Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 — 29 мая 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, Ираке и Турции. На севере Сирии преимущественно курдские вооруженные формирования «Сил демократической Сирии (СДС) развернули наступление в сторону города Ракка – «столицы» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). В Ираке правительственная армия и ополченцы начали операцию по освобождению от боевиков ИГ города Эль-Фаллуджа в 50 км от Багдада. Парламент Турции 29 мая вынес вотум доверия новому правительству страны во главе с Б. Йылдырмом.

В Москве 26 мая прошел четвертый министерский раунд стратегического диалога Россия-ССАГПЗ. По его итогам была подтверждена «полная приверженность» решениям, принятым по сирийскому урегулированию в рамках Международной группы поддержки Сирии и Совбеза ООН. В то же время ССАГПЗ и РФ не достигли согласия по судьбе президента САР Б. Асада. Рассматривалась ситуация в регионе Персидского залива, Йемене, Ливии, Ираке, палестино-израильское урегулирование. Было заявлено о необходимости выстраивать отношения добрососедства, уважения интересов друг друга между аравийскими монархиями и Ираном. Участники встречи были едины в том, что угрозы терроризма и экстремизма требуют «бескомпромиссного противодействия» ИГ, «Аль-Каиде», «Джебхат ан-нусре» (запрещены в России)  и им подобным. Обсуждалось продвижение конкретных проектов между Россией и ССАГПЗ в нефтегазовой сфере, в области энергетики, включая ядерную, в сфере информационно-коммуникационных технологий и в других областях.

24 мая на севере Сирии ополченческие формирования СДС начали наступление на город Ракку. По оценкам западных экспертов, силы СДС насчитывают до 25 тыс. курдских бойцов и 5-6 тыс. арабских. В наступлении на Ракку участвуют до 12 тыс. бойцов, которым противостоят от 3 до 5 тыс. боевиков ИГ. Помощь СДС оказывает авиация международной коалиции во главе с США. Кроме того, в северную провинцию Хасеке прибыли 250 морских пехотинцев США и «тяжелая военная техника». При этом Пентагон отрицает непосредственное участие американских военных в наземных боевых действиях в Сирии. На сегодняшний день отряды СДС смогли освободить от противника несколько населенных пунктов. Сирийский оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) выразил разочарование по поводу решения антитеррористической коалиции во главе с США «доверить курдам освобождение арабского города Ракка».

Россия не занимается в Сирии решением проблемы курдов, это дело курдского народа и правительств тех стран, где курды проживают, заявил 27 мая президент В. Путин. «В Сирии мы занимаемся борьбой с террористическими организациями и сохранением легитимной структуры власти, с тем чтобы там ничего не рухнуло, и мы на территории Сирии не увидели повторения ливийских событий, или еще хуже — сомалийских событий. Вот этого мы не хотим допустить».

25 мая в МО РФ сообщили, что Россия откладывает нанесение ударов по позициям боевиков в Сирии до окончания размежевания ряда формирований с террористической группировкой «Джебхат ан-нусра». По данным генштаба ВС РФ «Джебхат ан-нусра» «частично восстановила свою боеспособность, пополнила запасы вооружения и боеприпасов и начала активные действия», направленные на срыв режима прекращения огня. Причем её отряды находятся в тех же районах, что и формирования «умеренной оппозиции», по которым удары ВКС РФ и ВВС САР не наносят. В результате «нерешенность вопроса о разграничении «умеренной оппозиции» и «Джебхат ан-нусры» не позволяет эффективно бороться с террористами». В МО РФ также считают, что отказ США от совместных с Россией действий против боевиков в Сирии ведет к эскалации конфликта.

Турция и другие страны продолжает снабжать «Джебхат ан-нусру» оружием и боеприпасами. Турецкая артиллерия регулярно обстреливает приграничные районы Сирии и позиции курдского ополчения. Эти обстрелы курды расценивают как «попытки оказать военное давление на СДС».

