияда нет большого выбора в своих действиях. Он должен кардинальным образом диверсифицировать свою экономику, резко уменьшив наполнение бюджета за счет нефтедолларов. При этом одновременно проводя политику демпингования цен и отстаивания своего объема внешних продаж углеводородов. Это потребует пересмотра условий социального договора с населением в сторону ужесточения финансовой дисциплины, отказа от целого ряда проектов и контрактов, а также ликвидации субсидий на воду, обучение, здравоохранения, топливо и продовольствие. Плюс приватизация сферы нефтедобычи и транспортировки. И эти меры сработают только в том случае, если в реальности будет реализован проект принца Мухаммеда бен Сальмана по созданию двухтриллионного инвестиционного фонда с целью входа на мировой финансовый рынок. Другими словами, нефть предлагается заменить финансовыми инструментами. Насколько это реально, какова возвратность этих инвестиций, и куда, собственно, их будут направлять, пока остается загадкой. Непонятно, кто конкретно будет реализовывать все эти планы. Нанятые западные менеджеры и местная талантливая молодежь? Насчет первых — сомнений мало, а вот насчет «молодежного призыва», который провозгласил принц Мухаммед бен Сальман есть большие сомнения. Дело в том, что вся политика саудовского руководства в сфере экономики и молодежной политики, в общем-то, зиждилась на одном принципе — культивировании принципа иждивенчества с очень малым сектором реально мотивированных на что-то людей. Отсюда и полное отсутствие боеспособной армии, управленческих кадров, и вообще какой-то промышленности и инженерной мысли. Население, в общем-то, и не работало, а лишь надзирало и патронировало. Можно предположить, что новую политику будут осуществлять иностранцы, но есть один нюанс. Весь смысл апеллирования принца Мухаммеда бен Сальмана к молодежи королевства как раз и нес в себе посыл создания нового продвинутого и инициативного фундамента поддержки КСА как государственного образования.

Такие реформы требуют смены не одного поколения. У королевства же времени нет. Борьба со сланцевыми компаниями характерна тем, что сланцевые разработки требуют гораздо меньшего, по сравнению с традиционными схемами, времени инвестиционного и технологического зазора. Как только цены на углеводороды пойдут вверх и зафиксируют устойчивый рубеж закрепления, то сланцевые компании начнут очень быстро откупоривать свои законсервированные скважины. Это будет постоянно встряхивать рынок, и соответственно влиять на политику Эр-Рияда как внутри, так и за рубежом. Под последним эксперты полагают отказ Саудовской Аравии от очень дорогостоящих проектов распространения и укрепления своего влияния в Ливане, Сирии, Ливии и Ираке. Серьезно скорректируется в сторону уменьшения благотворительная деятельность по всему миру. Резко уменьшится военные расходы. На этот год в бюджете заложено на эти цели только 213 млрд риалов, что гораздо меньше, чем в два предыдущих года. Нот самое главное — те же эксперты уверены, что по мере роста цены на нефть договороспособность Эр-Рияда по вопросу единой политики стабилизации нефтяного рынка будет пропорционально уменьшаться. Если, как полагают эксперты, в 2017 году цены на нефть выйдут на рубеж 70-80 долларов за баррель, то Эр-Рияд фактически потеряет стимулы к серьезным структурным реформам. То есть он впадет в стагнацию по пути структурных преобразований, которая в реальности будет агонией. При этом все страны ССАПГЗ, являющиеся нетто-экспортерами совершенно не торопятся диверсифицировать свою нефтезависимую экономику. Практически все они, и КСА не исключение, планируют серьезно нарастить добычу нефти уже к 2020 году. По оценкам тех же экспертов, КСА не пойдет в течение ближайших пяти лет экономической рецессии на какие-то серьезные уступки и картельные договора на эту тему с ОПЕК. Его суточная добыча останется, как минимум, на уровне 10.5 млн баррелей нефти в сутки, и снижать его Саудовская аравия не будет

52.38MB | MySQL:103 | 0,471sec