Американские военные довольны контактами с ВКС РФ при осуществлении операции в Сирии, но по-прежнему не координируют с ними нанесение ударов по позициям ИГ, заявили 26 мая в Центральном командовании ВС США. В американском Госдепартаменте сообщили, что США не обсуждают с РФ проведение совместных операций в Сирии, а обсуждают «предложения по устойчивому механизму поддержания режима перемирия». Глава МИД РФ С. Лавров указал госсекретарю США Дж. Керри на необходимость выполнения обещания Вашингтона об отмежевании сирийской оппозиции от террористов. Американцы заявляют, что они не против того, чтобы исключать из перемирия в Сирии группировки, нарушающие режим прекращения огня, однако армия Б. Асада не должна атаковать «оппозиционные силы». В Вашингтоне также заявили, что будут настаивать на уходе от власти президента Сирии Б. Асада, даже если за такой подход придется платить продолжением кровопролития в стране.

Боевики ИГ развернули масштабное наступление против сил вооруженной сирийской оппозиции севернее Алеппо недалеко от турецкой границы и на минувшей неделе заняли несколько населенных пунктов. Так, 29 мая джихадисты заняли город Мареа, который являлся тыловой базой отрядов оппозиционной Сирийской свободной армии  на севере страны.

23 мая террористы из ИГ совершили теракты в приморских городах Джебла и Тартус, в результате которых погибли свыше 120 человек.

Москва призывает Запад подтолкнуть сирийскую оппозицию к переговорам, а не устанавливать крайние сроки создания управленческого механизма в Сирии, заявил 26 мая министр иностранных дел России С. Лавров.

Глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр заявил 26 мая, что сирийский оппозиционный ВКП должен быть «единственным законным представителем сирийского народа на переговорах в Женеве».

23 мая армия Ирака и ополченцы начали операцию по освобождению города Эль-Фаллуджи в провинции Анбар от боевиков ИГ. Действия наземных сил поддерживают иракские ВВС и авиация коалиции во главе с США. В первые дни наступления от противника были освобождены несколько населенных пунктов в окрестностях Эль-Фаллуджи, а сам город взят в кольцо окружения. Войска заняли большую часть предместий города и находятся недалеко от его центра, где сосредоточены главные силы экстремистов (500-700 человек). В то же время противник проводит опасные контратаки, используя заминированные бронемашины и внедорожники. Эти вылазки замедлили темп наступления правительственных сил. Кроме того, боевики используют жителей города в качестве «живого щита» при обороне своих позиций. В качестве отвлекающего маневра боевики ИГ 28 мая атаковали город Хит к востоку от Эль-Фаллуджи. Командование западной коалиции считает, что не следует переоценивать успехи иракской армии.

24 мая президент Турции Р. Т. Эрдоган одобрил состав нового правительства страны во главе с Б. Йылдырымом, а 29 мая турецкий парламент вынес ему вотум доверия. Б. Йылдырым сменил глав 11 ведомств и двух вице-премьеров. Некоторые ключевые министры остались на своих постах, в том числе главы МИД М. Чавушоглу и МВД Э. Ала. Среди основных целей, обозначенных Б. Йылдырымом, — борьба с терроризмом и принятие новой конституции Турции с положениями о переходе к президентской форме правления. По мнению политических наблюдателей, кабинет Б. Йылдырдыма «представляет собой в основном, хотя перетасованный и переформатированный, но прежний набор функционеров правящей Партии справедливости и развития», что не предполагает «серьезных изменений в турецкой внешней политике, которая определяется Эрдоганом», причем «новое правительство и сам его глава гораздо ближе к Эрдогану, чем был кабинет Давутоглу».

Президент Р. Т. Эрдоган 24 мая вновь пригрозил Европейскому союзу выходом из миграционного соглашения, если ЕС не предоставит гражданам Турции безвизовый режим. Кроме того, Р. Т. Эрдоган выразил неудовольствие в связи с тем, что средства, которые ЕС должен выделить Анкаре согласно миграционному соглашению, до сих пор не начали поступать в Турцию.

Р. Т. Эрдоган выступил с критикой США после того, как СМИ заметили американских военнослужащих с символикой сирийских курдских сил самообороны, которых в Анкаре считают террористами. В Вашингтоне заявили, что США намерены продолжать диалог с Турцией, в том числе, по ситуации на севере Сирии, однако свою позицию о курдских силах самообороны менять не будут.

Президент России В. Путин заявил 27 мая, что Москва ждет конкретных шагов от Анкары в связи со сбитым российским бомбардировщиком. «Мы ждем каких-то конкретных шагов с их (Турции) стороны. Пока их нет». «Мы тоже хотим возобновить отношения. Не мы их разрушили».

Представитель консервативного крыла аятолла Ахмад Джанати избран 24 мая председателем Совета экспертов Ирана с двухлетним мандатом. Помимо поста председателя Совета экспертов А. Джанати возглавляет Совет стражей конституции – ещё один влиятельный орган, который на последних парламентских выборах воспрепятствовал трем тысячам представителей реформистов и умеренных кандидатов участвовать в выборах.

28 мая состоялось первое заседание парламента Ирана нового созыва. Депутатам было зачитано послание верховного лидера страны А. Хаменеи, призвавшего парламентариев дать отпор попыткам врагов навязать Ирану свои планы. По словам А. Хаменеи, у иранского Меджлиса два основных приоритета — создать устойчивую экономику и приложить усилия для развития и обогащения исламской культуры. Президент ИРИ Х. Роухани, выступая перед депутатами, отметил важную роль, которую им предстоит сыграть в обеспечении политической и экономической мощи страны. Спикером Меджлиса 29 мая был избран представитель умеренных консерваторов А. Лариджани, занимавший этот пост уже два раза.

По итогам завершившегося 23 мая визита в Иран премьер-министра Индии Н. Моди было подписано более десяти соглашений, предусматривающих развитие двухстороннего сотрудничества в различных областях, преимущественно экономической. Кроме того, Иран, Индия и Афганистан подписали в Тегеране соглашение о развитии транзитных и транспортных перевозок через иранский порт Чахбахар.

В Афганистане новым лидером движения «Талибан» назначен  Хайбатулла Ахундзада, который станет преемником убитого муллы А. Мансура. Он был заместителем А. Мансура наряду с С. Хаккани, который сохранил свой пост. Вторым заместителем главы движения стал сын основателя «Талибана» мулла Якуб. Некоторые эксперты называют Хайбатуллу Ахундзада «типичным деревенским» исламистским проповедником. По их мнению, центральную роль в военных делах «Талибана» станут играть двое его заместителей. Новый лидер «Талибана» будет уничтожен, как и его предшественник А. Мансур, если откажется от участия в диалоге с Кабулом, заявил официальный представитель президента Афганистана Д. Х. Минапал.

Контингент американских войск в Афганистане будет сокращен, но останется в этой стране еще надолго, сообщил 26 мая глава Пентагона Э. Картер. Военные США будут заниматься поддержкой афганских сил безопасности и проведением контртеррористических операций.

25 мая в Израиле было подписано соглашение о вхождении в правительственную коалицию во главе с премьер-министром Б. Нетаньяху лидера партии русскоязычных израильтян «Наш дом – Израиль» (НДИ) А. Либермана, который должен занять пост министра обороны. Кроме того, НДИ получит портфель министра алии и абсорбции. В рамках соглашения прописано финансирование пенсионной реформы в размере 1,4 млрд шекелей (370 млн долл.), которую продвигал А. Либерман.

Король Иордании Абдалла II издал 29 мая указ о роспуске Палаты представителей (нижней палаты парламента) для подготовки к проведению новых выборов. Согласно конституции, вслед за роспуском парламента в отставку ушло правительство во главе с А. ан-Нуссуром. Исполняющим обязанности премьер-министра назначен бывший глава МИДа Х. аль-Мульки.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Ирака

 

 

В условиях продолжающегося вооруженного противостояния с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ) и перманентно нестабильной внутриполитической ситуации в стране руководство Ирака проводит активную внешнюю политику. Внешнеполитическая деятельность Багдада сконцентрирована на получении максимально возможной политической поддержки, материальной, военно-технической и военной помощи, необходимой для противостояния боевикам ИГ. Иракские руководители постоянно подчеркивают, что мировое сообщество должно более весомо помогать Ираку в борьбе с терроризмом. Важным элементом является активное использование нынешней иракской властью внешней политики для упрочения своих внутриполитических позиций.

Иракские руководители заявляют, что суть национальной внешней политики «заключается в том, чтобы Ирак был фактором стабильности, а не источником угроз». Для этого Багдад намерен строить отношения с соседними государствами на основе «уважения, взаимных интересах и конструктивном диалоге», отказе от вмешательства во внутренние дела других стран. Одновременно Ирак не позволит вмешиваться в свои дела, так как «иракцы в состоянии решать свои проблемы сами». В Багдаде постоянно делают упор на том, что Ирак является полноценным и самостоятельным государством. «Ирак не отказывается контактировать ни с одним правительством или государством, а наоборот стремится к укреплению отношений со всеми странами». В Багдад заявляют, что Ирак «не создает какие-то альянсы в регионе», так как в них нет необходимости. Всячески подчеркивается, что иракцы не позволят использовать свою территорию для нападений на соседей.

Собственную внешнеполитическую деятельность осуществляет иракская курдская автономия, которая все чаще выступает как самостоятельный субъект международных и региональных отношений вне зависимости от позиции центрального правительства. Это вызывает открытое недовольство в Багдаде.

Со времени свержения в 2003 г. власти С. Хусейна Ирак первостепенное внимание уделяет отношениям с США и соседними государствами. В 2008 г. Ирак и США подписали рамочное соглашение об отношениях дружбы и сотрудничества между двумя странами, предполагающее развитие связей в политической, экономической, энергетической, военной, культурной и других сферах. Соединенные Штаты обязались не использовать территорию Ирака для нападений на другие страны.

Эксперты говорят о тенденции на ослабление американского влияния в Ираке. Действительно, Вашингтону становится все труднее воздействовать на внешнюю, а особенно на внутреннюю политику багдадского правительства. Тем не менее, Ирак продолжает находиться в сильной зависимости от США, которые не намерены сдавать свои позиции в этой стране – слишком много средств и усилий вложили американцы в «иракский проект». Как неоднократно заявлял президент Б. Обама, США продолжат оказывать Ираку разностороннюю помощь и содействие. Вашингтон сохраняет сильные рычаги воздействия на Багдад, прежде всего в вопросах военного строительства, оказания военной поддержки в борьбе с ИГ и обеспечения безопасности в целом. В 2014 г. Ирак поддержал решение Вашингтона о создании международной коалиции против джихадистов из ИГ и других террористических организаций и является активным членом этой коалиции. Важной для Ирака остается американская экономическая и финансовая помощь. К тому же часть иракской политической элиты ориентирована на развитие сотрудничества с США. Таким образом, на данном этапе Багдад вряд ли пойдет на серьезные осложнения отношений с Вашингтоном, хотя и будет всячески подчеркивать независимость своего политического курса.

В условиях обострившегося в Ираке в последнее время политического кризиса администрация США усилила внимание к этой стране и интенсифицировала контакты с иракским руководством, в том числе на высшем уровне. В Вашингтоне заявляют, что считают премьер-министра Ирака Х. аль-Абади «надежным партнером» и будут «продолжать поддерживать работу, которой он занимается», пока таковая идет в рамках «иракской конституции и политического процесса в этой стране». США особо рассчитывают, что правительство аль-Абади продолжит борьбу с «Исламским государством».

Ситуация в Сирии привлекает самое пристальное внимание руководства Ирака. Иракские шииты и политики выражают беспокойство в связи с возможным падением режима Б. Асада. По их оценкам, это может привести к увеличению «политического веса» суннитов в Ираке. Официальная позиция Ирака по сирийскому кризису заключается в том, что его разрешение возможно только политическим путем и без внешнего вмешательства. В Багдаде считают неприемлемым любую военную эскалацию в соседней стране, а международное сообщество «должно предотвратить любое военное вмешательство в Сирии». Багдад не поддержал решение ЛАГ о санкциях против Дамаска. Ирак участвует в работе созданной в ноябре 2015 г. Международной группы поддержки Сирии. В Багдаде приветствовали инициативу прекращения огня в САР, основанную на договоренностях между РФ и США.

Из стран-соседей наиболее интенсивно развиваются отношения с Ираном, который настойчиво проводит линию на упрочение своих позиций в Ираке, стремится влиять на политические процессы в этой стране, действуя через местные шиитские силы. В Тегеране подчеркивают, что «безопасность Ирака неразрывно связана с безопасностью Ирана». ИРИ оказывает большую помощь иракским шиитским вооруженным формированиям, которые фактически превратились во вторую армию, причем не всегда подчиняющуюся правительству. Вместе с тем, говорить о том, что Ирак превратился полностью зависимое от Ирана государство, нет оснований. Так, приветствуя иранскую помощь Багдаду в борьбе с ИГ, премьер-министр Ирака Х. аль-Абади при этом заявил, что Тегерану следует уважать суверенитет его страны, а любая помощь должна оказываться только через правительство в Багдаде.

Ирак положительно оценил соглашение по иранской ядерной програме, подписанное в 2015 г. между ИРИ и «шестеркой международных посредников.

Сложные отношения сохраняются между Ираком и Турцией. В Багдаде обвиняют Анкару в «чрезмерно активном развитии отношений турецким руководством с региональным правительством Иракского Курдистана». Х. аль-Абади также призвал Турцию прилагать больше усилий для борьбы с джихадистами из «Исламского государства» и не посягать на территорию соседних государств «в попытках возродить былое влияние». Багдад обвинил Анкару в незаконном вводе турецких войск на свою территорию в районе Мосула.

Взаимное недоверие и недоброжелательность сохраняются в отношениях Ирака с Саудовской Аравией. Выступая за развитие «хороших связей» с КСА, Багдад обвиняет Эр-Рияд в оказании содействия иракской суннитской оппозиции. Саудовцы же опасаются усиления иранского влияния на иракской политической арене. Недовольны в Эр-Рияде и сближением Ирака с Ираном. Иракские власти, со своей стороны, выразили недоумение в связи с тем, что Эр-Рияд, несмотря на то, что Ирак борется с боевиками ИГ, не пригласил Багдад присоединиться к исламской антитеррористической коалиции во главе с КСА, о создании которой было объявлено в декабре 2015 г.

Продолжается процесс улучшения отношений между Ираком и Кувейтом. В Багдаде говорят о стремлении «открыть новую страницу в отношениях между двумя братскими странами». Одной из спорных проблем остается строительство Кувейтом порта Мубарак. Багдад считает, что это может помешать нормальному функционированию иракского порта Умм Каср.

Что касается событий в Йемене, то в Багдаде заявили, что Ирак не признает использование силовых методов и считает, что сторонам йеменского конфликта следует урегулировать споры «только политическим путём и без вмешательства извне».

Динамично развиваются российско-иракские отношения. Россия оказывает Ираку экономическую помощь, поставляет оружие. В Багдаде приветствует активизацию РФ в ближневосточном регионе, поддерживают участие Москвы в сирийском урегулировании и приветствовали удары российских ВКС по боевикам ИГ в Сирии. В Багдаде подчеркивают, что Ирак намерен выстраивать сбалансированные отношения как с Россией, так и с другими странами мира — США, государствами Европы и арабского мира. «Россия сегодня очень важна для нас, но это не означает разрыва отношений с другими странами».

Расширяются отношения Ирака с Китаем, главным образом в экономической сфере. Китайские компании активно действуют в иракском нефтяном секторе и строительстве.

В 2012 г. Ирак и Евросоюз подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает взаимодействие сторон в борьбе с терроризмом, защите прав человека, развитии торговли и поощрении инвестиций, сотрудничество в сфере энергетики.

52.18MB | MySQL:103 | 0,690sec